Различие библейских мотивов романа и религиозных первоисточников

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Таганрогский металлургический техникум»

 

Учебный проект на тему:

Библейские мотивы

В романе М. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Вид: творческий

 

Автор:

студентка

Подродилина А.П.

группа: 538 специальность: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Руководитель:

Преподаватель Лиманова В.Н.

Оценка при защите

                                                                               

Председатель комиссии (подпись)                          

 

Члены комиссии:                                                    

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ                                       Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

1. Сходство библейских мотивов романа «Мастер и Маргарита» и религиозных первоисточников 5

2. Различие библейских мотивов романа и религиозных первоисточников 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Роман «Мастер и Маргарита» - это художественное произведение религиозно-философского характера, включающее в себя фрагменты Библии и Евангелия, видоизменённые автором. Для правильного понимания романа читателю необходимо познакомиться не только с самим произведением и его персонажами, но и с Библией и её героями. Также нужно отметить, что Михаил Булгаков, используя христианскую литературу, не копировал её сюжеты, а только брал их за основу, опираясь и следуя лишь своим взглядам и представлениям.

Знакомясь с этим романом, читатель всё же может попасть в тупик, не до конца осознав всю суть и значение расхождения «библейских мотивов Булгакова» с христианскими первоисточниками. Для того,чтобы этого не произошло нужно провести параллели между героями и событиями, описанными в религиозных произведениях, и совокупностью действий, происходящих с этими же героями или их прообразами в романе Булгакова.

Этим и обусловлена актуальность выбранной темы проекта.

Целью проектной работы является выявление и изучение библейских мотивов в романе «Мастер и Маргарита».

Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи:

1) прочитать и проанализировать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

2) познакомиться с Библией и другими христианскими первоисточниками;

3) определить роль библейских мотивов в романе;

4) создать проектный продукт.

Практическая значимость: результаты работы над проектом могут быть использованы на занятиях по литературе при изучении творчества М. А. Булгакова и его произведений.

Положения, выносимые на защиту

1. Библейские герои играют основную роль в произведении.

2. Булгаков руководствовался определёнными целями, используя в своём романе библейские мотивы.

3. На написание романа оказала влияние биография автора.


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сходство библейских мотивов романа «Мастер и Маргарита» и религиозных первоисточников

Судьба Булгакова складывалась так, что "ни в одном из своих крупных произведений он не успевал полностью договорить о том, о чем хотел сказать" [3, с. 75]. Единственным исключением является роман "Мастер и Маргарита", в котором за автора сказали всё сами мотивы, которые он взял за основу, - библейские. Но так как Булгаков их переосмыслил относительно своего мировоззрения, то они не являются полностью переписанной информацией с религиозных первоисточников, а лишь имеют с ними определённые сходства.

Прообразом главного героя романа Иешуа Га-Ноцри является библейский Иисус Христос. Он самый спорный с библейской точки зрения образ в произведении. Иешуа означает «Спаситель»; Га-Ноцри - "из Назарета", Назарет - город, в котором произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Сына Божия и прошло детство и отрочество Иисуса. Некоторые строки романа, связанные с образом Иешуа, взяты прямо из Библии, например: "…возле того столбом загорелась пыль" [2, с. 53].В романе встречается эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах, - исцеление Понтия Пилата - единственное чудо, совершенное Иешуа.

Прообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первое Евангелие. До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то есть сборщиком податей, как и Левий Матвей.

Образ Воланда - переосмысление Булгаковым библейского представления о сатане. Согласно традиции иудаизма, в мире не существует абсолютного зла, всё, в конечном счете, есть добро. Булгаков многократно подчеркивает значимость и очистительную силу зла. В образе Воланда органически сплавлено множество не только библейских, но и литературных источников. Само его имя взято из произведения "Фауст" Гёте, где оно является одним из имен дьявола.

Теперь обратимся к свите Воланда: Азазелло - его имя происходит от имени беса в иудаизме;Абадонна- имя этого героя образовано от имени Авадон, что в переводе с древнееврейского означает погибель; имя Бегемот, возможно, взято из Ветхого Завета, где это животное определяется как нечто могучее, несокрушимое, как узда для гордого человека, и, наконец, единственный женский персонаж свиты Воланда -Гелла (в древнегерманской мифологии Гелла - богиня, обитавшая в преисподней) [4, с. 172].

