РП: правовое положение населения Древней Руси



В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о двойной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования земли для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Свободные

Привилегированные: князья, бояре

Духовенство

Купечество

«Низы» (Ремесленники и мелкие торговцы)

Смерды-общиннки и посадские люди (юридически и экономически независимые)

2) Феодально-зависимые: закупы (человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем; ст 56-64), изгои и прощенники, «крепостные» смерды

3) Бесправные – холопы (ст 11-120), раба (ст 89)=челядь

 

РП: вещное, обязательственное, наследственное право

Вещное право

2) Обязательственное право (из причинения вреда или из договоров)

За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи(людей, вещей, коней, самопродажи ст 48, 110),займа(денег, вещей; ст 47, 50, 55),кредитования(под проценты или без; 51),личного найма(в услужение, для выполнения определенной работы; 111),хранения (49), поручения (54).

Граница между уголовным наказанием и возмещением ущерба в Русской Правде столь же неразличима, как между сферой уголовного и гражданского права вообще. Формальная граница только на порядке взыскания, за уголовным преступлением следует штраф в пользу князя, за гражданским правонарушением — возмещение убытков в пользу потерпевшей стороны.

3) Наследственное право: преимущество младшего сына в наследовании и приоритет законного порядка над завещательным. Закон упоминает наследование движимого имущества. О наследовании земли речи не идёт.

РП: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний

Преступление по РП – обида, т.е. причинение морального, материального, физического ущерба. Уголовное правонарушение в законе не отграничивалось от гражданско-правового.

Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников. В Русской Правде уже существовало представление о превышении пределов необходимой обороны. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим— корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

1) Преступления против личности: убийство, нанесение увечий, оскорбление дейстывием.

2) Преступления против имущества: разбой, кража, уничтожение чужого имущества, поджог, конокрадство. Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа

Цель наказания – возмещениеущерба

1) Штраф (вира): назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен за убийство простого свободного человека) или двойная (80 за человека с привилегиями). Существовал особый вид виры — «дикая», или «повальная», которая налагалась на всю общину.

2) Поток и разграбление (за убийство в разбое, поджог и конокрадство)

Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Умолчание можно объяснить двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую стремится устранить; влиянием христианской Церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 984; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!