ТЕХНИКА: ПРЯМЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ



Представьте творческую задачу и опишите ее.

Напишите, что было бы, если бы у вас были неограниченные ресурсы: деньги, время, работники, техника – все что угодно.

Напишите, как бы вы поступили, не имея никаких ресурсов.

Попробуйте сопоставить эти списки и посмотреть, что получится.

Пример.

Творческая задача: быстрее добираться до работы.

Любые ресурсы: я бы летал на вертолете и приземлялся на крыше офиса.

Никаких ресурсов: у меня нет денег, значит, я бы шел пешком, и мне пришлось бы выходить из дома за два часа до начала работы.

Сопоставление:…………..

Ученые пока не дали универсального определения эмоциям. Их можно объяснить и охарактеризовать по-разному, есть даже взаимоисключающие определения. Один из самых простых вариантов – считать их состояниями тела, которые обусловлены поощрением и наказанием. Подкрепления, без сомнения, подразумевают нечто приятное. К ним стремятся люди, а иногда и животные, и для их достижения каждый раз прилагают все больше усилий. Наказания в свою очередь – это то, чего избегают. Только когда человек осознаёт свои эмоции, он ощущает то, что мы называем чувствами. Узнавание эмоций – важный аспект сознания. Одни полагают: эмоции – это просто реакции, которые эволюционировали как часть сложного процесса выживания в мире. Вторые описывают эмоции как умственное состояние, которое возникает благодаря нашей способности фиксировать происходящее вокруг. Третьи считают, что это социальные конструкции. В конечном счете все понимают, о чем говорят, когда речь идет об эмоциях, однако дать им определение не так просто. Общепризнанна классификация эмоций по трем критериям: валентности (положительной или отрицательной), влиянию на активность (стенические и астенические) и интенсивности. В наше время люди в основном переживают эмоции (вину, стыд, благодарность, ревность) в рамках социального контекста. Самое важное в эмоциях – и многие этого не знают – то, что все они побуждают к действию, определяют поведение.

В 1990-х годах доктор Леду показал, что амигдала сохраняет эмоции. Она обладает способностью удерживать в памяти разные ощущения, неосознанно переживаемые в течение жизни. Прямая и быстрая связь между таламусом и миндалевидным телом позволяет ему незамедлительно получать все сигналы, обработанные органами чувств. Благодаря этой мгновенности амигдала реагирует еще до того, как кора головного мозга проанализирует информацию. Иными словами, пока префронтальная кора регистрирует эмоции, миндалевидное тело, уже получившее все стимулы по своего рода супермагистрали, выдает почти моментальную и автоматическую реакцию: засмеяться, начать драку, убежать, заплакать. Четверть секунды спустя эта информация достигает коры головного мозга. Там она оценивается более тщательно, исходя из контекста, и готовится рациональный план действий. Если оценка коры совпадает с мгновенными реакциями амигдалы, тело продолжает выполнять те же действия. Но если этот анализ показывает, что лучше отреагировать по-другому, например вербально, а не физически, – тогда кора посылает гипоталамусу команду сгладить ситуацию, то есть «выключить» миндалевидное тело. В 2004 году исследования подтвердили, что именно амигдала «производит» чувства страха и раздражения. Она порождает две типичные реакции на страх: замереть на месте или убежать. Это часто происходит в опасной для жизни ситуации, и чувство самосохранения побеждает разум. Когда мы убегаем от грабителя, мы действуем нерационально, рискуя получить пулю. Также амигдала заставляет нас испытывать «естественный» страх перед определенными стимулами, например, когда рядом пролетает птица либо появляется паук или змея. Кажется, некоторые эмоции родились с нами. Это очевидно, если посмотреть, как смеются или плачут новорожденные дети. Другим эмоциям мы, похоже, учимся, например чувству вины. Оно социально обусловлено через негативную обратную связь.

Большинство ученых признают от четырех до шести основных эмоций: страх, злость, грусть, радость, а также удивление и отвращение, которые были добавлены нейробиологом А. Дамаси. Кроме того, эмоции улучшают память. По-видимому, события запоминаются по-разному в зависимости от того, было ли в них эмоциональное наполнение или нет. Простые, нейтральные воспоминания хранятся в гиппокампе. Эмоционально заряженные моменты обрабатываются главным образом в амигдале.

Теория, разработанная несколько лет назад в Университете Иллинойса, утверждает, что у мозга есть заданный режим эмоций. Это точка равновесия настроения, определяющая базовый уровень грусти, радости и т. д. Некоторые события сдвигают эти пункты вверх или вниз. Но обычно мы возвращаемся к «базовым настройкам». В целом люди с негативным эмоциональным состоянием более пессимистичны, больше волнуются и стараются избегать других. А те, кто наслаждается более позитивным эмоциональным состоянием, обычно активны, общительны и доверчивы. Сканирование мозга показало, что эти две группы людей по-разному реагируют на эмоции других. Например, фотографии людей устрашающего облика вызывают более сильную реакцию в амигдале пессимистов, в то время как фотографии улыбающихся сильнее действуют на оптимистов.

