Внешняя политика Киевской Руси.



Становление и развитие Древнерусского государства происходило в тесном взаимодействии с соседними государствами и народами. Можно выделить несколько основных направлений внешней политики Киевской Руси.

1. – отношения с Византией.       В системе международных отношений Византия занимала особое место. Это была богатая культурная страна, сохранившая свое единство после крушения Западной Римской империи. Любое государство Европы, и Русь в том числе, стремилось поднять уровень дипломатических отношений с Византией. Выполнить эту задачу можно было, как правило, только военной силой. Киевские князья неоднократно организовывали походы против Византии (Олег – 907, 911, Святослав – 970 – 972, Игорь – 944- 945). Цели этим походов:

- заключение договоров, дающих льготы русским купцам, торгующим на рынках Константинополя.

- в случае удачи с Византии взималась контрибуция.

- борьба за расширение территории за счет присоединения византийских колоний.

- демонстрация силы.

Дипломатические отношения с Византией были неустойчивыми. После смерти правителей требовались военные усилия для восстановления прежнего уровня дипломатических отношений. Войны с Византией приобретали политический характер. В  дипломатическое русло отношения переходят с принятием христианства и возрастанием авторитета Руси.

2. – Отношения со Степью. Это   была длительная изнурительная борьба с кочевниками, которая требовала огромных усилий и средств. Кочевники постоянно угрожали южным границам государства.

- борьба с Хазарским каганатом – государством, живущим за счет эксплуатации торговых путей на Каспии. Одно время по мусульманским источникам хазары установили гегемонию над Русью. Это государство разгромил Святослав во время похода 965-966 годов . разгромлена была и Волжская Булгария, союзница Хазарии.

- борьба с печенегами. Владимир I создал систему обороны на юге. Окончательно их разгромил Ярослав Мудрый в 1036 году. Были вытеснены из степи половцами.

- борьба с половцами –сначала они выступали как враждебная сила, совершали набеги. Включились в княжеские усобицы, т.е. вмешиваются в систему внутрирусских отношений. В ХIII веку половцы превратились  также в союзников русских, о чем свидетельствует факт совместного выступления против монголо-татар на реке Калке в 1223 году

   Это направление внешней политики представлено в былинах.

3.– западное направление.     Киевская Русь стремилась установить отношения с Западной Европой, чтобы укрепить свой авторитет, строить отношения на равных и избежать давления. Этот процесс пошел быстрее после принятия христианства. При Владимире существовали дипломатические отношения с Польшей, Чехией, Венгрией. Отношения с Германией были установлены еще при Ольге. Устойчивые и тесные связи поддерживались со Скандинавией. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах для укрепления связей с Западной Европой использовали династические браки. Например, Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, сыновья женаты на византийской, польской и германской принцессах, дочери вышли замуж за венгерского, норвежского и французского королей.

Финно-угорские племена поставлены в зависимость, платят дань. Развивается экономическое сотрудничество. Идет обмен хозяйственным опытом.

Отношения с варягами были важны на первом этапе существования государства. Они дали правящую династию, служили наемниками в дружинах князей, совершали набеги на северо-западные земли. Постепенно растворились в славянском населении.

   

Таким образом, Киевская Русь – государство, имевшее большой вес в международных отношениях, сотрудничавшее и воевавшее со многими государствами.

Принятие христианства на Руси.

 

До принятия христианства славяне по своим верованиям были язычниками. Они поклонялись сверхъестественным силам природы. Существовало многобожие. Потребности государства диктовали необходимость принятия новой религии. Ею стало христианство в православном варианте.

Причины принятия христианства:

1. – международные интересы Руси требовали принятия новой религии, так как оставаться языческой страной в христианском мире означало изоляцию от европейского общества.

2.  – новая религия должна была укрепить государственную власть (один бог – один князь – одно государство).

3. – она способствовало бы развитию культуры.

4.  – она сглаживала бы социальные противоречия в обществе, проповедуя общечеловеческие ценности.

5. необходима идеология, способная объединить восточнославянские племена в один народ.

Русь была крещена в 988 году князем Владимиром. Это была вторая религиозная реформа. Этому предшествовало крещение самого князя в Херсонесе под православным именем Василия (это было одно из условий его женитьбы на византийской принцессе Анне). Крестилась и его дружина. Затем было осуществлено крещение киевлян. Где мирно, где насильственно (например, Новгород), новая религия утверждалась на Руси. Процесс христианизации занял около 2 веков – для этого нужно было время, смена поколений и большая деятельность государства по утверждению новой религии.

«Повесть временных лет» Нестора приводит рассказ о том, как шел выбор новой религии. Рассматривалось несколько возможных религий: ислам (религия волжской Булгарии), иудаизм (религия Хазарского каганата), христианство Запада и православие (Византия).

 

Почему же выбор был сделан в пользу православного христианства?

1. –Русь и Византию связывали давние экономические, политические , военные и культурные отношения.

2. – христианство уже распространялось на Руси (957 г. – крестилась княгиня Ольга , православными были дружинники, купцы, уже строились храмы).

3.  - в Византии светская власть поставила в зависимость от себя патриарха. Это устраивало киевского князя.

4. – пышное богослужение, красивые храмы.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!