ДИАЛОГ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ
Настало время поговорить о таких модных приемах работы над собой, как аффирмация и визуализация, описания которых кочуют из одного психологического бестселлера в другой. Было бы просто дурным тоном не упомянуть о них в нашем изложении хотя бы коротко.
Аффирмация в буквальном переводе — утверждение, подтверждение, присяга. К этому необходимо добавить следующие существенные черты:
1) под аффирмацией понимается утверждение исключительно позитивное, жизнеутверждающее;
2) темой этого утверждения становится то, что наиболее важно для человека в данный момент, то, чего он желает добиться, или то, что он хочет изменить.
Особо нужно подчеркнуть, что главное свойство аффирмации — именно смена негативного отношения к проблеме на позитивное. (Кстати, и в самой формулировке аффирмации желательно избегать частицы «НЕ».) Отталкиваясь от того, что непосредственно сейчас особенно не устраивает человека, он должен представить ситуацию, когда это «плохо» трансформируется в «хорошо». С одной стороны, подобное программирование цели в рамках позитивного мышления важно тем, что оно открывает доступ к позитивной части индивидуального опыта, к внутренним ресурсам, связанным с воспоминаниями об успехах и достижениях. Это очень весомо для достижения результата - не проецировать в будущее негативные ожидания, которые порой тяжким грузом висят на плечах и сковывают инициативу. А то и просто «подрезают крылья», создавая пассивное отношение к проблеме и парализуя всякие попытки решить ее самостоятельно. (Психологом М. Зелигманом описан особый феномен, лежащий в основе подобных ситуаций и свойственный не только человеку, но даже и братьям нашим меньшим — «выученная беспомощность».) Для этого на время желательно забыть о прошлых ошибках и промахах, перестать «зацикливаться» на неудачном опыте. Ведь принято считать, что именно позитивные мысли могут реально изменять поведение их обладателя.
|
|
Почему? Ответ прост: это один из действительно доступных способов организации диалога сознания и подсознания. По выражению Д. Леонарда и Ф. Лаута, аффирмации — не что иное, как способ сознательно осознать бессознательные мысли, то есть уговорить собственное «Я». ПомнениюВ.В. Козлова (1997), удобно использовать аффирмации после применения других процедур «самопсихотерапии», чтобы доработать, дошлифовать какие-то моменты.
В сущности, популярность практики аффирмации в очередной раз подтверждает, что все новое — это хорошо забытое старое. Вспомним известный еще с прошлого века метод «сознательного самовнушения» по Э. Куэ, основанный на многократном повторении формул самовнушения в состоянии спокойного отдыха или перед сном. Важными моментами методики являются использование воображения и всяческое избегание волевого усилия. Изменив воображение, под властью которого человек обычно пребывает бессознательно, можно прийти к сознательно желаемому результату (Носачев Г.Н., 1998). Ну а то, что при этом возникает ИСС, не подлежит сомнению. Многократное монотонное произнесение коротких фраз не только целиком и полностью занимает внимание (моноидеизм), но еще и выдерживает определенный ритм дыхания, что является весьма важным для вхождения в ИСС. (То же самое происходит при повторении молитв и медитационных мантр.) Аналогичным образом, метод аутотренинга по И. Шультцу использует мысленное произнесение коротких стереотипных фраз (формул аутогенного погружения — «мои руки тяжелые и теплые» и др.) в особом состоянии, связанном с мышечным расслаблением. Нет необходимости доказывать, что происходит это на фоне ИСС. Те же самые физиологические механизмы лежат и в основе разработанного Г.Н. Сытиным метода словесных «настроев» СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием).
|
|
Таким образом, механизм воздействия на психику всех этих словесных упражнений один и тот же: вначале человек старательно пытается тем или иным способом погрузиться в ИСС. После чего — если это действительно удается — слова, произносимые им во время пребывания в этом состоянии, становятся поистине магической силой, так как с их помощью его сознание непосредственно воздействует на подсознание. (Известный в недавнем прошлом философ-классик сказал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Перефразируя это мудрое изречение, можно сказать, что наши мысли становятся материальной силой тогда, когда они овладевают подсознанием.)
