Процесс изготовления шкатулки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет «Культура и искусство»
Курсовая работа
на тему: "Зимний закат" по мотивам работы А.Митусова
по МДК. 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства
МДК. 02.01 Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства
Специальность 54.02.02Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (вид: художественная роспись по дереву, художественная роспись металлу, лаковая миниатюрная живопись) по программе углубленной подготовки (или по программе базовой подготовки)
Студент:
Курс 3-йгруппа31 ДПИ (а)
Консультант: Анашкина Ольга Игоревна
Москва 2017
:
Содержание:
Фотография изделия…………………………………………………..…..….....4
Фотография студента с изделием……………………………………….....…..5
Введение……………………………………………………………………..…....6
1. Художественно-историческая глава……………………………..….….….8
1.1. История зарождения художественного промысла ………………................8
1.2.Процесс изготовления шкатулки ………………………………….……....11
1.3 Выполнение обтяжки планшета……………………………………….....13
2. Технологическая глава…………………………………………………...…16
|
|
2.1. Оборудование и материалы……………………………….……………….16
2.2 Технологическая карта……………………………………..……………….17
2.3 Творческие этапы работы…………………………………..........................19
3. Охрана труда и техника безопасности…………………..………………..23
Заключение ………………………………………………………………….….24
Словарь терминов……………………………………………………………...25
Библиография…………………………………………………………………..27
Приложение
Введение
Изучение традиций искусства лаковой миниатюры Федоскино необходимо не только для сохранения историко-культурного наследия, но и развития отечественной лаковой культуры в целом.
Специфическое своеобразие развития русской художественной лаковой культуры, несомненно, состоит в том, что на протяжении столетий в ней на основе русской художественной традиции синтезировались многие достижения западноевропейского искусства.
Изучение исторического и художественного опыта знаменитого русского центра лаковой миниатюры Федоскино дает возможность рассмотреть русскую лаковую культуру в системе преемственности исторических периодов, изменяющих формы и содержание художественной деятельности.
|
|
Выбранная экзаменационная работа является росписью шкатулки "Зимний закат" по мотивам работы А.Митусова
Изделие представляет собой классическую шкатулку. Её можно использовать в качестве элемента декора, а также как удобную и практичную емкость для хранения чего-либо.
Такие изделия удовлетворяют человека эстетически и создают смысловую восприимчивость, воображение и фантазию.
Информационной базой курсовой записки стали книги:И.Н. Уханова, Н. Н. Седов, «Русская лаковая миниатюра: истоки и современность» (альбом), В.Б. Ключикова, и ресурсы интернета.
Цель работы: Изучить и собрать материал по теме, и выполнить роспись изделия в стиле Федоскино.
Задачи:
1. Глубокое ознакомление с промыслом, изучение характерных особенностей, колорита и композиционного строя.
2. Сбор иллюстративного материала по заданной теме.
3. Выявление исторических сведений о возникновении промысла и его развитии.
4. Роспись шкатулки в стиле Федоскино.
1. Художественно-историческая глава
История зарождения художественного промысла
Как известно, родиной художественных лаков является Дальний Восток, откуда они начали проникать в Европу с XVI в., по мере расширения политических и экономических связей с восточными странами. В значительной степени этому способствовали мореходы, привозившие на родину экзотические товары, в том числе и поражавшие особой красотой лаковые изделия. Наибольшим спросом пользовались произведения китайских и японских мастеров.
|
|
Крупные партии этого своеобразного товара, прибывали на кораблях в Португалию, Испанию, Италию, Англию, Голландию. В Россию, китайские лаки начали доставлять в XVII — начале XVIII в. купцы, караваны которых двигались дальними сухопутными дорогами через Кяхту на Иркутск, далее через Урал на Москву. Естественно, что этот драгоценный товар, представленный ширмами, кабинетами, столиками, шкатулками и прочими предметами, в первую очередь поступал во дворцы и особняки знати.
Санкт-Петербург оказался центром, где концентрировались первые российские мастера этого нового вида искусства. Важную роль играл Лаковый двор, как его именовали вначале XVIII в. Он располагался на берегу реки Фонтанки в так называемом Итальянском доме — дворце Екатерины I (рис 1). Там находились мастерская и складские помещения с необходимыми для работ материалами.