Имя библейского персонажа Понтия Пилата, в отличие от Иешуа и Воланда, даже не изменено, как и не изменено основное событие, связанное с ним, – приговор к распятию, но только уже Иешуа Га-Ноцри. Также с евангельскими мотивами совпадает главное: Понтий Пилат ощутил в бродячем философе потрясающую силу Целителя, Мудреца и Учителя.

Также необходимо обратить внимание на то, что действие в романе происходит в канун Пасхи: начинается в Страстную среду, а заканчивается в ночь с Великой субботы на Воскресение. По Библии в среду произошло предание Иудой Иисуса, в пятницу происходит распятие Иисуса, а в ночь с субботы на воскресение Его воскрешение.

Таким образом, сюжет романа неразрывно связан с библейскими мотивами, герои которых занимают ключевое место в произведении.

Различие библейских мотивов романа и религиозных первоисточников

В произведении "Мастер и Маргарита" библейские сюжеты получают искажённую трактовку. Роман Булгакова в значительной степени основан на переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов автором.

Главное различие между библейским Спасителем и булгаковским Га-Ноцри - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессионерском предназначении и не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит в беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, но еще и Сын Божий: "Я и Отец - одно" [1, с. 312].

У Иисуса были ученики, а за Иешуа следовал лишь один Левий Матвей.

Иисус в сопровождении своих учеников въехал в Иерусалим на осле. А когда в романе Пилат спрашивает Иешуа верно ли то, что он "через Сузские ворота верхом на осле" въехал в город, тот отвечает, что у него "и осла-то никакого нет". Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал [2, с. 55].

Иешуа был мало знаком с Иудой из Кириафа, а Иуда из Кариота являлся учеником Иисуса Христа.

Важнейшим отличием главного героя в «Мастере и Маргарите» от библейского Христа является то, что Иисус не избегает столкновений во мнениях и конфликтов, Га-Ноцри же считает, что "правду говорить легко и приятно" [2, с. 348]. А правда для Иешуа заключается в том, что все люди добрые, просто среди них есть несчастные. Он проповедует любовь, а Иисус утверждает истину.

Один из центральных образов романа - Воланд – тоже далек от классического образа "духа тьмы", о котором говорится в Священном Писании. В христианском толковании дьявол - это олицетворение зла, а у Булгакова он "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" [2, с. 4]. Исказив библейские мотивы, Булгаков представляет читателям Воланда в качестве надзирателя над злом.

Иешуа и Воланд, в отличие от традиционных библейских персонажей, не противостоят друг другу. Они лишь разные стороны одной медали. Идеи равенства добра и зла, необходимости зла для существования добра не существует в Евангелие.

Таким образом, в произведении «Мастер и Маргарита» серьезному изменению подвергаются важнейшие библейские мотивы. Взяв их за основу и изменив, Булгаков руководствовался определёнными целями. Он хотел поднять вопрос торжества атеизма в начале XXвека, фактического отрицания существования Бога людьми и запрета Евангелий. Также Михаил Афанасьевич своим произведением пытался донести читателям идеи добра и зла. В конце концов, нельзя забывать, что «Мастер и Маргарита» - художественное произведение, где велика доля вымысла и автор имеет, право на отступление от любого сюжета, даже библейского, в угоду авторскому замыслу.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Мастера и Маргариту» называют самым загадочным романом XX века. В этой книге соединились едва ли не все существующие жанры и направления [5, c. 1].М.Булгаков работал над этим произведением до конца своей жизни.

Прообразами некоторых героев романа были реально существовавшие люди, с которыми Булгаков был знаком. Важно отметить, что некоторые моменты романа взяты из его жизни. Например, эпизод, когда Мастер сжигает свой роман – это булгаковское воспоминание о собственном раннем черновике [6, с. 55]. Также многие булгаковеды считают, что в образе Мастера он представил себя, а в образе Маргариты – свою супругу, которой и было посвящено это произведение.

Особое место, заложенное писателем, в понимании смысла произведения, имеют библейские мотивы, философски им переосмысленные.На страницах романа встречается множество библейских персонажей, событий, фактов, сюжетов. Писателю близки евангельские идеи добра, милосердия, всепрощения, но все же расхождение с традиционными библейскими канонами достаточно велико.

Религиозные мотивы, представленные в философском переосмыслении Булгакова, дают читателю понятие о мировоззрении и взглядах писателя, его понимании библейских традиций, об отношении к людям и к жизни.


 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!