Материалы для психолого-педагогического самообразования

Материалы для самообразования к темам 4 и 5

Следуйте трём основным принципам: уважение к себе, уважение к другим,

ответственность за все ваши действия.

Далай Лама

1. Согласно когнитивному подходу А. Эллиса и А. Бека, стиль мышления человека оказывает влияние на возникновение той или иной эмоции и на последующее поведение [10; 131].

Отличительная особенность жертвывиктимное мышление, признаками которого являются поиск оправданий; стремление переложить вину за свои проступки на других и найти объяснение для неприемлемого поведения; отказ признавать ответственность за происходящее в собственной жизни.

Когда ребёнок не хочет брать на себя ответственность, то он попытается представить себя как жертву («Ты меня не понимаешь!», «Учитель меня недолюбливает и занижает оценки. Поэтому я не сделал домашнее задание», «Она меня обидела, поэтому я с ней не разговариваю»).

В основе виктимного мышления лежит убеждение, что если человек является жертвой, то значит, правила на него не распространяются. Следовательно, он не несёт ответственности за последствия своих действий, её несут другие. Виктимное мышление приводит к тому, что человек часто позиционирует себя как жертву несправедливости или обстоятельств. Многие дети очень комфортно чувствуют себя в роли жертвы. Распространённая ошибка — культивирование в детях виктимного мышления и попытка исправить ситуацию за них.

2. Жертвы виктимизации прибегают к механизмам психологической защиты, позволяющим уменьшить травматичность переживаний ситуаций психологического насилия.

В частности, исследования учёных показывают, что жертвы насилия могут не считать себя страдающими от жестокого обращения, что является следствием действия двух психологических механизмов адаптации: аккомодация к насилию (сознательное отрицание жертвой негативного характера своих переживаний, поскольку признание себя жертвой означает определение себя как чего-то малоценного) и принятие на себя ответственности за факт психологического насилия (оправдание поведения агрессора, что позволяет жертве поддерживать ощущение контролируемости взаимоотношений с агрессором). 20

Психологом А. Фрейд описан такой механизм защиты, как идентификация с агрессором. При столкновении с внешней опасностью (как правило, критикой со стороны авторитета) субъект идентифицируется с агрессором, приписывая себе акт агрессии, подражая физическому или моральному облику агрессора или заимствуя некоторые символы его власти. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Идентификация с позицией жертвы приводит к тому, что человек оказывает сопротивление, с тем, чтобы лишиться роли жертвы, и постепенно начинает использовать эту роль для достижения одной из трёх целей:

· привлечения внимания;

· борьбы за власть (обвинить кого-либо, чтобы впоследствии почувствовать свою правоту);

· мстительности.

3. Исследователи Д. Финкельхор и Р. Омрод описали явление поливиктимизации , когда ребёнок в течение года подвергся четырём и более видам насилия. Согласно мнению учёных, дети с поливиктимизацией обнаруживают более тяжёлую симптоматику по сравнению с детьми с одним повторяющимся эпизодом одного и того же вида насилия [121].

4. Согласно М. А. Одинцовой, можно выделить игровую роль жертвы, основными характеристиками которой выступают:

 добровольный характер и ситуативность;

 страх ответственности, стремление избежать её;

 стремление к манипулированию (роль мученика, страдальца);

 паразитизм. Так, А. Адлер выделяет берущую установку. Она характеризуется паразитизмом в отношении внешнего мира, отсутствием социального интереса, низкой степенью активности. Лица с берущими установками покорны, угодливы, зависимы, одновременно они удовлетворяют большую часть своих потребностей за счёт других, они ничего не делают, а лишь наслаждаются жизнью, пока кто-то другой заботится об их нуждах;

 демонстративность, т. е. поведение с целью обратить на себя внимание, вызвать одобрение, привлечь помощь, удовлетворяющую все наиболее значимые потребности подростка за него. Не принося демонстранту никакой пользы, кроме успокоения необоснованными надеждами на то, что всё, как по волшебству, «будет хорошо», демонстративное поведение рождает обман ожиданий и обиды на всех [66].                                      21

5. Социальная роль жертвы предписана обществом, а исполняет данную роль стигматизированная категория людей. В современном понимании стигма — это социальный атрибут, который дискредитирует человека или социальную группу («гадкий утенок», «белая ворона», «мальчик для битья», «козел отпущения»).

