Основные принципы управления Империей (попытка реконструкции)



В качестве попытки реконструкции основных механизмов управления Империей предлагается следующая гипотеза:

Два основных принципа, которые обеспечивали управляемость общепланетным геополитическим образованием, - это разделение властей и договорная система.

Разделение властей

Власть в Империи была разделена не так, как рекомендовали французские просветители XVIII века, а существенно иначе: на военную, светскую и духовную.

Военную власть осуществлял царь-хан, руководитель имперского войска.

Духовную власть осуществлял духовный лидер (патриарх, митрополит). По-видимому, до взятия Царьграда турками в 1453 году центром духовной власти Империи продолжал оставаться Царьград, он же Константинополь. И его уполномоченные представители осуществляли духовную власть на всей территории Империи.

Светская власть - это наиболее автономная и распределённая ветвь власти. Великий князь, удельные князья, европейские короли (см. выше возможную этимологию этого слова) - всё это светские наместники, которые осуществляли светскую (гражданскую) власть на подведомственной им территории.

Договорная система

Очевидно, что военная власть наиболее централизована и призвана для выполнения в основном глобальных задач, а также для осуществления силовых акций, удерживающих Империю в единстве и подчинении. Для реализации повседневного управления необходима некая локализация территории, т.к. невозможно повседневно управлять всей планетой сразу. Поэтому всё пространство Империи было разделено на страны-территории, управляемые назначаемыми царём-ханом наместниками. Управление осуществлялось на принципах широкой самостоятельности наместников, от которых требовалось выполнение только двух условий-обязательств: признание верховной власти царя-хана и своевременная неукоснительная выплата установленной дани.

Логично предположить, что подобная система взаимоотношений "центра" и "регионов" фиксировалась в виде договоров между царём-ханом и наместниками.

Оказывается, что это предположение подтверждается анализом дошедших до нас источников. Вот какие интересные наблюдения сделал Р.Г.Скрынников36:

"Крупная феодальная вотчина возникла уже в Древней Руси. Наиболее основательно в литературе исследован процесс возникновения крупного землевладения в Новгородской земле".

"Древнейшие законодательные памятники и летописи подтверждают вывод об активном процессе формирования феодального землевладения на Руси (в виде княжеского домена, а также однотипной с ним боярской вотчины) в конце XI - начале XII в."

"...княжеский домен в конце XI-XII в. формировался в первую очередь за счёт окняжения крупных крестьянских волостей".

"Становление княжеского домена - собственности главы государства - оказало значительное влияние на политическую структуру русского общества. Вслед за доменом на Новгородских землях начало быстро расти боярское вотчинное землевладение. Формирование русского боярства было тесно связано с развитием вотчины в XIII-XV вв. В Новгороде Великом бояре достигли такого могущества, что сломили княжескую власть. <...> Завоевав Новгород, Москва воспользовалась победой, чтобы возродить великокняжеские владения в пределах Новгородской земли. Речь шла о столкновении принципов, двух типов политической эволюции. Московские государи осуществили первый в русской истории опыт ликвидации большой социальной группы. Они конфисковали вотчины и выселили из пределов Новгорода всех местных бояр и прочих землевладельцев, составлявших высшие слои новгородского общества. Таким образом, речь шла не о вхождении Новгорода в состав России, не об объединении русских земель (Москвы и Новгорода), а о завоевании Новгорода, положившем конец боярско-вечевой республике".

"Московская знать помогла династии одолеть новгородское боярство. Но для самой этой знати успех имел роковые последствия. Падение Новгорода создало почву для рождения московского самодержавия. В царствование Ивана Грозного знать пожала плоды нового порядка, при котором взаимоотношения между государством и высшими сословиями строились на основах принципа обязательной службы с земли".

"...введение обязательной службы с земли при Иване IV фактически означало упразднение частной поземельной собственности, "экспроприацию общества короной".

"...военная служба требовалась от всех землевладельцев, поэтому земельные владения не давали основания для независимости; дворянство не имело голоса как корпорация".

"На Западе, как подчёркивают зарубежные историки, отношения между монархом и его вассалами имели договорный характер, тогда как в России господствовал принцип обязательной службы, выражавший подчинённость дворянства монарху.
Изложенная концепция требует уточнений. В Новгородской феодальной республике XII-XV вв. политические отношения носили договорный характер. Новгородские посадники и вече заключали договор ("ряд") с князем, приглашая его в Новгород, и "указывали ему путь", если он нарушал договор. Этот порядок рухнул после завоевания Новгорода Москвой".

