Глава 3 Собственные размышления и личный опыт

                                                                                      

Введение

20 век для психологии-век появления различный направлений в науке. В начале века среди них были

Психоанализ (Зигмунд Фрейд)

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.

Индивидуальная психология (Альфред Адлер)

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Бихевиоризм (Джон Уотсон)

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер)

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Кроме них в 20 веке появилось направление-гуманистическая психология

Главным предметом данного направления была личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Одним из представителем гуманистической психологии является Виктор Франкл.

Виктор Эмиль Франкл (; 26 марта 1905, — 2 сентября 1997,) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа

На появление метода логотерапия повлияло нахождение в нацисткам концлагере.

Все исследования были по логотерапии Франкла были описаны в его книгах. Среди них

Логотерапия и Экзистенциальный анализ Лекции

Сказать жизни "ДА!" Психолог в концлагере

Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия

Теория и терапия неврозов

Доктор и душа. От психотерапии к логотерапии

Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов                

Но главной из них была Человек в поисках смысла

 

 

Глава 1 Биография Виктора Франкла

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 в в Вене, в еврейской семье гражданских служащих.

С детства юный Виктор интересовался психологией. В 3 года мечтал стать врачом.

Интерес к психологии Франкла крепчал в подростком возрасте. Он увлекался философией, экспериментальной психологией, психоанализом. В тоже время посещал образовательные классы для взрослых чтобы дополнить свое образование, полученное в средней школе, а также ввел переписку с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Рукопись этой переписки рукопись Франкла была опубликована в Международном журнале Психоанализа.

В юности написал дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. В 1923 Виктор Франкл оканчивает гимназию и поступает в Венский университет где изучает медицину. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1924 Виктор Франкл становится президентов школы школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла было свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства.

В 1938 к власти пришли нацисты, что стало причиной запрета Франклу лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. В тоже время Франклу была предложена виза в Америку, однако он не покинул Вену так как не мог оставить родителей. Это решение характеризует его отношение к жизни: его привязанность к родителям, его готовность заступаться за других, его человеческие колебания и его. готовность постоять за себя, его религиозную позицию и его уважение к традиции.

В 1940 Франкл возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 Виктор Франк женился на Тилли Гроссер.

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Пребывая в лагере, Франкл занимался тайной врачебной деятельностью. месте с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

 

Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам [прояснить, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку.

 

Самым важным для группы было оказание психологической помощи которая предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи — логотерапии. Франкл считал, что, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

 

19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

 

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

 

После 3 лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА “. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатр

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971.В 1947 Франкл женится во второй раз, а медсестре Элеоноре Швиндт, у них родилась дочь, а впоследствии появилось двое внуков.

 

В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.

Франкл умер 2 сентября 1997 г. от сердечной недостаточности. Был похоронен на Центральном венском кладбище как почетный гражданин Вены.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

 

Глава 2 Основные понятия

Книга Человек в поисках смысла была написана Франклом в 1945.Через год книга была издана в Вене. В 1959 книга вышла на английском языке. Первоначально автор планировал опубликовать её анонимно, однако родственники и друзья убедили его поставить свою фамилию. К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров

В книге описываются исследования Франкла

Тезис стремлениям к смыслу Франкл понимает  человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным

Книга состоит из трех глав

Философия человеческой ответственности

Общий экзастенциальный анализ

Основы логотерапии

Философия человеческой ответственности

В первой главе рассказывается про мевозренческую методологию

Потенциалом утверждает, что перед человеком существует ряд возможностей, к которым он стремится к должному, к необходимости, тому самому, что нужно в данный момент. Возможности всегда носят преходящий характер. Но лишь одна возможность в данный момент достойна осуществления: она и есть необходимость. Такая возможность закрепится навсегда в века, в то время как остальные отойдут в небытие.

 

Калейдоскопом – крайний вариант субъективизма. С этой точки зрения человек видит лишь собственный «проект мира». Так вот: проект мира не является субъективным проектом субъективного мира, а субъективным фрагментом объективного мира. «Всякое познание селективно, но не продуктивно».