|
|
То же самое относится и к визуализации, или сознательно направляемому представлению зрительных образов. Это та же мысль, только выраженная не в словесной, а в образной форме. Визуализация является наиболее часто используемым способом работы с образами. Она применяется, пожалуй, в большинстве техник психологической коррекции и саморегуляции, а в некоторых из них - например, в известном методе Хосе Сильвы (Пауэлл Т., Пауэлл Д., 1997) - занимает центральное место. В создаваемых «мысленных фильмах» сознание играет роль сценариста, а режиссером и исполнителями выступает, естественно, подсознание. Результат же совместного творчества, естественно, зависит от слаженности их дуэта. И если задуманная картинка удерживается перед вашим мысленным взором, значит, искомое взаимопонимание сознания и подсознания на данный момент достигнуто. Чем живее, ярче, богаче деталями виртуальная картина — тем глубже проникновение в подсознание и тем больше эффект, достигаемый с помощью визуализации. Если вы хотите убедить подсознание в необходимости добиться некоторой цели, мобилизовать его ресурсы для того, чтобы гарантированно добиться искомого результата, представьте этот самый результат в наглядной, зримой форме, визуализируйте его.
|
|
Краткое описание двух способов организации диалога сознания и подсознания — аффирмации и визуализации — понадобилось нам для того, чтобы добавить эти методы к тому, что вы уже знаете и умеете - релаксации и вхождению в ИСС. Вкупе они дадут вам удобный инструмент, с помощью которого вы сможете достаточно гибко использовать навыки ИСС на практике, в повседневной жизни.
Возможно, у вас возник вопрос: не случайно ли эти психотерапевтические техники на удивление сходны с молитвенными ритуалами? Б. Ара-нович (2001), например, называет их «уникальными техниками исполнения желаний». По сути, это способы сознательного изменения подсознательных ожиданий, подсознательно задаваемой вероятности ожидаемого будущего — повышения вероятности желаемых событий и уменьшения — нежелательных. Физиологически эти механизмы аналогичны тем, которые используются в молитвенных ритуалах (Редфилд Дж., 2000). Этот вопрос затрагивает более общий — о взаимосвязи психотерапии и религии, которые во многом близки (Peseschkian N., 1986), в первую очередь своей всепроникающей заботой о человеке, о высвобождении его «Я» для роста к высшему (Занадворов М.С., 1994). Такое сходство функций дает психотерапии возможность, по выражению М.В. Розина (1994), «заимствования религиозных методов работы», особенно восточных, психодуховных практик, которые нашли отражение в таких разных психотерапевтических методах, как психосинтез Р. Ассаджио-ли, аутогенная тренировка И. Шультца, трансцендентальная медитация, танатотерапия по В. Баскакову, и многих других. Собственно, еще К.Г. Юнг писал, что психотерапия есть общение с нуминозным (божественным). Моменты же переживания человеком религиозного чувства, как упоминалось ранее, тесно связаны с измененными состояниями сознания. Юнг считал, что психологические проблемы, в сущности, являются «эквивалентом свойственной нашему существу духовной жажды целостности, того, что на средневековом языке выражалось как соединение с Богом» (цит. по Кристине Гроф). И в этом мнении он был не одинок. Сходным образом представлял смысл психотерапии основатель метода аутогенной тренировки И. Шультц, который так выразил сущность достигаемого с помощью его техники состояния глубокой релаксации и раскрепощения подсознания: «Это полет к Богу» (цит. по М.Е. Бурно, 2000). Наиболее ярко представления о психотерапевтическом процессе как контакте пациента с коллективным «надсознанием» нашли выражение в так называемой инициатической психотерапии. Этот подход провозглашает своей целью приобщение, «подключение» человека к общению с высшим (инициацию), что приводит к исчезновению первоначально обременявших его проблем. В той или иной мере подобный подход присутствует и в других видах психотерапии. Так, по выражению К. Уилбера (1998), «открытие... трансцендентного «Я» является главной целью всех форм психотерапии, относящихся к трансперсональному уровню». Еще К.Г. Юнг видел смысл психотерапии в том, чтобы помочь человеку выйти за сковывающие его пределы индивидуального сознания и соприкоснуться с тем, что выше его собственного призем-ленно-материального существования — с нэдличным, коллективным бессознательным (архетипический слой), общим для всего человечества. По мнению С. Грофа (1997), конечной целью и психотерапии, и духовных практик является растворение личных границ «Я» и переживание единства с высшим принципом бытия. И этим все сказано.