Основателем этого искусства в Федоскино стал Пётр Коробов. Будучи купцом 1-й гильдии, он занимался не только торговыми делами, но и разнообразной общественной деятельностью. Об этом сообщает М. В. Пржевальский в подготовленной им в 1987 г. Рукописи «Родословная Лукутиных». Коробов по делам службы бывал за рубежом, в частности в Брауншвейге, где, по-видимому, познакомился с производством лаковых изделий на фабрике И. Г. Штобвассера и использовал полученные там знания в собственном деле. В 1793 г. фабрика Коробова уже выпускала из папье-маше лакированные козырьки к военным каскам, затем он начал изготавливать популярные у разных социальных слоев табакерки, гладкие и с гравированными картинками под лаком.
|
|
14 сентября 1824 г. Петр Васильевич Лукутин получает право клеймения государственным гербом всех своих изделий. Его лакировальная фабрика была признана одной из ведущих, а вещи конкурировали с берлинскими и брауншвейгскими. Число рабочих быстро росло. В 1830 г. на фабрике трудилось сто человек, часть из которых были крепостными окрестных помещиков, большинство же — вольнонаемными. К этому времени при фабрике была создана и рисовальная школа на двадцать человек.
С 1888 г. главой лакового предприятия стал Николай Александрович Лукутин (1853-1902) (рис 3). Н. А. Лукутин являлся Почетным членом Московского совета детских приютов, директором Александрийского детского приюта, председателем Совета глазной больницы, директором Московского филармонического общества, членом Общества литературы и искусства. Высокое качество лаковой художественной продукции лукутинской фабрики в последнее десятилетие XIX в. было отмечено получением в 1896 г. четвертого государственного герба.
Особо следует подчеркнуть, что лукутинские мастера не ограничивались в своем творчестве традиционными сюжетами. Так, в 1870-1890-е гг. они проявили заметный интерес к восточнофранкской тематике, что было вызвано дипломатическими визитами иранского шаха Насер ад-Дина в Россию и его встречами с Александром ІІ. Это выразилось в выборе тем, образов, орнаментов. Русские сюжеты появляются в это время и в произведениях иранских миниатюристов, активно работавших в технике лакового искусства.
В 1902-1904 гг., последний период существования лукутинской фабрики, дела вела жена Николая Александровича— Л. Г. Лукутина. Вскоре фабрика была закрыта, а в 1910 г. прежние ее сотрудники объединились в «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина» и вещи, как правило, клеймили печатью артели.
В первые дни войны многие мастера ушли на фронт. В сентябре-декабре 1941 года линия фронта подошла совсем близко к Федоскино. Кровопролитные бои шли всего в нескольких километрах: в районе Лобни, в Белом Расте, на Перемиловских высотах, в Яхроме.
Весной 1942 года, как только опасность взятия Москвы миновала, Федоскинская артель возобновила свою работу. По личному указу Сталина и приказу Советского правительства оставшихся в живых художников отозвали с фронта. Федоскинская продукция хорошо продавалась за рубежом, принося стране необходимую ей твердую валюту.
Процесс изготовления шкатулки
Делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С.. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.
Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.
Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:
1. Нарезка картона.
2. Навивка картона.
3. Проварка в льняном масле.
4. Опиловка, шарнировка.
5. Грунтовка, шпаклёвка.
6. Покрытие чёрным лаком (сверху).
7. Покрытие красным лаком (внутри).
8. Алюминиевый порошок с переведенным рисунком.
9. Припорох (копирование изображения на кальку).
10. Замалёвок (общий набросок композиции).
11. Перемалевок, бликовка (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными красками, изображение бликов).
12. Покрытие бесцветным лаком (5-6 раз).
13.
рис.5 Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки |
рис.6 Рабочее место мастера заготовительного участка |
Полировка.
1.5. Технология обтяжки планшета
o Подготовка планшета к обтягиванию бумагой. Проверить качество поверхности планшета и в случае имеющихся дефектов, удалить их при помощи наждачной бумаги, либо бритвенного лезвия. При обнаружении выступающих гвоздей, забить молотком.
o Подготовка поверхности стола. Отмыть стол при помощи чистящих средств. При необходимости, стол закрыть чистой клеенкой (газеты и тонированную бумагу не применять).
o Положить ватман лицевой стороной на стол. Сверху поместить планшет так, что бы края бумаги были ровными и одинаковыми. При необходимости срезать лишнее по линейке. (рис. 1)
o Убрать планшет, а затем увлажнить ватман при помощи синтетической губки, пропитанной холодной водой. (рис 2)
o
рис. 1 |
рис. 2 |
o Закрепив бумагу на одной стороне планшета, предварительно подтянув бумагу, закрепить лист на противоположной стороне.
o
Закрепить лист на короткой стороне, первоначально согнув ватман в углах так, как показано на фото. (рис 4)
o
рис 3 |
рис 4 |
o Высушить обтянутый планшет в горизонтальном положении, лицевой стороной вверх.
o Подборка композиционного расположения.
o
Разместить шкатулки, изометрию и места подписи.
o
рис 5 |
Перевод рисунка на проект и работа с лицевой стороной.
o Завершенный графичный рисунок. (рис 6)
o Завершенный рисунок в цвете. (рис 7)
o Подпись проекта.
o Завершенный проект. (рис 8)
2. Технологическая глава
2.1 Инструменты, материалы и оборудование
1. Инструменты:
- Кисть – инструмент для росписи.