 

Есть двойное напряжённое поле, в котором протекает вся человеческая жизнь:

 

• напряжение между судным и должным;

• разрыв между субъективным и объективным.

Детерминизм и гуманизм. Свобода

Тезисы:

• человек свободен.

• его свобода ограничена (статуи свободы и ответственности).

Корень пан детерминизма лежит в недостатке различения:

причин и субъективных оснований;

необходимых и достаточных условий;

действующей и конечной причины.

Главная идея: всё человеческое обусловлено. Но лишь там, где оно поднимается над обусловленностью, оно становится человеческим. Человеческая свобода не факт, а факультатив. Это не всемогущество. Свобода невозможна без ответственности. Перед чем и кем? перед совестью!

 

Совесть по своей природе: 1) бессознательна; 2) до логична и интуитивна. Совести открывает должное. Она носит индивидуальную сущностную направленность. В этом она схожа с любовью и эстетикой. В этом смысле схожи этическое, эротическое и паническое. В этом она далека от морали в широко принятом смысле. Категории морали «хорошее и «плохое» устарели. Совесть – одна из составляющих частей неотрефлектированной духовности.

 

Смысл и ценность

 

От напряжения избавляется только невротик. Для жизни напряжение необходимо. Именно поэтому смысл на данный момент не совпадает с бытием. В этом его смысл, так сказать J

 

Смысл меняется от человека к человеку и в человеке – от одного дня к другому. Это не релятивизм, а уникальность, индивидуализм. А субъективизм и релятивизм подрывают идеализм и энтузиазм. Универсальных смыслов не существует, но существуют похожие, например, у людей, принадлежащих к одному обществу. Это ценности – универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которым сталкивается общество или даже всё человечество. Существует своего рода иерархический порядок ценностей, поэтому противоречие их кажущееся и разрешимое.

Смыслы обнаруживаются, а не придумываются (. А ищутся они совестью.

Универсальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра. В условиях, когда универсальные ценности приходят в упадок, ценность совести возрастает.

Есть три типа ценностей:

• ценности творчества, состоящие в созидании;

• ценности переживания, которые проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира;

• ценности отношения (триада боли, вины, смерти), заключающиеся в отношении человека к факторам, ограничивающим жизнь. Последние – самые высокие.

Общий экзистенциальный анализ

Во второй главе переживания и размышления в концлагере

выделяется три основные стадии:

1Фаза первичной реакции. Её можно кратко охарактеризовать как «шок поступления»

Фаза адаптации. Человек ко всему привыкает. Апатия возникает как защитный механизм психики. Само убийство уже не кажется целесообразным. Регрессия к примитивной фазе влечения к самосохранению.. Помимо апатии проявляется возбуждение и агрессия. Сдвиг от циклотимического к изотермическому типу. Бессрочное временное состояние -> ощущение утраты будущего. Это ведёт к невозможности постановки целей и задач. А духовное падение ведёт к физической гибели.

Фаза освобождения. Освобождение воспринимается как сон. Ф. сравнивает этот момент с опасностью возникновения кессонной болезни

Психиатрия: В лагере происходит облегчение сложных неврозов. Физические условия ведут к ухудшению памяти, снижению либидо, апатии. Многие симптомы сохраняются в течение долгого времени после освобождения. Нередко симптомы, в т. невротические, проявлялись лишь 6 месяцев спустя после освобождения. Молодые люди остаются на том уровне развития, в каком они оказались в концлагере.

 В концлагере  возможна психотерапия. Прежде всего, примером. Задача – сохранить духовность. А духовность человека в него самотрансценденции:

В третьей главе описываются основы логотерапии

Логотерапия-направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла.

Под смыслом понимается нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны.

Суть

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Экзистенциальный вакуум включает следующие утверждения

1 Человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать

2 В противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие.

Теория и терапия неврозов

Ноогенный невроз – такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом.

Ф. предлагает два основных метода лечения ноогенных неврозов:

1) парадоксальная интенция;

2) дерефлексия.

