Какие античные философы занимались психологией?



 

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит.

Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н.э.) подошел к понятию движущей причины. Источника действия. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) предполагает наличие отдельной субстанции-нус-материи. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анасгор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело ( человек обладает руками)

Самая первая развернутая философская концепция о душе принадлежит Герактиту Эффесскому (544-483 до н.э.) Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий принцип. Гераклит делит души людей на две категории-«влажные» и «сухие». Души»влажные»-несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши-дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерменизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н.э) Утверждал, что все в мире состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Все качественные. Чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)- греческий врач. Философ сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное вспоследствии учение о темпераментах Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло сангвиника, желтой желчи-холерика, черной желчи-меланхолика, а флегмы –флегматика. Считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399гг до н.э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».

Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!