Проанализировав совокупность вышеперечисленных наблюдений, а также учитывая37:

а) локализацию на Волге Великого Новгорода - первой столицы Империи,

б) скомпилированность фигуры Ивана IV "Грозного" из 4-х реальных правителей, в т.ч. регентство Захарьиных-Романовых в период опричнины,

в) 100-летний хронологический сдвиг в русской истории, в соответствии с которым часть событий эпохи Ивана IV "Грозного" оказалась перемещена в эпоху Ивана III,

г) отсутствие надёжно датированных русских летописей ранее конца XVII века,
можно сделать следующие несложные выводы:

1) Отношения между монархом (царём-ханом) и вассалами (наместниками) имели в Империи договорный характер - только так можно было обеспечить управляемость этой колоссальной геополитической структурой.

2) Первый приход Романовых к власти в Империи в период опричнины сопровождался попыткой (во многом удачной) коренного слома социально-политической структуры государства, в т.ч. замены принятой в Империи вотчинно-договорной системы отношений между монархом и вассалами на дворянско-служилую (подробнее об этом см. ниже).

3) Мятежи в Европе, приведшие в конце концов к распаду Империи, могли быть вызваны в том числе и указанным социальным экспериментом.

4) Окончательно русский абсолютизм, сиречь самодержавие оформился в качестве социально-политической системы только при Петре I Романове. Воссозданная им империя коренным образом отличалась от Великой Империи прежде всего не территорией, а способом государственного управления.

5) Одной из важнейших задач при составлении "древних" русских летописей в начале XVIII века было обеспечить историко-идеологическое обоснование правомерности самодержавной власти. Именно этим, по-видимому, объясняются сведения о формировании княжеских доменов в XI-XII вв. за счёт окняжения волостей.

К фактам, иллюстрирующим договорный характер взаимоотношений верховного правителя с территориальными наместниками, помимо знаменитого самоуправления Великого Новгорода, можно также отнести договорные отношения Великого Новгорода с большим количеством европейских стран, договоры царя-хана Великой Империи, известного как Иван Грозный, со своими (как это сейчас трактуется) "союзниками" в Швеции.

При смене верховного правителя, при восшествии на престол Великой Империи нового царя-хана договоры с наместниками перезаключались, т.е. возобновлялись на новой, личной основе. И, естественно, силовой ресурс применялся только в тех случаях, когда кто-либо из наместников оказывался неспособным или нежелающим выполнять взятые им на себя обязанности.

В качестве подтверждения высказанной гипотезы можно также привести отмеченные С.О.Шмидтом интересные особенности делопроизводства на Руси XVI века:
"Посыльными грамотами", по терминологии того времени, называли все государевы грамоты, посылавшиеся на места из Москвы или из другого места пребывания государя.

Чаще всего это были "указные грамоты". <...> "Посыльными" были также "наказы" воеводам "с росписью" их по полкам".38

Вроде бы ничего особенного, но читаем дальше:

"Посыльными" назывались и документы внешних сношений, в том числе и отправляемые из Москвы за рубеж".39

А это уже интересно. Уместно вспомнить, что в русском языке уже давно закрепился исключительно внешнеполитический смысл слова "посол". Хотя этимологически это понятие гораздо более универсально и происходит от глагола "слать, посылать". И вот оказывается, что в XVI веке в Русском государстве не было никаких различий между внутри- и внешнеполитической перепиской. И то, и другое - посыльные грамоты. Возникает естественное предположение, что в то время вообще не было разделения на внутреннюю и внешнюю политику. Вся политика в Империи была внутренняя. И грамоты, рассылаемые на места, были однотипные - посыльные. И термин "посол" имел не такой смысл, как сейчас.

И ещё один прелюбопытнейший штришок:

"В татарские "юрты" такие документы писались иногда по-татарски", - добавляет С.О.Шмидт, подкрепляя своё сообщение цитатой из описи Царского архива 1570-х годов: "списки казанские старые и грамоты посыльные татарским письмом".40

О других языках посыльных грамот С.О.Шмидт ничего не сообщает. Следует ли это понимать так, что для дипломатических сообщений использовалось только два языка - русский и татарский? Любопытно было бы также уточнить, что здесь понимается под "татарским письмом" - может быть, арабская вязь?

Опричная катастрофа

Стереоскопичность выявленной структуре имперских управленческих механизмов можно придать, если посмотреть на систему управления Империей под другим углом зрения, от противного, через фактологию её распада. Иными словами, если мы рассмотрим попытку поменять систему управления, то нам станет яснее, какой эта система была ранее.