Также, Ф. различает три патогенных паттерна реагирования:

страх ожидания (фобия). Здесь парадоксальная интенция помогает снять страх, порождаемый симптомом.

неврозы навязчивых состояний. Здесь в методе ПИ необходимо, чтобы пациент осуществил то, чего боится

сексуальные неврозы. В этих случаях люди слишком стремятся к наслаждению или делают половой акт своею обязанностью. Методы – те же. Дерефлексия: например, перенесение внимания с собственных ощущений на доставление удовольствия партнёру. ПИ: например, отсрочка коитуса при расстройствах потенции; попытка сокращения полового акта при преждевременной эякуляции

Но помимо снятия синдромов, экзистенциальный психотерапевт должен указать на причину невроза – на потерю смысла, фрустрацию воли к смыслу. Он должен дать основный импульс к его поиску пациентом.

Неврозы :

• Обиженный тип. Акцент с пострадавшего эротизма смещается на сексуальность .

• Тип смирения. Они никогда не достигали собственно эротического отношения к партнёру, застряв на сексуальной фазе. Они считают себя неспособными к любви и в любовь не веря. Эдакие доны Жуаны.

 

• Бездеятельны тип – это онанисты всякие и мастурбаторы. Такого стоит поместить в компанию и дать влюбиться – всё станет хорошо.

Терапевт: 3 подхода:

• соматическая точка зрения: ни воздержание, ни половая связь не противопоказаны при определённой физической зрелости;

• психогигиеническая точка зрения: терапевт должен выступать против сексуальных отношений без любви, психологическая связь между молодыми людьми, кот. Созрели физиологически, но не псих сексуально, противопоказана;

• точка зрения сексуальной этики: психотерапевт не может ни побуждать, ни воздерживать от половых связей, он может лишь дать опред. информацию, равновесие доводов за и против, предоставить выбор, не ограничивая ответственности пациента.

 

Глава 3 Собственные размышления и личный опыт

Книга Человек в поисках смысла-интересная книга основананная на личных переживаениях её автора.

Лично для книга была сложна для понимания однако я получил удовольствие.

Первая глава была сложна для понимания и менее интересной чем две другие.

Вторая глава была поинтереснее так как в ней были описаны размышления Франкла в концлагере. Размышления формировались при наблюдении за узниками.Вот отрывок описывающий одного из узников

В начале марта 1945 года мой товарищ по лагерю рассказал мне, что 2 февраля 1945 года он видел вещий сон: голос, представившийся пророческим, сказал ему, что он может спросить о чем угодно и получит ответ на все. Тогда товарищ спросил, когда война будет для него окончена. Голос ответил: 30 марта 1945 года. Тридцатое марта приближалось, однако не было никаких признаков того, что голос сказал правду. 29 марта мой товарищ свалился в бреду и лихорадке. 30 марта он потерял сознание. 31 марта он умер: его унес сыпной тиф. Для него война действительно «кончилась» 30 марта — в день, когда он потерял сознание.

Читая данное исследование становится жутко от понимания как люди страдали в лагере. За эти страданиям наблюдал автор книги и формировал свои концепции.В первую очередь фазы динамики психической жизни человека

Фаза первичной реакции

Фаза адаптации

Фаза освобождения

К сожалению исследования в концлагере были ограничены Об этом свидельтствует вот этот отрывок

Возможности психотерапии были, естественно, в лагере крайне ограничены. Гораздо больше, чем можно было добиться разговорами, помогал в этом отношении пример. Никто не ждет от нас рассказов о той «малой» и малейшей психотерапии, которая осуществлялась в форме импровизаций — на плацу, на марше, в котловане или в бараке. Последнее, но немаловажное — нам приходилось заботиться о предотвращении самоубийств. Мы организовали службу информации, и о любом проявлении мыслей о самоубийстве или даже намерений нам незамедлительно сообщали. Что было делать? Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно. Чаще всего это случалось довольно внезапно, в виде своебразного кризиса, проявления которого были хорошо известны сколько-нибудь опытным заключенным. Знаменем, под которым предпринимались все попытки психотерапевтической помощи заключенным, была апелляция к воле к жизни, к продолжению жизни, к выживанию в лагере. Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». «Зачем» — это содержание жизни, а «Как» — это были те условия жизни, которые делали жизнь в лагере столь тяжелой, что ее можно было выдержать, лишь принимая во внимание ее «Зачем». Нужно было довести до сознания заключенных, поскольку то и дело представлялась для этого возможность, это «Зачем» их жизни, их жизненную цель. Тем самым удавалось внутренне поднять их вровень с ужасающим «Как» их нынешнего существования, с кошмарами лагерной жизни и помочь им выстоять перед ними.

