XVIII. Маргоски или Маргоскина неделя 21 страница



Хотя в этом сообщении, полученном прямо с места, не указано явных поводов к таинственным приношениям, тем не менее, и в данном случае несомненны следы признательности за благодатные дары, получаемые здесь от необыкновенного дерева. Более странными могут почитаться искания врачебной помощи у деревьев, давно умерших и даже успевших предаться, в известной степени, гниению. Например, тех же маленьких детей, страдающих бессонницей, сердобольные матери стукают пятками ножек об стенки нежилых строений. Точно так же человек, наломавшийся на работах до таких болей, от которых, что называется, некуда деваться, старается ослабить жгучие страдания тем, что трется обнаженной спиной о подпорки заборов или бежит к овину и на середней стенке его проделывает то же.

С подобными образцами можно было бы идти дальше, если бы они не вводили нас в тот отдел программы, который посвящен народным лечебным средствам. Там найдут свое место и чудодейственные растения, которым приписываются волшебные свойства, и растения, совершенно не существующие, вроде сказочного зелья «разрыв-травы» или цветка бесцветкового папоротника.

КРЁСТНАЯ СИЛА

objTreeMenu_1 = new TreeMenu("TMimages", "objTreeMenu_1", "", "", true); newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Святки', null,'#01', false, true, 'tmenu0text')); newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в кобылы', null, '#01a', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в блины', null, '#01b', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в быка', null, '#01c', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в гуся', null, '#01d', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в лошадь', null, '#01e', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode_1 = newNode.addItem(new TreeNode('Игра в кузнеца', null, '#01f', false, true, 'tmenu2text')); newNode_1.iconImage newNode_1.iconImageHeight=20; newNode_1.lineImage newNode_1.lineImageHeight=20; newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Рождество Христово', null,'#02', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Новый год', null,'#03', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Крещение Господне', null, '#04', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Сретение Господне', null, '#05', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Власьев день', null, '#06', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Касьян немилостивый', null, '#07', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Плющиха', null, '#08', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Сороки', null, '#09', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Масленица', null, '#10', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Великий пост', null, '#11', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Благовещение', null, '#12', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Великий четверг', null, '#13', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Пасха Христова', null, '#14', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Красная горка', null, '#15', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Фомино воскресенье', null, '#16', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Радуница', null, '#17', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Маргоски или Маргоскина неделя', null, '#18', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Мария Египетская', null, '#19', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Преполовение', null, '#20', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Пчелиный праздник', null, '#21', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Егорий', null, '#22', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Лошадиный праздник', null, '#23', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Никола Вешний', null, '#24', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Вознесение', null, '#25', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Семик и Русальная', null, '#26', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Троицын день', null, '#27', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Олены-Ленничи', null, '#28', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Аграфена Купальница', null, '#29', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Иван Купала', null, '#30', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Петров день', null, '#31', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Ильин день', null, '#32', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Спас', null, '#33', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Успенье', null, '#34', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Иван-постный', null, '#35', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Семен-летопроводец', null, '#36', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Оспожинки', null, '#37', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('День Святой Феодоры', null, '#38', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Воздвижение', null, '#39', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Покров Пресвятой Богородицы', null, '#40', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Двенадцать пятниц', null, '#41', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Параскева-Пятница', null, '#42', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Кузьминки', null, '#43', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Михайлов день', null, '#44', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; newNode = objTreeMenu_1.addItem(new TreeNode('Никольщина', null, '#45', false, true, 'tmenu0text')); newNode.iconImage newNode.iconImageHeight=20; newNode.lineImage newNode.lineImageHeight=20; objTreeMenu_1.drawMenu(); objTreeMenu_1.resetBranches(); I. Святки

В крестьянском быту Святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря) до Крещения (6 января), т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предается отдыху.

Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселью и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в деревне. Но все-таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гаданья дают тон общему веселью и скрашивают унылую деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют Святки для девушек: в их однообразную трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений.

На Святки самая строгая мать не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жировой» избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле. Гаданье составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцом, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками.

О том, как совершаются гаданья, мы подробно скажем в главе «Новый год», здесь же заметим только, что обычай вызывать своего суженого и, в особенности, так называемые «страшные» гадания довольно заметно отражаются на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех Святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые, до самого Крещенья, свободно расхаживают по земле и пугают православный люд своими рогатыми черными рожами. Это настроение поддерживает не только самое гаданье, но и те бесконечные рассказы о страшных приключениях с гадальщицами, которыми запугивают девичье воображение старухи и пожилые женщины, всегда имеющие про запас добрую дюжину страшных историй.

Чтобы дать читателю представление об этих «святочных» рассказах, являющихся плодом народной фантазии, приведем рассказ крестьянки Ефросиньи Рябых, записанный в Орловском уезде.

«Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать — страх хотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот стала я ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне, мою косу расчесать». Сказавши так-то взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, ползет кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как зацепил гребенкой за косу, да как дернет — ажно у меня голова затрещала. Я как закричу...

Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?» Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей». Мать бросилась было отнимать — и матери досталось через меня.

Легла я после того на постель, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: испужалась да и отец больно прибил. А утром только я поднялась — вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь — вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось — всю почти суженый выдернул».

А вот еще один рассказ, записанный в Новгородской губернии Череповецкого уезда:

«Собрались, это, девки на беседу в самый сочельник, перед Рождеством — не работать (в сочельник — какая работа: грех), а так, погадать да «послушать» сходить. Вот погадали, погадали, а одна девка и говорит: «Пойдем-кось, девоньки, к поросенку слушать: у нас сегодня большущего закололи и тушу в амбар стащили, пойдемте».

Вот и пошли, надо быть, пять девок. Сняли с себя кресты, немытика помянули, очертились ножиком, и одна, которая посмелее, говорит: «Чушка, чушка, скажи, где мой суженый-ряженый?» А поросенок им из амбара: «Отгадайте три загадки, тогда отгадаю всем суженых. Наперво отгадайте, сколько на мне щетинок?» Отгадывали, отгадывали девки — не отгадали: где сосчитаешь щетинки на свинье? А поросенок опять: «Сколько во мне суставов?» Опять не отгадали девки, а поросенок как рыкнет: «Ну, так я вас всех задавлю». Девки бежать.

Прибежали на беседу — лица на них нет. А хозяйка-то беседы, видно, догадливая баба была, бывала в этих делах: сейчас четырем девкам на голову горшки глиняные надела, а этой, коя загадывала, подушку положила. Вдруг как вломится в избу свинья. Схватила с одной девки горшок, думала, это голова, да о пол, схватила с другой — о пол, да так со всех четырех, а с пятой схватила подушку и убежала».

Как ни страшны сами по себе такие рассказы для напуганного воображения молоденьких слушательниц, однако в веселые святочные вечера даже эти ужасы не могут удержать девушек в хатах, и, как только на селе зажгут огни, они как тени скользят по улице, пробираясь на посиделки. Да и не мудрено: до страха ли тут, когда впереди ожидают танцы, маскарады, игры, песни и когда к этим беседам так долго и так много готовились. Почти целый месяц приготовлялись; девушки шили наряды, парни готовили маскарадные костюмы и выбирали «жировую» избу.

Последний вопрос — о выборе избы для посиделок — повсюду считается очень важным и решается сообща. Чаще всего, за два, за три рубля, какая-нибудь одинокая солдатка или полунищая старуха уступает молодежи свою избу, позволяя вынести домашнюю рухлядь и убрать все так, как захотят наниматели. Деньги за избу платятся наличными или отрабатываются, причем только в очень немногих местах девушки освобождаются от взносов. В большинстве же случаев деревня не знает привилегии дам и обкладывает девушек наравне с парнями, а местами даже заставляет их платить больше, так что если парень вносит шесть копеек, то девушка должна платить двенадцать, а в случае бедности — день жать.

Святочные посиделки начинаются обыкновенно не ранее 6 декабря и отличаются от всех других посиделок тем, что и парни, и девушки рядятся. Это своего рода деревенский бал-маскарад. Правда, ряженье — в особенности в первые дни Святок — бывает самое незамысловатое: девушки наряжаются в чужие сарафаны (чтобы парни не узнали по одежде) и закрывают лицо платком, и только самые бойкие наряжаются в несвойственную одежду: парни — в женский, девушки — в мужской костюм. Это последнее переодевание практикуют чаще всего гости, приходящие на посиделки из чужих деревень, чтобы легче было интриговать и дурачить знакомых.

Самая же «интрига» в таких случаях бывает также крайне незамысловата: обыкновенно парень, переодетый девкой, выбирает себе в кавалеры какого-нибудь влюбчивого и простоватого парня и начинает его дурачить: заигрывает с ним, позволяет вольные жесты и пощипывания, назначает свидания и даже дает нескромные обещания. К концу вечера простофиля-кавалер обыкновенно пламенеет от страсти и умоляет свою даму, чтобы она осчастливила его немедленно. Но дама, обыкновенно, кокетничает и уступает не сразу. Зато потом, когда все-таки она выйдет на свидание и влюбленный парень заключит ее в объятия, из избы выскакивает целая ватага хохочущих молодцов, которые быстро охлаждают любовный пыл простофили, набивая ему полные штаны снегу.

Приблизительно такой же характер носят интриги девушек, наряженных парнями. Они тоже выбирают себе наиболее простоватых девиц, ухаживают за ними, уговаривают за себя замуж и даже выпрашивают иногда в залог платок, колечко и пр. Справедливость требует, однако, заметить, что интриги подобного рода далеко не всегда отличаются скромностью. Случается, что какая-нибудь расшалившаяся солдатка, наряженная парнем, выкинет такую штуку, что присутствующие девушки сгорят со стыда. Но таких солдаток обыкновенно успокаивают сами же парни, которые с хохотом и криками разоблачают озорницу почти донага и в таком виде пускают ее на улицу, где еще вываляют в снегу.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!