Противоречия во властной элите Великой Орды существовали всегда и временами прорывались в виде кровавых междоусобных столкновений. Самой знаменитой и самой кровавой из таких междоусобиц следует признать Куликовскую битву 1380 года. По-видимому, Куликовская битва стала провозвестником глубокого системного кризиса в Империи. После этого события Империя уже не могла быть такой, как раньше.

Не менее знаменитое событие, зафиксированное в источниках и отразившее наличие в Орде системного кризиса и глобальных внутренних противоречий, - это взятие в 1453 году Царьграда-Константинополя казачьими войсками султана Мехмета II.

Одним из важнейших последствий этого завоевания стало перемещение духовного центра Империи из Царьграда в Москву (концепция "Москва - Третий Рим", введение патриаршества).

Другим последствием - не менее, а может быть, и более важным - стало разделение Империи на два союзных образования. В книгах серии "Новая хронология" эти образования названы как Русь-Орда и Турция-Атамания. Данные названия представляются не вполне удачными (особенно первое), но за неимением лучших будем пока использовать их. А Турцию будем иногда ещё именовать принятым в исторической литературе названием "Османская Порта".

Помимо территориального размежевания двух частей Великой Орды произошло и разделение имперских функций: Русь взяла на себя функцию светской метрополии Империи, а после падения Царьграда и функцию духовного центра Империи; за Османской Портой осталась функция, если можно так выразиться, распространяющей силы, функция продвижения имперской идеи по всей Ойкумене, - это и плавание Колумба, это и освоение Сибири, Аляски, западного побережья североамериканского континента, вторжение в Индию и Китай и т.д.41

Однако все эти события ещё не были катастрофами. Их последствия, хоть и углубляли раскол Империи, не подвергали сомнению саму имперскую идею, идею единого человечества.

Катастрофа разразилась в следующем, XVI веке.

В результате династических проблем, постигших династию древних правителей - царей-ханов Великой Орды, власть в метрополии Империи захватила небольшая группа псковских бояр Захарьиных-Юрьевых.42 Период их фактического правления (1564-1572 гг.) вошёл в историческую литературу под названиями "опричнина" или "опричный террор".

Если попытаться разобраться, что же произошло с Россией во время опричнины, то выясняется, что фактически произошёл государственный переворот43, что к власти в имперской метрополии пришла новая группа людей, которая попыталась самым радикальным образом сменить систему государственного управления.

В книгах советских исследователей очень чётко выявляются главные политические результаты этой деятельности44:

1) разгром церковной оппозиции,

2) разгром земской оппозиции,

3) устранение династической угрозы,

4) окончательная ликвидация самоуправления Великого Новгорода.

А теперь рассмотрим кратко хронологию последних четырёх лет периода опричнины и сопоставим наиболее яркие события этих лет с вышеперечисленными политическими итогами опричного террора.

1569 год45. Убийство Владимира Старицкого.

Узурпационная группа бояр Захарьиных (будущих Романовых), пользуясь полученным доступом к властным рычагам, стремилась обезопасить своё будущее. И главнейшим средством для этого было истребление членов правящей ордынской династии, которые могли бы претендовать на престол Империи.

По-видимому, самая главная опасность в этом смысле исходила от внука Ивана III, двоюродного брата царя Ивана IV, - Владимира Андреевича, князя Старицкого. Ликвидировав его, правящая группа сумела продлить своё пребывание у власти ещё на несколько лет.

1570 год. Разгром Великого Новгорода.

Согласно Г.В.Носовскому - А.Т.Фоменко46 это же событие отразилось в хрониках со 100-летним сдвигом в виде знаменитой ликвидации Иваном III самоуправления Великого Новгорода в 70-е годы XV века.

Какова была цель этого разгрома?

Вот что сообщают традиционные историки о судьбе новгородского архива после погрома (напоминаю, что читать эти известия необходимо, имея в виду, во-первых, наличие 100-летнего сдвига в русской истории, во-вторых, факт опричного переворота 1564 года и нахождения у власти Захарьиных-Романовых вплоть до начала 1570-х гг. и, в-третьих, географическую локализацию Великого Новгорода не в северных болотах, а на берегу Волги).

С.О.Шмидт: "Не вполне ясным остается вопрос о судьбе архивов Новгородской боярской республики, и прежде всего ее главного государственного архива, дошедшего до нас лишь в малой своей части"47.

А.В.Чернов: "В 1478 г. Иван III забрал весь новгородский архив"48.