Ярлыком может быть наделена и социальная группа, например, явными носителями стигмы являются чернобыльцы, ВИЧ-инфицированные, наркоманы, нищие, инвалиды, подростки из неполных, малообеспеченных семей.

Такая роль не приносит выгоды, рентная установка самая слабая, она не комфортна, как в случае игровой роли жертвы, неприятна, мучительна, вызывает глубокие страдания и побуждает к защите. Однако со временем социальная роль жертвы закрепляется в поведении. В результате человек начинает получать удовольствие от своего тягостного положения «жертвы» и прибегает к манипуляции своим положением [71].

Игровые роли жертв ы (М. А. Одинцова)

1. «Инфантильная жертва». Инфантильность является следствием нескольких комплексов:

  • нежелание расти, взрослеть;
  • нежелание принимать свой возраст, стремление «молодиться», боязнь ответственности взрослой жизни;
  • в некой степени эгоизм, нежелание развиваться внутренне, уход от реальности.

2. «Агрессивная жертва». Может проявиться из «инфантильной жертвы» («деликатной особы»), когда та, не добившись желаемого результата, становится агрессивной и даже жестокой.

3. «Депрессивная жертва». Всегда больная, жалующаяся, пессимистичная, беспомощная. Внимание и заботу она привлекает жалобами.

4. «Зависимая жертва» — жертва, теряющая себя в пространстве другого человека («Я» = «Другой»). Человек растворяется, утрачивает свои собственные границы в другом человеке, происходит их полное слияние. В психологии под зависимым поведением (зависимостью), понимают разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчинённостью собственных интересов интересам другой личности, невозможность быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Согласно Н. Н. Авдеевой, в структуре личности зависимого типа выделяются следующие характеристики:

· готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым;

· готовность добровольно идти на выполнение неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; 23

· плохая переносимость одиночества: ощущение опустошённости или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

· лёгкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению.

5. «Самовлюблённая жертва». Чрезмерная самовлюблённость, сильный эгоцентризм, направленность на себя и ощущение себя особо важной, многозначащей персоной способствуют тому, что человек становится действительно «фанатом самого себя».

Таким образом, «инфантильная жертва» требует внимания, сочувствия и даже любви;

 «агрессивная жертва» достаточно жёстко требует от окружения всего того, чего только ей захочется, абсолютно ничего не делая сама, — ей все должны;

 «депрессивная жертва» видит в другом человеке источник энергии, которую впитывает в себя при помощи постоянных жалоб;

«зависимая жертва» полностью зависит от другого человека;

«самовлюблённая жертва» берет всё необходимое от окружающего мира, ничего не отдавая взамен [67].

Типы социальной роли жертвы (М. А. Одинцова)

1. «Козёл отпущения». В средние века был обычай бросать испорченными овощами в ярмарочного или эстрадного шута. Древние евреи сдавали все свои грехи раз в году специально выбранному для этого козлу, которого потом отпускали в пустыню на верную смерть. Вместе с ним, якобы, уходили все проблемы этих людей. История общества и культуры переполнена фактами созидания «козлов отпущения» в виде гонимых народов, виновных во всех бедах.

2. «Покорная жертва» — это беспрекословный, повинующийся, человек. Отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами, т. е. под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся поведенческие модели, иногда до тяжёлых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы). Такие люди легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками. «Покорная жертва» безмолвна, неполноценна, неспособна к самостоятельным действиям, наделена инстинктом подчинения и духовной ленью. Люди с рабской психологией вызывают много противоречивых и болезненных чувств: жалость, сострадание и одновременно вину, презрение и др. Их не уважают, ими пренебрегают, унижают, изгоняют из круга общения, потому что в первую очередь они не уважают сами себя. 24

3. «Белая ворона» — это некий объективный признак, знак абсолютной необычности, из ряда вон выходящей особенности, т. е. человек со странностями, изгой (изгнанный из общности), «чудак» [67].

 


Дисфункциональное взаимодействие в позиции жертвы и агрессора (С. Карпман)

Согласно С. Карпману, дисфункциональное взаимодействие протекает в треугольнике «жертва―преследователь―спасатель».

Вне зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, в конечном итоге он всё равно превращается в жертву.

У каждого человека есть более знакомая ему роль, приобретаемая в родительской семье. Но, попав в такой треугольник отношений, человек проходит через все три роли.