Так как эволюция продолжается, мы можем предсказать, какие изменения произойдут с мозгом, если обратим внимание на эволюцию других видов. Сегодня мы знаем, что амигдала больше влияет на префронтальную кору, чем наоборот. Поэтому в определенные моменты эмоции преобладают над разумом и контролируют его. У млекопитающих намного сильнее выражены нейронные пути от миндалевидного тела к префронтальной коре, чем те, что идут в обратном направлении. Мысли могут с легкостью вызвать определенные эмоции и делают это через активацию – как вы уже догадались – амигдалы. Нельзя утихомирить эмоции мыслями, то есть «выключить» миндалевидное тело. Например, сколько бы мы ни твердили себе, что нужно меньше волноваться или грустить, этого не произойдет. Нейронные пути от префронтальной коры к амигдале у приматов намного активнее, чем у других видов млекопитающих. Возможно, они продолжат усиливаться, то есть кора будет получать все больше контроля над миндалевидным телом. Тогда люди будущего смогут лучше управлять своими эмоциями. Но это только предположение. Если новые нервные пути (от префронтальной коры к амигдале и наоборот) в какой-то момент достигнут равновесия, вполне вероятно, что распри между мыслями и эмоциями завершатся более гармоничным союзом разума и чувства. Другими словами, с ростом взаимодействия коры и миндалевидного тела когнитивное и эмоциональное, возможно, начнут работать вместе, а не в качестве двух отдельных систем, как сегодня.

ТЕХНИКА: ИЗМЕНИТЬ ОДНО СЛОВО

Несколько лет назад «Тойота» предложила своим сотрудникам подумать, как увеличить свою производительность. Руководство получило совсем мало идей. Через некоторое время они сформулировали вопрос по-другому: как сделать вашу работу проще? В этот раз их просто завалили предложениями.

Небольшие поправки в формулировке вопроса могут привести к огромным переменам.

Иногда замена одного слова или изменение порядка слов в описании творческой задачи может стимулировать воображение, добавив новые смыслы.

Сформулируйте свою творческую задачу.

Определите ключевые слова и поменяйте их по крайней мере пять раз. Обычно проще всего заменять глагол.

Пример.

Творческая задача: как мне работать меньше часов?

Я меняю одно слово: как путешествовать меньше часов? Как есть меньше часов? Как спать меньше часов? И так далее.

Придумывайте решения новым задачам, возникшим после замены одного слова.

Примените эти идеи к первоначальной задаче.

ТЕХНИКА: ДВА СЛОВА

Опишите суть проблемы двумя словами.

Например, если ваша творческая задача – «как улучшить продажу моего мороженого», двумя ключевыми словами будут «продажа» и «мороженое».

Для каждого слова подберите две качества.

Например, продажи онлайн и продажи в магазине; консистенция и вкус мороженого.

Для этих характеристик подберите еще по два признака.

Продажи онлайн: по электронной почте или на сайте. В магазине: оплата на кассе или у прилавка.

Консистенция: густая и сладкая. Вкус: фруктовый или шоколадный.

Разбивайте эти качества надвое, пока не почувствуете, что материала для решения проблемы достаточно. Разделяя задачу на части, вы обнаружите новую информацию, казалось бы, не относящуюся к исходной проблеме. Потом совместите части в новой и оригинальной манере.

В минуты грусти и радости вы мыслите по-разному. Когда считаете себя богатым и успешным, у вас другие мысли, нежели чем когда чувствуете себя бедным неудачником. То же самое и с творчеством: вам в голову приходят оригинальные идеи, когда вы считаете себя творческим человеком. Если в дороге на приборной доске загорается индикатор малого количества бензина, вы остановитесь на следующей заправке и наполните бак. Индикатор показывает, что без горючего мотор заглохнет. Вы не игнорируете это предупреждение, не замираете в ужасе, а останавливаетесь и заправляетесь. Наполнив бак, больше не смотрите на стрелку показателя уровня топлива. Вы не позволите ей полностью захватить ваши мысли, иначе это будет отвлекать от дороги и создаст опасность. То же самое верно и для негативного мышления или постоянного сомнения, неуверенности или страха – словом, для беспрестанного поиска угроз. Если он подчиняет себе ваш день или даже всю жизнь, сложно стать более творческим. А ведь это просто вопрос эмоций или восприятия.

Люди, набравшие больше всего баллов в тесте на уровень счастья, решают на 25 % больше творческих задач, чем те, кто чувствует себя неуютно или рассержен. Хорошее настроение помогает расслабиться, благодаря чему вы меньше думаете о мировых проблемах и лучше сочетаете далекие друг от друга понятия. Впрочем, немного меланхолии обостряет внимание, позволяя сильнее и дольше концентрироваться. Исследования показали, что известные писатели в восемь раз чаще, чем обычные люди, страдают от тяжелой депрессии. Не то чтобы все успешные писатели и художники были сумасшедшими, просто они больше грустят.

