Формирование и развитие духовной личности ребенка на основе образцов народного искусства средствами технологии ТРИЗ-РТВ (из опыта работы)



 

Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования, является задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Следовательно, педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо искать пути, педагогические средства, позволяющие эффективно реализовать поставленную задачу.

Обучение детей дошкольного возраста приемам фантазирования (ТРИЗ-РТВ) на содержании образцов народной культуры является одним из вариантов объединения обучения и воспитания на основе духовно-нравственных ценностей. В народном искусстве, как части  народной культуры, находят отражения моральные и эстетические ценности, раскрываются истоки духовной жизни русского народа. К тому же, как отмечает доктор педагогических наук, профессор Т.С. Комарова «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.» [3, с.7]

На занятиях изобразительной деятельностью в детском объединении «Родничок» при обучении детей приемам фантазирования используются русские потешки, прибаутки и небылицы, перевертыши. Например, небылицы очень ярко иллюстрируют применение приема фантазирования «Наоборот». «Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастические, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц» [2, с.13].

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.

Применение на занятиях небылиц помогает не только развить воображение детей, укрепить ребенка в правильном восприятии мира, но и способствует развитию чувства юмора. Характерной чертой русского народного искусства является оптимизм, который находит свое отражения и в метком слове, и в ярких красках росписей предметов быта, и в зажигательных танцах.

Огромные воспитательные возможности для формирования и развития духовного мира ребенка дошкольного возраста предоставляет русская народная сказка. Например, так шла работа с детьми 5 лет над сказкой «Лиса и заяц» с использованием приема РТВ «Сказка продолжается» на занятии по изодеятельности:

· Чтение сказки.

· Обсуждение: почему Лиса так несправедливо поступила с Зайцем. Было высказано детьми предположение, что Лисе стало обидно - столько труда и стараний вложено в постройку дома, а весна пришла, все и растаяло… Лису стало жалко. Возникло желание помочь.

· Решили построить Лисе домик не из снежных кирпичей, а из белой бумаги (аппликация на синем картоне), чтобы потом не растаял.

· А как же заяц? Решили и ему дом сделать (аппликация на красном картоне).

· На отдельном листе изобразили сказочных Лису и Зайца (аппликация с элементами рисования).

· Появилась идея, объединив все листы, сделать книгу-раскладушку – сказку со счастливым концом. Так Лиса и Заяц подружились.

 

С детьми постарше (6 лет) на занятиях в ходе создания настольного театра «Сказка на столе» мы знакомились с русскими мужским и женским костюмами, русской архитектурой, образом Змея Горыныча, как демонстрацией приема фантазирования «Объединение». В результате у каждого ребенка появилась возможность сыграть сказку про царевну, богатыря и Змея Горыныча. И не только… Применяя приемы «Сказка продолжается» (можно изменить конец сказки), «Сказка наизнанку» (герои меняют амплуа на противоположные), «Салат из сказок» (можно ввести в сказку героя из другой сказки), «Волшебная палочка» (прием позволяет ребенку самому творить добро), спасательные ситуации (с использованием других приемов фантазирования) и т.д., дети могут придумать огромное количество новых сюжетов, где могут проявить себя как настоящие герои в традициях русской народной сказки, где добро всегда побеждает, а зло всегда будет справедливо наказано.

На занятиях рисованием, чтобы создать какой-либо оригинальный образ, используется прием фантазирования «Объединение» (мы называем его «Конструктор»). Обучение этому приему начинается с демонстрации самых простых рисунков, выполненных педагогом, изображающих несуществующее животное, которое состоит из частей известных животных. Такие рисунки вызывают смех, создают непринужденную обстановку, формируют интерес к приему. Далее дети сами создают книгу-игру из изображений реальных животных, но листы разрезаны пополам. Совмещая разные половинки, дети получают рисунки нереальных животных. Далее происходит знакомство детей с таким замечательным ремеслом как русский лубок, где они видят воплощение знакомого приема фантазирования в ярких образцах народного искусства – это и Кентавр (русское имя Полкан), и райские птицы Сирин и Алконост, и грифон, и единорог. «Лубок – один из самых распространенных и любимых народных стилей. Он появился в России более 300 лет назад. (название – луб – мягкая часть древесины под корой, из которой делали доски для печати и короба для хранения картинок.)… лубок мог учить правильному поведению, рассказывать притчи и сказки, истории о знаменитых людях и событиях, о диковинных животных и растениях, а мог просто высмеивать, например, глупость или жадность». [1, с.4;5] Многие фантастические образы попали к нам благодаря развитию торговли со странами Востока и приходу христианства, вместе с библейскими сказаниями и полюбились русскому народу за силу, мужество, благородство, бесстрашие и великодушие. Очень важен был в лубке текст, который пояснял сюжет, развлекал зрителя, учил чему-то нужному и важному. Дети с удовольствием рисовали райских птиц в стиле русского лубка.

Яркие образцы изобразительного народного искусства, такие как русский лубок, росписи, устного творчества (сказка, небылицы, прибаутки…) не только являются демонстрацией приемов фантазирования, но и дают ощущения радости, несут в себе терапевтический эффект, показывают детям необычную сказочную сторону мира, способствуют формированию духовной личности ребенка.

 

Литература:

1. Величко Н.К. Рисуем в стиле русский лубок. – М.: Хоббитека, 2016. – 80 с.: цв. ил.

2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Небылицы, путаницы и загадки-обманки: развиваем воображение и чувство юмора (учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., илл.

3. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 208 с.

4. ФГОС ДО

 

СЕКЦИЯ: Областной фестиваль «Моя вера Православная»

Место проведения: Омская Духовная семинария

Руководитель: протоиерей Димитрий Олихов, председатель отдела религиозного образования катехизации Омской епархии

Соруководитель: Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями ОРОиК Омской епархии

Карпушина Ксения Алексеевна,
 ученица 4-1 класса

 БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени

 Героя Советского Союза В.П. Горячева».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!