Представление о себе Убеждения Особенности взаимодействия   Мотивация поведения Механизм формирования поведения Механизм превращения Спасателя в Жертву

Спасатель

Спасатель видит себя в качестве «помощника» и «воспитателя», верит в свою доброту и видит себя героем. Спасатель отрицает свои потребности. У Спасателя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его все ценят за то, что он может сделать для других. Спасатель верит: «Если я позабочусь о них достаточно долго, то рано или поздно они будут заботиться обо мне тоже». Спасатель ищет зависимых людей, проявляет себя с ними как благожелательный, заботливый человек — тот, кто может «исправить» зависимого. Он, как правило, пытается «задушить» в другом человеке инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, — «для его же собственного блага». Пытается стать незаменимым для кого-либо. С. 25 Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты. Чем больше он спасает, тем меньше ответственности берёт на себя тот, о ком он заботится. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасателю придется либо найти новую жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Спасатель испытывает большое удовлетворение, он гордится собой и получает социальное признание, даже вознаграждение, поскольку его поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Самый большой страх Спасателя — остаться в одиночестве. Он считает, что его ценность возрастает от того, как много он делает для других. Он верит: «Если я вам нужен, вы не оставите меня».  Спасатель вырастает в семье, где его потребности не признаются. Поэтому он относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда был ребёнком. Поскольку ему не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому он заботится о других. Мечты Спасателя о том, что Жертва, о которой он заботится сейчас, в будущем позаботится о нём, не оправдываются, поскольку Жертва не способна даже позаботиться о себе. Тогда Спасатель превращается в мученика. Спасатель начинает демонстрировать всем переживаемое им чувство предательства. Обычные фразы для замученного Спасателя: «После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?», «Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!».

Преследователь

Преследователь отрицает свою уязвимость. Самое трудное для него — взять на себя ответственность за то, что он делает больно другим. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты. По его мнению, другие заслуживают то, что получают. Он не осознаёт себя Преследователем, а воспринимает себя жертвой. Любая ситуация воспринимается им следующим образом: «Я просто пытался помочь (я пытался быть Спасателем), а они на меня напали (я стал Жертвой), так что мне пришлось защищаться (я превратился в Преследователя)».    Его основное убеждение — «мир опасен, людям нельзя доверять, поэтому мне нужно нанести удар прежде, чем они сделают мне больно. Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия. Это означает, что он всегда должен быть прав. Его методы — запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. Нападая на других, Преследователь пытается преодолеть чувство беспомощности и стыда. На Жертву они проецируют свою беспомощность. Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймёт, что опасен для других, и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всём. Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда, чувствуют гнев, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать их обидчику в детстве, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Когда Жертва почувствует себя обиженной, она начинает мстить, тогда Преследователь превращается в Жертву.

Жертва

 Жертва полагает, что не может позаботиться о себе. Отрицает, что у неё есть возможности решения проблем.  Жертва убеждена в своей некомпетентности и высокой компетентности Спасателя. Жертва смотрит на Спасателя снизу вверх и говорит: «Ты единственный, кто может мне помочь». Несмотря на то, что Жертва считает себя неумелой в обращении с жизнью, это не мешает ей чувствовать обиду по отношению к тем, от кого она зависит. Она настаивает, что о ней нужно заботиться, но не любит, когда ей указывают на её неадекватность. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасателем: «Если вы не сделаете этого, то кто же?». Её самый большой страх, что у неё ничего не получится. Это беспокойство заставляет её быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о ней. Родители верят в несостоятельность и беспомощность своего ребёнка, бессознательно часто формируют у ребёнка-жертвы представление о себе как неспособном, зависимом. Они лишают Жертву возможности учиться на своих ошибках.  Жертвам, в конце концов, надоедает быть ниже Спасателя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасателя, путём саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение. Например, они играют в игру «да, но это не будет работать, потому что…». Жертва пытается доказать, что их проблемы неразрешимы, таким образом Спасатель оставляет усилия, чувствуя себя неполноценным.

Типы виктимных личностей

(М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова )

По мнению М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой, существует три типа виктимных личностей:

1) аутовиктимные (свойственна игровая роль жертвы) пытаются манипулировать другими, указывая на свою беспомощность, намеренно демонстрируют свой инфантилизм, часто жалуются на своё бедственное положение наряду с общительностью, умением расположить к себе, уступчивостью, покорностью, низкой активностью, угодливостью и зависимостью;

2) виктимные (свойственны социальная роль или статус жертвы) характеризуются наличием стигмы, навязанной окружающими (неудачник, «маменькин сынок», «белая ворона» и т. д.).

