III. Проблема легальности и легитимности, виды легитимной власти

I. Понятие власти и концепция власти

Власть представляет собой волевые отношения между людьми. Она имеется в любой устойчивой, организованной общности людей. Возникает вместе с человеческим обществом, существует на всех этапах его развития.

Т.к. общество представляет собой сложную, развивающуюся систему, элементы данной системы необходимо координировать. Средством такой координации выступает общественная власть (т.е. она служит механизмом борьбы с хаосом и произволом).

Политическая наука отвергает тео-генетическую (божественную) концепцию возникновения власти и обращается к естественно-историческому (эволюционному) ее толкованию. Подлинные корни власти в объективном ходе развития общества, где посредством обрядов, обычаев, традиций и законов складывается механизм поведения людей в обществе.

В истоках власти неоднородность людей в обществе, их различные ролевые функции.

Источники власти:

· сила (насилие);

· богатство;

· социальный статус;

· обладание опытом, квалификацией, информацией, знаниями;

· авторитет;

Власть проистекает из объективных источников.

Общественная власть – это форма социальных отношений, которая характеризуется способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия. Сущностью власти является отношения руководства, господства, подчинения, а специфическим признакомдоминирование властной воли.

Концепция власти:

1. Социологический подход. Власть рассматривается как способность и возможность одного субъекта навязать свою волю другому.

2. Функциональный подход. Власть понимается как функциональные отношения, как способность одного реализовать одного субъекта реализовать функцию управления по отношению к другому.

3. Инструментальный подход. Власть – есть возможность использования определённых средств, в частности насилия.

4. Бихевиоризм. Власть – это такая модель поведения субъекта, которая способна влиять и изменять поведение других субъектов.

Наиболее важным видом общественной власти является политическая власть.

Политическая власть – реальная возможность и способность одного субъекта политики навязывать свою волю в политике и правовых нормах другим субъектам и объектам, используя различные методы и средства. Политическая власть от других видов отличается двумя параметрами:

1. Общественное разделение функций между правящей и подчиняющимися группами.

2. Организованное принуждение как основа существования власти.

Политическую власть не следует отождествлять с государственной, т.к. понятие «политическая власть» шире: политическая власть реализуется не только в рамках государства, но и в рамках политической партии и общественных организаций, следовательно, можно говорить о следующих формах политической власти:

1. Государственные формы: законодательная, исполнительная, судебная + местная, региональная, общефедеральная.

2. Общественные формы: власть партий и общественных организаций.

Ядром политической власти является государственная власть, т.к. только она обладает монопольным правом на принуждение граждан (на легальное насилие).

Причины:

1. Только государство обладает на издание законов, которые обязательны для всех;

2. Только государство обладает специальным аппаратом принуждения (армия, полиция, спец. службы);

 

II. Цели властной деятельности:

1. Согласование отдельных социальных процессов в обществе;

2. Придание социальным отношениям определенной направленности;

3. Осуществление легитимного принуждения в предусмотренных нормами случаях;

4. Формирование и поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

Чтобы власть оформилась в систему необходимо, чтобы она включала 2 компонента:

1. Властно-управленческую деятельность;

2. Систему подчинения;

Подчинение не есть пассивное следование властной воли, а является специфической деятельностью субъекта. Подчинение может быть активным, осознанным, реальным, добровольным.

Методы властвования– способы, приемы, средства воздействия, властвующих на подвластных с тем, чтобы добиться их повиновения.

1. Метод принуждения;

2. Метод убеждения;

Метод принуждения – достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, путем использования силы или угрозы применения силы. У объекта не остается права выбора подчиняться или нет.

Принуждение бывает:

1. Физическое - воздействие властвующего на физическую сторону бытия подвластного (штрафы и другие виды санкций, исключение из сообщества или организаций, лишение свободы, репрессии, террор, лишение жизни). Если физическое принуждение применяется в рамках закона страны – это нормально. Если репрессии применяются не в рамках закона – это произвол власти.

2. Психологическое – внушение должного поведения подвластному без учета его волеизъявления.

Метод убеждения – подвластному раскрываются все возможные модели его поведения, описываются последствия каждой из этих моделей, за ним остается право выбора.  

 

III. Проблема легальности и легитимности, виды легитимной власти

Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

1. Традиционная легитимность. Обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность).

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!