- Колонковая кисть № 2 для подмалевка.
- Колонковая кисть № 1- 00 для бликовки и чертежки.
- Беличья кисть № 4 для флейцивания.
- Синтетическая кисть № 22 для покрытия лаком.
- Наждачная бумага №1500 и № 2500 - используется для снятия верхнего слоя пыли со шкатулки.
- Карандаш мягкости HB, 2В - используется для работы с проектом.
- Ластик.
- Линейка.
- Транспортир.
- Кнопки.
2. Материалы:
- Ватман А1 для проекта изделия.
- Калька чертежная для перевода рисунка с репродукции на рабочую поверхность.
- Масляные краски для росписи изделия.
- Темперные краски для письма на проекте.
- Льняное масло для разбавления масляной краски, а так же смягчения поверхности наждачной бумаги.
- Лак «Novol» + отвердитель для защиты и закрепления слоев живописи изделия.
- ЭПД клей используется для закрепления перламутра в корпусе шкатулки.
- Растворитель 646 используется для промывки кисти после лака.
- Перламутр используется в качестве декоративной подкладки.
3. Оборудование:
- Деревянный планшет А2 для проекта.
- Стеклянная палитра А4 для хранения и смешения красок.
- Мостик (подручник) для поддержки кисти руки, чтобы не размазать не высохшую краску на изделии.
2.2Технологическая карта
Таблица 1
Стадия | Операция | |
1 | Подготовка поверхности под роспись | o Грунтование |
o Шлифование | ||
o Нанесение серебряного грунта | ||
o Перевод рисунка | ||
2 | Роспись изделия | o Замалёвок |
o Сушка | ||
o Лакирование (не менее 2-х слоев) | ||
o Шлифование | ||
o Перемалевок | ||
o Сушка | ||
o Лакирование (не менее 2-х слоев) | ||
o Шлифование | ||
o Бликовка | ||
o Сушка | ||
o Лакирование (не менее 2-х слоев) | ||
3 | Декоративное оформление | o Орнамент |
o Сушка | ||
o Лакирование | ||
4 | Чистовая отделка | o Очистка и заправка изделия |
o Лакирование | ||
o Сушка | ||
o Шлифование | ||
o Лакирование (не менее 8-ми слоев) | ||
o Сушка | ||
o Шлифование | ||
o Полировка (до зеркального блеска) |
Творческие этапы:
1. Подготовка поверхности под роспись.
На матовую поверхность от края до края зачищается серебряный порошок. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Можно приступать к живописи.
2. Роспись изделия.
На первом этапе росписи изделия производим замалёвок. Плотными, корпусными красками стремимся закрыть всю поверхность крышки, при этом каждый цвет как бы сплавляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий красочный слой, в котором только в приблизительных очертаниях намечаются формы изображения. Нанесенный цвет флейцуется с помощью пушистой беличий кисти, после просушки покрываем тремя слоями лака, для закрепления первого слоя.
С изделия необходимо сбить глянец, для этого на наждачную бумагу №2000 слегка капаем льняное масло, чтобы не повредить или не поцарапать корпус. После, мыльной пенкой смываем жирный слой с поверхности.
На этапе перемалевка уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет неба, ёлочек и озера, проявляются детали. Слегка сфлейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.
На стадии бликовки, белилами вытягиваем снег, вырисовываем березки. Добавляем мелкие детали, в виде бликов на воде и более конкретно силуэт дальних деревьев, на заднем плане добавляем силуэты птиц.
После оставляем слой сушиться, в конце закрепляя слоем лака.
3. Декоративное оформление
" Видом декоративного приёма на борте шкатулки, служит "отводка". Представляет из себя две параллельные золотые полоски, разной толщины." Узор, выполненный тонким металлическим перышком, или рейсфедером, иногда с инкрустацией сусальным золотом.
4. Чистовая отделка
Даем просохнуть шкатулке, после чего наносим 7-8 слоев лака, просушивая каждый слой. После чего наждачной бумагой, предварительно промаслив ее, сбиваем весь глянец и выравниваем слой. После окончания необходимо мыльной пенкой помыть шкатулку.
Далее промасленной тряпочкой начинаем втирать, круговыми движениями, пасту ГОИ до зеркального блеска.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!