Восприятие и эмоции

Быть творческим человеком – это больше, чем просто отличаться от других. Любой может быть странным, это легко. Сложно быть таким же простым и великим одновременно, как Бах. Делать вещи просто, невероятно просто – вот это творчество.

Чарльз Мингус [9]

Есть история о пигмее, которого впервые вывезли на машине из джунглей в саванну. В дороге он увидел впереди насекомое. По мере того как машина двигалась, он поражался, как растет насекомое. В полной растерянности он спросил у водителя, что это за волшебное насекомое. Водитель ответил, что это вовсе не насекомое – они подъезжали к буйволу. Доминирующие модели восприятия пигмея (насекомые в джунглях) заставили его считать буйвола растущим насекомым.

Доминирующие модели восприятия влияют на поведение и мысли. Нейронные связи ответственны за то, как мы видим и понимаем мир. Эти структуры действуют как система значений, которые через восприятие позволяют понять, что именно перед нами. При этом они предоставляют правила, определяющие наше взаимодействие с миром в целом. Эти нейронные связи порождаются сочетанием генетических элементов, которые мы наследуем, и жизненным опытом.

Физическая среда также оказывает огромное влияние на нейронные структуры. Наш приятель-пигмей привык жить в джунглях и смотреть всего на несколько метров вперед. Его способности восприятия нацелены на понимание ситуаций из его жизни, его физической среды, а не в саванне, где пасется буйвол. Культура, в которой мы воспитываемся, подвержена влиянию сконструированных людьми парадигм. В любой группе, профессии или области есть свои предубеждения относительно реальности. Что возможно, принято, ценится и т. д. Мы впитываем эти парадигмы и передаем другим поколениям через культуру и традиции: дни рождения, похороны, свадьбы, просмотр футбольных матчей и т. д. Друзья, семья, коллеги по работе или учебе и преподаватели также оказывают большое влияние на наше восприятие. Похожий взгляд на мир делает общение с другими людьми проще, ведь мы разделяем с ними одни смыслы, одно понимание мира.

Держась за парадигмы, мы лишаем себя возможности примерить другой взгляд на мир, иные возможности, восприятие, решения и идеи. Это проблема для творчества. Установки мешают нам продвигаться вперед, думать нестандартно и быть более творческими. Даже простое понимание этого станет прекрасным первым шагом к тому, чтобы оставить предубеждения и домыслы и начать думать иначе.

ПРЕДРАССУДКИ

У нас полно предрассудков, которые могут помешать творчеству.

Упражнение: дайте другие названия пяти предметам, которые уже как-то именуются.

Например, назовите музыку «летящими звуками», облако – «плывущим высоко белым дымом» и т. д.

Упражнение: представьте, что вы – фотоаппарат. Пройдитесь по комнате с закрытыми глазами осторожно, чтобы ни на что не наткнуться. Остановитесь. Откройте на секунду глаза и тут же закройте, как будто это объектив фотоаппарата. Посмотрите на то, что перед вами, без всякой предвзятости. Запоминайте все, «сфотографированное» во время этих секундных вспышек. Так вы увидите вещи такими, какие они на самом деле, без фильтра ожиданий.

Когда мы сталкиваемся с новой проблемой, для творческого процесса очень важно хотя бы частично избавиться от предубеждений.

Одна из причин, почему предубеждения так сильны и оказывают на нас такое влияние, связана с эмоциями. Как мы видели в начале этой главы, иногда наше восприятие или интерпретация отдельных событий или обстоятельств моментально запускает эмоциональную реакцию. Например, если мы не можем сосредоточиться при написании рабочего отчета, то сильно переживаем и начинаем думать, что никогда не закончим. Если на улице иностранец спрашивает о чем-то на незнакомом языке, мы раздражаемся, потому что не понимаем его. Если к вам подойдет кто-то, необычно одетый, вы испугаетесь. Эти ситуации воспринимаются как опасные, хотя они совсем не такие. Мы начинаем фантазировать и приписывать преувеличенные значения и смыслы каким-то событиям, зачастую не осознавая несоответствие своей реакции обстоятельствам. Прошлый опыт питает наши эмоции в настоящем: эмоциональный отклик порождает интеллектуальную реакцию, которая в свою очередь закрепляет эти переживания. Простой жест может быть истолкован как угроза.

Впрочем, через подсознание эти эмоциональные реакции помогают людям поддерживать равновесие. Они придадут нам энергии для того, чтобы драться или убежать, если кто-то на самом деле нападет. Но сегодня эта энергия также мгновенно активируется в ситуациях, которые на самом деле не несут никакой опасности. Эти эмоции, вызываемые подсознанием в ряде случаев, искажают восприятие. Чтобы этого избежать, необходимо развивать более осознанное отношение к эмоциям. Мы должны постараться лучше изучить их и понять, что они нам сообщают. Не забывайте: все великие творческие люди претендуют на отличное знание самих себя.

Мы склонны интерпретировать события и чересчур сильно реагировать. Почему бы не остановиться, не вздохнуть поглубже и не попытаться взглянуть на ситуацию со стороны?


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!