Л.В.Черепнин: "...этот архив погиб, и вряд ли случайно. Возможно, что его намеренно уничтожила московская рука, не желая хранить те документы, которые не отвечали политическим позициям Москвы конца XV в."49

С.О.Шмидт со ссылкой на И.Л.Маяковского50 и Р.Г.Скрынникова51: "Известно о массовой реквизиции документов монастырских архивов Новгорода в 1570 г."52

А вот и более конкретное проявление 100-летнего сдвига, выражающееся в противоречивости дошедших от тех времён сведений. Цитирую С.О.Шмидта:

"И.П.Шаскольский в работе "Судьба государственного архива Великого Новгорода" показал недостаточную основательность мнений как о вывозе основного массива документации новгородского архива (или новгородских архивов) в Москву в 1471-1477 гг., так и об уничтожении тогда архива московскими властями. Новгородский архив в конце XV и первой половине XVI в. оставался в Новгороде. Там оставались даже основные документы внешнеполитических отношений - договоры с соседними государствами, тем более что "Новгородское государство" (упоминаемое в титуле государей всея Руси - великих князей, а затем царей) формально продолжало функционировать, а стоявшие во главе его управления наместники сохраняли и внешнеполитические функции - право непосредственных сношений с иностранными государствами. В обязанности новгородских наместников долго оставалось и внутреннее управление не только Новгородом, но и его громадными владениями, что тоже предопределяло необходимость обращения к прежней документации"53.

Приведённые цитаты подтверждают гипотезы о том, что, во-первых, ещё в конце XV и даже, по-видимому, в начале XVI века столицей Империи был Великий Новгород на Волге, а во-вторых, отношения метрополии с входящими в состав Империи территориями-уделами-государствами и их наместниками-королями носили договорный характер.

Кстати, с учётом хронологического сдвига пропадает всякая неясность в вопросе о количестве погромов и о судьбе архивов. В самом деле, новгородский погром был только один, в 1570 году. Это был разгром старой столицы Империи. И два главных последствия этого разгрома - это

1) ликвидация политического влияния старой имперской столицы, выражавшегося, в частности, в сохранявших ещё силу договорах с территориальными наместниками;

2) массовый вывоз и уничтожение имперских архивов.

1571 год. Набег крымского хана, сожжение Москвы.

Представляется неслучайным, что наиболее сокрушительный удар на Москву за весь XVI век был нанесён именно в это время. И нанёс его представитель старой ордынской династии крымский хан Девлет-Гирей (напоминаю, что во всех русских летописных и актовых источниках он называется просто "крымской царь"). Не исключено, что удар этот был нанесён по согласованию с султаном Османской Порты, и был адекватной реакцией союзного государственного образования на политику московских узурпаторов.

И не является ли в таком случае основное событие следующего, 1572 года, закономерным следствием этого удара?

1572 год. Указ об отмене опричнины.

Согласно Г.В.Носовскому - А.Т.Фоменко54 власть Захарьиных была пресечена и на имперский трон был возведён младший сын Ивана III, известный в исторической литературе под именем "Симеон Бекбулатович".

На сравнительно короткое время в Империи воцарились мир и стабильность. Но уже в начале следующего, XVII века, со смертью последнего ордынского царя-хана, Бориса "Годунова" и его малолетнего сына Фёдора смута разразилась вновь, приобретя необратимый характер и закончившись развалом Империи.

Итак, подведём некоторые итоги.

Группа, пришедшая к власти в имперской метрополии в результате опричного переворота 1564 года, сумела разрушить оба основных механизма управления - разделение властей и договорную систему.

Основная цель проводимых во время опричнины политических мероприятий - укрепить узурпированную власть.

Основной избранный способ отправления власти - централизация вместо договоров, концентрация власти вместо её разделения. Обычно от опричнины отсчитывают такое понятие, как русское самодержавие. Т.е. опричный террор - это первая в истории человечества попытка сосредоточить всю полноту государственной власти в руках узкой группы лиц.

Методы, которыми достигалась поставленная цель:

1) Военный разгром.

Преимущественно этим методом были достигнуты перечисленные выше политические результаты опричного террора.

2) Замена идеологии.

В конце концов это вылилось в никонианский церковный раскол XVII века, заменивший децентрализованную веротерпимую конфессию нынешним ортодоксальным православием с иерархической структурой, напоминающей строение тоталитарного государства.

3) Разрыв связей.

