Стоглав 1551 г. Брачно-семейное право.
Стоглав 1551 г. – это источник церковного права.
Он принят в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве, на котором председательствовал Иван IV.
Стоглав включает в себя 100 глав. Его редакции делятся на: пространную, среднюю и краткую.
Источники «Стоглава»:
1. Библия;
2. Церковный устав;
3. другие богослужебные книги;
4. различные канонические сборники;
5. исторические и нравоучительные сборники.
Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:
1. посвященную регулированию церковных дел;
2. посвященную семейному праву.
В Стоглаве в отношении церкви и ее имущества закреплялись:
1. неприкосновенность церковного имущества;
2. исключительная подсудность духовных лиц церковному суду;
3. унификацировались церковные обряды и пошлины;
4. нормы внутрицерковной жизни.
В области регулирования семейных отношений Стоглав 1551 г. основывался на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести; возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.
При заключении брака должен был быть составлен договор сторон (сговор, свод). Его форма – нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.
Законными считались для одного лица только 3 брака. При этом церковное венчание было возможно только во время первого брака, а второй и третий благословлялись.
|
|
Помимо согласия родителей на брак, требовалась «венечная память», т. е. разрешение на брак епархиального архиерея.
Венчание проводилось приходским священником.
Развод допускался в исключительных случаях. Ранее установленные поводы к разводу значительно сокращены.
По Стоглаву прекращение брака возможно в случаях:
1. физической смерти;
2. прелюбодеяния – главного повода для развода, он мог быть применен только мужем по отношению к жене;
3. длительного отсутствия одного из супругов;
4. неспособность мужа к супружеской жизни или бесплодие жены;
5. длительной и тяжелой болезни супруга;
6. пострижения одного из супругов в монахи.
Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно с мужем.
Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.
Жена всегда следовала судьбе мужа: муж был вправе «закладывать» ее и отдавать по служилой кабале в «работу на прокорм». Муж имел право наказывать жену, если эти наказания не превращались в членовредительство.
|
|
Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в монахи, передаче в холопство.
Особенности имела опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.
Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.
Сословный строй России в 15-17 веках: феодальная аристократия, служилые сословия, правовые категории крестьян, холопство и его правовая эволюция.
Россия XVII века была сословно-представительной монархией — Земские соборы постепенно перестали созываться, а с 1653 года перестали созываться вообще. Не сложилось крепостничество, а основной формой земельной ренты стала барщина - обработка крестьянской земли феодала собственными орудиями труда. Существенные сдвиги произошли в ремесленном производстве, широко распространились домашние промыслы, продукция которых вышла на рынок. XVII век отмечен появлением новой формы производства — мануфактуры.
|
|
XVII век — это время, когда были заложены основы многих будущих преобразований Петра I. Достаточно было дать им толчок, чтобы они смогли проявиться в полную силу. При Алексее Михайловиче, например, возникли первые «полки нового строя» - зачаток будущей регулярной армии. Отмена местничества в 1682 году предвосхитила новый порядок службы при Петре I, ставивший на первое место не родовитость, а личные заслуги.
XVII век фактически стал переходным периодом Московской Руси к Российской империи.
Важнейшей тенденцией социального развития было укрепление феодально-крепостнических отношений, регламентация и унификация сословий. Сословный строй в XVII веке отличался сложностью и неупорядоченностью. Правовой статус не оформился, распределение обязанностей было неравномерным. По официальной терминологии того времени общество делилось на «чины» — сословные группы. Сами «чины», не считая духовенства, подразделялись на «служилых людей», тяглых людей и холопов.
Служилый класс:
- По прибору (стрельцы, пушкари, городовые казаки, ямщики и т.д.)
- По отечеству (наследственное право владения населенными землями, свобода от податного тягла и пожизненная служба на различных административных и дворцовых должностях)
|
|
- Государев двор (бояре, думные бояре, дворецкие, казначеи и т.д.)
- Служилый город (объединение основной массы дворян-помещиков, входившие в состав дворяне и дети боярские получали поместные оклады в тех уездах, от городов которых служили)
Тяглое сословие:
- Посадские люди
- Высшие люди
- Средние люди
- Меньшие
- Крестьянские люди
- Черносошные крестьяне
- Владельческие (помещичьи, монастырские, дворцовые)
В дальнейшем сословная структура России постепенно упорядочивалась и упрощалась за счет ликвидации многочисленных промежуточных слоев и консолидации основных сословий. Сближался статус бояр и дворян (особенно после отмены местничества в 1682г.). Главное их разногласие – стремление крестьянства из мелких и средних поместий в крупные вотчины.
Правовые категории крестьянства:
- Помещичьи (крепостные) крестьяне (эта категория населения постоянно расширялась, она не имела никаких гражданских прав, не могла приобретать на свое имя имущество, а все имущество, которое крепостной приобретал, записывалось на помещика, законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика, к концу 18 века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать)
- Государственные крестьяне (их положение было гораздо предпочтительнее, чем положение крепостных, они считались собственностью государства, проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства, обладали возможностью приобретать собственность на свое имя, могли в некоторых случаях покупать земельные наделы)
- Церковные и монастырские крестьяне (после секуляризации данная категория полностью перестала являться церковными и монастырскими, после упразднения коллегии экономии в 80-х годах эти крестьяне входят в состав государственных)
- Бывшие удельные крестьяне (это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии, их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян)
- Посессионные крестьяне (приобретались для работы на мануфактурах, их можно было продать только с самим предприятием)
- Однодворцы (потомки мелких служивых чинов, являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи, они имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи, среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи)
Холопы (с начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных, это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными)
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!