Для чего же так необходимо использовать аффирмации и визуализации, разве недостаточно уже освоенных ранее упражнений с телесными ощущениями? Здесь нужно подчеркнуть одно важное обстоятельство. Описанные ранее дыхательно-релаксационные техники самостоятельной работы с ощущениями («Дыхание через ладони», «Дыхание против боли» и др.) являются необходимыми и достаточными для исправления прошлого, проработки его негативных последствий путем реконструкции подсознательного опыта.
Именно поэтому мы рекомендуем их для обезвреживания «мин замедленного действия» — нейтрализации неотреагированных эмоций (ввиду ее эффективности, простоты и доступности) для всех без исключения, независимо от предпочитаемой человеком системы представления чувственного опыта. (Дело в том, что люди отличаются друг от друга, в частности, по тому, какие каналы восприятия информации у них более развиты. Для одних это телесные ощущения, для других — зрительный канал, для третьих — слуховое восприятие. По терминологии НЛП, выделяются «кинестетики», для которых ведущими являются телесные ощущения, а также «визуалы» и «аудиалы», чей внутренний опыт в большей степени привязан, соответственно, к зрению и слуху). Естественно, это не единственный подход; того же результата можно добиться, работая со зрительными и слуховыми образами, связанными с травматическими эмоциогенными ситуациями и хранящимися в долговременной памяти. Однако добраться до них зачастую значительно тяжелее (для этого может понадобиться достаточно глубокое ИСС), да и работу по их «обезвреживанию» нужно проводить более тонкую и сложную. И хотя существуют специальные методики подобной самостоятельной работы (например, холодинамика В. Вульфа), по нашему мнению, лучше делать это все-таки при участии и под руководством психотерапевта, чтобы не завязнуть в переживаниях неприятных сцен и пережевывании «умственной жвачки». Что же касается телесных ощущений, то тут, как показывает опыт, каждый вполне может справиться самостоятельно — при определенном навыке, конечно.
Что же касается конструирования будущего, то здесь без зрительных и слуховых образов не обойтись. При этом за счет дублирования информации по двум каналам восприятия можно повысить результативность работы над собственным подсознанием.
Использование предпочитаемых каналов восприятия для визуалов («мысленные картинки») и аудиалов (мысленное проговаривание стандартных формул самовнушения, аффирмации) позволяет также облегчить и ускорить вхождение в ИСС. Подчеркнем еще один важный для практики момент: большое значение для эффективности аффирмации и визуализаций имеет правильный выбор цели. Необходимо просто представить во всех подробностях, чего же именно вы хотите добиться и как вы этим сможете воспользоваться. Пользуясь выражением НЛП, нужно настроиться на хорошо сформированный результат — максимально конкретный, личностно значимый и, что самое важное, реально достижимый. Этот сознательно желаемый результат, представляемый и проживаемый во время пребывания в ИСС (релаксация + работа с телесными ощущениями + визуализация + аффирмация), максимально эффективно усваивается на подсознательном уровне и после выхода из ИСС становится актуальным мотивом, мощным стимулом к действию.
В этом-то и состоит рецепт самомотивации, или настоящего, правильного «хотения», о котором мы упоминали в начале нашего повествования.
Впрочем, довольно абстракций. Теперь перейдем от сухой теории к практике... бездумной.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!