Эго-сознание в аналитической психологии.



Далее, постулируется, что эго-сознание играет важную роль в этом процессе. Оно возникает в момент столкновения архетипических ожиданий и связанного с ними объекта – в этом содержится больший или меньший шок в зависимости от того, насколько бесконфликтно происходит подстраивание этих двух сущностей. Оказывается, что растущее эго-сознание активируется конфликтом, пока он не чрезмерно сильный, и именно осознавание особенности и "таковости", которое привносит эго, способствует процессу индивидуации. Слова "пока он не чрезмерно сильный" очень важны, т.к. если конфликт между ожиданиями и представленным объектом затянувшийся и необычно сильный, развитие это не стимулируется. Наоборот, ребенок становится полем битвы захлестывающих чувств гнева, разочарования и изоляции, пока не дойдет до состояния "расщепленности". Он будет расти, имея то, что называется слабым эго, будучи неспособным размышлять, сдерживать напряжение или откладывать непосредственное удовлетворение желаний. Чтобы защитить себя от них, индивидуум должен построить искусственные защиты против настоящих чувств. Станет очевидным, что некоторые из большинства неподатливых проблем, с которыми сталкивается аналитика, центрируются вокруг повреждений деинтегративно-реинтегративного процесса. Они могут простираться от блоков в текущих проявлениях этого процесса до состояний, когда всю личность можно лучше всего описать как расщепленную, хотя и удерживаемую непреклонными защитами. Исследованию и терапии именно таких случаев посвящена работа Фордхама "Самость и аутизм" (1976).

Однако при условии отсутствия такого расщепления мы можем обнаружить, что имеет место определенная согласованность фрагментов эго-сознания и формируется комплекс. Он имеет центр и также относительную стабильность. Он может быть назван эго, если принять в расчет, что этому эго необходимо рассогласовываться и ре-согласовываться параллельно деинтеграции и реинтеграции самости, когда принимается новое содержание.

Завершая, наконец, этот обзор индивидуации и всегда богатой сложностями самости, когда процесс деинтеграции и реинтеграции происходит в значимые моменты жизненного пути индивидуума, необходимо обобщить концепцию эго-сознания, развитую аналитической психологией. Юнг описывал сознание, используя ряд образов. Оно вроде поверхности или кожи на обширной бессознательной области. Оно подобно магниту, притягивающему впечатления внешнего мира и содержимое внутреннего мира. Оно подобно лучу света, проникающему в более или менее неизведанную область. На несколько более концептуальном уровне Юнг писал о его составляющих как (1) общее осознавание тела и персонального существования; (2) определенная идея о пребывании в экзистенции некоторое время, основанная на длинных последовательностях воспоминаний. Он также описал функции и инструменты эго-сознания. Они отвечают человеческим потребностям в ориентации и созданы, чтобы общаться с эктопсихическими данными о внешнем мире и в некоторой степени с эндопсихическими данными о внутреннем мире. Первыми он занимался в своей знаменитой работе о типах и функциях (Юнг, 1921). Эндопсихические данные, как он считал, состоят (1) из памяти, (2) субъективных компонентов функций сознания; (3) эмоций и аффектов и (4) внедрений. В поздний период Юнг размышлял об эго-сознании как о происходящем и возникающем из бессознательной матрицы личности. Он писал: "Самость как бессознательное является существующей априори, из нее развивается эго. Она есть бессознательное предвосхищение эго" (Юнг, 1954).

Позже аналитические психологи, такие, как Хардинг, сделали различение между низшими формами осознания (1), где, тем не менее, слово "я" применимо к субъекту действий, и (2) развитым эго-сознанием, которое сочетает осознавание того, что делается, и того, кто это делает, с ощущением того, что эти вещи значат (Хардинг, 1965). Дальнейшее описание эго-сознания у Абенгеймера (1968) выделяет три его ступени: выделяет три его ступени: (1) осознавание фрустрации, возникающее на оральной стадии, и возможности восстановления гармонии, если искать помощи через плач и т.п., (2) осознавание власти контролировать телесные функции, активирующиеся на анальной стадии и (3) понятие об эго как о чисто волевой силе и контроле, которое постепенно развивается по мере того, как ребенок научится отделять себя до определенной степени от своих потребностей. Я ранее доказывал (Ламберт, 1980), что определенные особенности эго-сознания также возникают на фаллической (эдиповой) и генитальной стадиях развития (см. также Плаут, 1959), и что дальнейшее осознавание эго как осознавание ответственности за действия субъекта возникает при движении от параноидно-шизоидной к депрессивной позиции по Клейн (1935). Наконец, к этим описаниям многогранных аспектов эго-сознания мы можем добавить материал Фордхама. Он перечисляет проявления существования зрелого эго-функционирования: (1) восприятие, (2) организация психических содержаний, (3) память, (4) контроль над движениями, (5) проверка реальности, (6) защитные структуры и (7) нечто очень важное, а именно – способность оставлять контролирующие и организующие функции в состояниях деинтеграции и, когда нужно, отойти в сторону для спонтанного творческого функционирования (Фордхам, 1969).

