Право собственности и владения на землю в Русском государстве в XVI—XVII вв. (вотчина и поместье).



Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы фе­одального землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий было служилое сословие (дворяне). Поместное землевладение носило условный характер (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу) и временный (давалось на срок службы). Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.

В соответствии с Соборным уложением вотчина была при­вилегированной формой феодального землевладения. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству). В зави­симости от субъекта и способа приобретения вотчины подраз­делялись на дворцовые, государственные, церковные част­новладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.

 

 

Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.

Высший церковный орган – Освященный собор входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний, повинностей.

Церковь являлась субъектом земельной собственности.

Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Во главе каждой епархии стоял епископ. В его компетенцию входили: назначение поповских старост, утверждение священников, открытие новых монастырей, назначение архимандритов и игуменов.

В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Приходы возглавлялись священниками. Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены. В компетенцию поповских старост входило наблюдать за церковным порядком, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников.

Церковь опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье и Стоглаве.

Юрисдикция церкви и государства была разграничена, гос.власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду.

В XVIв. Проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, одинаково важные как для церкви, так и для государства.

Основное содержание Стоглава составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. Было постановлено: церковные земли не продавать, не отдавать, но крепко хранить и новых не просить.

 

 

Формирование крепостного права в России (XV—XVII вв.). Крепостное законодательство.

Прикрепление крестьян к земле началось с Су­дебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (опреде­ленный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожило­го»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установ­ленный переход крестьян запрещался.

С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Собор­ное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавли­вавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для ук­рывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреп­лении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основ­ных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли повинности, со­ставляя основу феодального хозяйства. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами. Их зависимость от хозяина была долговой, ка­бальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половни­ком (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!