Из этого отрывка становится ясно как Франклу и другим психотерапевтам было тяжело однако они продолжали исследования и помогали людям.

Для это было невероятно! Из этой главы становится ясно,что Франкл несмотря на ужасающие условия жизни в концлагере занимался своей деятельность и создавал свои концепции.Человек видел смысл своей жизни в страшном месте и продолжал развиваться.

Таким образом вторая глава книги представляет собой размышления в концлагере из которые повлияли на создание основных концепций Франкла по поиску смысла.

Все концепции описанные на основе размышлений и наблюдений в концлагере были описаны в книгах Виктора Франкла.Среди них эта книга.

 

Третья глава вытекает из размышлений второй главы.Эта глава представляет собой концепциии построенные на наблюдениях и размышлениях. Эта глава была самой интересной для меня.

В главе описывается основные понятия о методе Логотерапии.Само название Логотерапия выбрано не случайно.Слово Логотерапия появилось от двух гречиских слов . logos — слово + therapeia — забота, уход, лечение.То есть лечение словом.Также Logos трактоваться как смысл. Соответсвенно лечение смыслом а именно его поиск.

Само понятие смысл сложное понятие не имеющее точного и устойчивого объяснение.У каждого свое понятие и значение смысла. И каждый должен его найти

Вот как автор пишет об поиске

Поиски смысла жизни сами по себе не есть патологический феномен. Что касается молодых людей, то это-их прерогатива: не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задуматься над этим. И когда мы хотим предложить первую помощь в случае экзистенциального вакуума, мы должны начать с этого убеждения. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего это проявление интеллектуальной искренности и честности.

 

Однако если молодой человек задается вопросом о смысле жизни, он должен иметь терпение — достаточно терпения, чтобы дождаться, когда смысл возникнет в его сознании.

Из этого отрывка становится очевидно что процесс поиска смысла-непростой процесс и нужно много терпения чтобы его найти.

Глава много рассказвает о логотерапии,приводя примеры а потом и о взаимосвязи с религию

Третья глава является центром данной книги которая представляет окончательные сформировавшиеся концепции из наблюдений и размышлений в концлагере

 

Таким образом вторая и третья глава данной книги дают болшее представлений о исследованиях Франкла и их интересно читать нежелее первую главу.В них описаны концепции и источники формирования данных представлений.

 

 

Заключение

Виктор Франкл-величайший представитель гуманистической книги который использовал сложнее испытание в жизни для саморазвития.Оказывшись в немецком концлагере он продолжал помогать людям тем самым изучал им и описывал исследования.Это помогло выжить и развиться. После освобождения все эти надблюдения были описаны в книгах в том числе и в книге Человек в поисках смысла

Книга Человек в поисках смысла интересная книга.Вначале конечно она менее интересна но позже она описывает интересные исследвания их результаты.

Не всем будет легко читать данную книгу с первого раза.Но перечитывая её множество открываешь для себя многие новые детали которые не были заметны при первом прочтении.

Также кроме этой книги у Виктора Франкла полно интересных книг в которых описаны исследования и возможно в скором будущем я ними ознакомлюсь.

Книга оставила у меня приятные впечатления и заставила сопереживать её автору а также о многом задуматься несмотря что ее было сложно читать.

 

Список литературы

Виктор Франкл-Человек в поисках смысла-160с

Виктор Франкл-Основы Логотерапии


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!