Мое описание эго-сознания предполагает довольно сложную и эффективную организацию либидо с центром и формой, и степенью полуавтономности, которая, тем не менее, может отдать часть своей силы служению интересам самости как целого. Его развитие – впечатляющее и достойное достижение, и самость, в которой через многие деинтеграции и реинтеграции звучание эго-сознания развилось, является совершенно другим образованием, чем первоначальная самость, и она благоприятна для индивидуации.


Ссылки

1. Abenheimer, K. (1968). The ego as a subject. In "The Reality of the Psyche", (ed. J.B. Wheelright London). Barrie and Rockliff for the C.G.Jung Foundation for Analytical Psychology.

2. Fordham, M. (1968). Individuation in Childhood. In (ed. J.B. Wheelright London). Barrie and Rockliff for the C.G.Jung Foundation for Analytical Psychology.

 

3. Fordham, M. (1976). "The Self and Autism", L.A.P. Vol. 3, London, Heinemann.

4. Harding, E. (1965). "The ‘I’ and the not ‘I’". Princenton, Princenton Univerrsity Press.

 

5. Jung, C.G. (1921). Psychological Types. Coll. Wks. 6. London. Routledge and Kegan Paul.

6. Jung, C.G. (1934). The Development of Personality. Coll. Wks. 17. London. Routledge and Kegan Paul.

 

7. Jung, C.G. (1951). Fundamental questions of psychotherapy. Coll. Wks. 16. London. Routledge and Kegan Paul.

8. Jung, C.G. (1954). Transformation Symbolism in the Mass. Coll. Wks. 11. London. Routledge and Kegan Paul

 

9. Jung, C.G. (1963). "Memories. Dreams. Reflexions". London. Routledge and Kegan Paul

10. Lambert, K. (1977). Analytical Psychology and the Development of the Western Consciousness. J. Analyt. Psychol. 22, 2.

 

11. Lambert, K. (1981). Emerging Consciousness. J. Analyt. Psychol. 26, 1.

12. Plaut, A. J. P. (1959). Aspects of Consciousness in Jungian Psychology. Brit. J. Med. Psychol. 32, 4

 

13. Winnicott, D.W. (1945). Primitive Emotional Development. In "Through Paediatrics to Psychoanalysis". London, Hogarth

 

 


Аннотация к статье: Кеннет Ламберт "Процесс индивидуации."

Лев Хегай

Короткий, но очень емкий обзор известного юнгианского аналитика из Лондона Кеннета Ламберта безусловно является одним из лучших в юнгианской литературе по теме индивидуации. Его взгляды служат примером максимально широкого комплексного подхода, интегрирующего идеи Юнга с представлениями Фрейда о стадиях психической организации (оральная, анальная и т.п.) и с теорией Мелани Клейн о движении от параноидно-шизоидной к депрессивной площадке. Он перекидывает мостик от психологии самости, на которой больше акцентированы сторонники Юнга, к более клинически ориентированной психологии эго. В традициях лондонской школы в аналитической психологии его больше интересуют реконструктивные моменты в аналитической практике. В результате концепция индивидуации выступает в новом свете в контексте непрерывного процесса психической дифференциации. Достижение индивидуации может быть лишь ситуативным и относительным и проявляется скорее как углубление того, что есть, в «самое себя», как моменты изощренности, детализированности и сложности.

Отметим лишь несколько точек зрения, не упомянутых в этой статье. Знаменитая ученица Юнга, его ближайший друг и соратник Мария Луиза фон Франц, как и ее сторонники больше стремились воспроизвести духовный путь самого Юнга и унаследовали его акцент на сновидениях и знании мифологии. Для них индивидуация - это своего рода личная программа духовного и религиозного развития. В процессе ее реализации происходит делание бессознательного сознательным, реализация Самости - своего божественного трансцендентного центра через последовательную встречу с архетипами персоны, тени и анимы (анимуса), т.е. через узнавание и принятие себя, открытость возможностям в противоположном поле, движение к цели жизни. Этот подход к аналитической психологии как к философии жизни, возможно, как к современной школе древней мистической традиции, близок многим сильно интровертированным людям, обладающим визионерскими способностями. С другой стороны Джеймс Хиллман - лидер архетипической психологии - считает такую индивидуацию следствием монотеистической модели мышления и продуктом одного архетипа, с которым сцеплены идеи развития, прогресса и порядка. Поэтому он говорит об индивидуации не в смысле обретения целостности и становления единым, а о множественности индивидуаций, исходящих от наших внутренних множественных личностей, имеющих целый пантеон собственных богов, которым они поклоняются. Т.о. он видит цель индивидуации как способность к свободному движению в параллельных мирах архетипических мифов.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!