Они глубоко переживают своё аутсайдерство, мир кажется им враждебным, они чувствуют себя одинокими и ненужными. Замкнуты. Не любят занимать лидирующие позиции, неуютно чувствуют себя среди сверстников, проявляют некоторое безразличие. Демонстрируют повышенную тревожность, конформность, пассивность, легко расстраиваются; 28

3) гипервиктимные (свойственны позиция и статус жертвы) проявляют пессимизм, демонстрируют астенические эмоции (печаль, обида, гнев), неудовлетворённость жизнью, постоянно жалуются, обвиняют других в своих неудачах. Они склонны также к самообвинению. Утверждают, что жизнь и окружающие к ним несправедливы. При отсутствии сочувствия и поддержки со стороны окружающих проявляют агрессию. Относятся к себе как к неудачникам, аутсайдерам, раздражительны, эгоцентричны. Считают себя жертвами обстоятельств или действий других людей [67; 68; 70; 72].

Материалы для психолого-педагогического самообразования

1. Для сохранения психологического здоровья недостаточно стремления личности позитивно позиционировать себя обществу. Существенное влияние на уровень её психологического здоровья оказывает система воздействий, применяемых социумом в процессе взаимодействия с ней. Если воздействия осуществляются в форме психологического насилия, возможны два варианта нарушений психологического здоровья личности:

 психологическое отчуждение, уход от социальных контактов с другими людьми, формирование чувства недоверия к окружающим и комплекса жертвы;

воспроизводство сценариев насильственного взаимодействия с другими людьми, которое, в свою очередь, приводит к снижению уровня психологического здоровья окружающих.

В последнем случае в действие вступает механизм соблюдения принципа справедливости: «оценка справедливости общения — эмоции — намерение — реальное поведение» (М. Ambrose, М. Konovsky, А. Lizzio, Т. Wilson). Значит, сформированность виктимологических компетенций — одно из приоритетных условий сохранения психологического здоровья общества.

2. У педагогов существуют неверные представления о вреде и последствиях психологического насилия для учащихся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребёнку в случае физического насилия, нежели эмоционального.

3. Социальные представления будущих педагогов о психологическом насилии включают в себя его формы, основанные на явной антипатии к ученику, большой психологической дистанции во взаимодействии и поведенческих проявлениях, неодобряемых с этической точки зрения. Формы психологического насилия, основанные на минимальной психологической дистанции во взаимодействии и связанные со стремлением учителя к созависимым отношениям с учащимися (гиперопека), не идентифицируются будущими педагогами как насильственные. с.6

4. Имеет место размытость понимания студентами ответственности учителя за инциденты психологического насилия. Для них характерна убеждённость в том, что основной фактор риска применения педагогами психологического насилия — поведение и личность учащегося [141].

5. В образе учителя, имеющемся у студентов педагогических специальностей, присутствуют характеристики, которые могут обусловливать склонность к виктимизации учащихся:

низкий уровень объективности и когнитивной пластичности.

Для учителя, по мнению студентов, не очень значимо обладать способностью абстрагироваться от своей позиции и воспринимать позицию ученика, вариативно применять методы воздействия в зависимости от содержания ситуации взаимодействия, воспринимать ученика в ситуации «здесь и сейчас»;

ситуативность эмоционального фона учителя: учитель может быть как миролюбивым, сопереживающим, дружелюбным, любящим, так и агрессивным, жестоким, раздражительным, враждебным. Подобное непостоянство отношения к учащимся является для них стрессовым фактором и отражает представление будущих педагогов об эмоциональном отношении к школьникам как одном из способов контроля их эмоционального состояния и подавления их воли, что является проявлением психологического насилия;

непринятие психологических границ учащегося. Они считают, что учитель должен демонстрировать гиперопекающий стиль поведения, проявляющийся как навязывание школьникам своего мнения, своего отношения к фактам действительности. Крайним вариантом проявления поведения педагога, обладающего такими характерологическими особенностями, является дискредитация как лишение учащегося права выбора, права голоса, субъективного переживания и права на собственное понимание. С. 7


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!