Как известно, власть легче удержать на небольшой территории (как это происходило, например, в России 350 лет спустя, после падения монархии и прихода к власти большевиков), а потом уже, удержав и укрепив власть, распространить её сколь угодно далеко.

И, наконец, перечислим основные результаты этого ключевого эпизода русской и мировой истории:

1) Разрушение идеи единства человечества.

Это самый главный и самый глобальный по своим долгосрочным последствиям результат. Человечество перестало восприниматься населением Ойкумены (и прежде всего территориальными властными и другими элитами) в качестве единого социального организма, в качестве единого всечеловека Адама.

С точки зрения автора, библейская легенда о Вавилонской башне - это философское осмысление того, что же реально произошло с человечеством в XVI веке.

2) Потеря управляемости.

Разрушив коммуникационную систему Империи и разорвав договорные отношения с имперскими наместниками (которые не могли да и не должны были признавать власть узурпационной клики), Захарьины утратили ресурс управления отдалёнными территориями, спровоцировав тем самым мятежи и сепаратизм практически по всей Ойкумене.

3) Мятежи наместников.

Вполне естественно, что, обнаружив отсутствие в центре законной власти, многие наместники-короли решили властвовать самостоятельно, подняв тем самым мятежи против Империи. Наместники же, сохранявшие верность имперской идее несмотря на узурпацию власти в метрополии, зачастую свергались мятежными группами формирующихся сепаратистских элит55.

4) Зарождение идеи суверенизации.

Понятие суверенного государства в том виде, в каком оно нам известно сейчас, очень долгое время вообще не приходило ни в чью голову жителя Земли. Люди не могли подумать, что можно жить отдельным, не зависимым ни от кого образованием. Человечество было единым, и единство человечества обеспечивала Империя и в том числе имперская система управления.

Массовое образование суверенных государств подтолкнуло их правителей к выработке сепарационных управленческих механизмов. А поскольку сразу выяснилось, что управлять небольшими государствами гораздо проще, остановить процесс суверенизации уже было невозможно.

5) Дробление имперской идеи.

Разумеется, идея единого человечества и Империи как инструмента её реализации не могла умереть в одночасье. Суверенизация в сочетании с восприятием рядом властных элит имперского пути развития в качестве наиболее естественного привела к такому интересному феномену, как попытки восстановить Империю из других центров. Подробнее об этом - в следующем разделе.

Распад Империи

Для окончательной иллюстрации глобального характера происшедших в середине XVI века в имперской метрополии политических событий рассмотрим очень коротко основные исторические вехи последующего развития человечества в контексте вышеперечисленных результатов опричного террора.

Со смертью Бориса "Годунова" древняя ордынская династия пресеклась окончательно, и после кровавых событий Смутного времени на московском троне утвердилась новая царская династия - Романовых (бывших Захарьиных).

Управляемость восстановить так и не удалось. Разбитый сосуд Империи склеить обратно не удалось также. Территория, которой владела Московская Русь при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, как уже говорилось выше, умещалась между Можайском на западе, Нижним Новгородом на востоке и Доном на юге.

Не дожидаясь Смуты на Руси, Западная Европа погрузилась в кровавые религиозные войны, одним из следствий которых явилась Реформация - децентрализация конфессиональных структур и идеологическое обеспечение происходящей суверенизации.

В течение XVI-XVII веков стремительно оформляется большое число суверенных государств. Особенно в этом смысле "повезло" Европе - к концу XVII века на континенте было уже несколько десятков независимых государственных образований.
Естественно, имперская идея пропасть не могла. Но одним из следствий опричной катастрофы стало дробление имперской идеи, что выразилось в появлении новых имперских центров.

Во-первых, функции Империи попыталась взять на себя Османская Порта. Но против неё ополчились практически все остальные государства Европы. Почти триста лет сосредоточенного всеобщего противодействия, сопровождавшиеся непрерывной чередой тяжёлых военных поражений, вынудили турецкие власти в конце концов отказаться от имперского пути и перейти к началу XX века к строительству национального государства.

Другой пример - Манчжурия. Имперскую идею попытались осуществлять там, и тоже без особого успеха.

Наиболее могущественные западноевропейские осколки: Британия, Испания, Португалия, Нидерланды. Имперская экспансия этих государств была направлена в основном на колониальное освоение американского, африканского и азиатского континентов.

Более поздние образования (это уже XIX век): Австро-Венгерская империя, Франция (империя Наполеона).

Во второй половине XIX века после успешной объединительной политики канцлера Бисмарка, сумевшего создать из разрозненных земель мощное государство, на имперский путь развития вышла Германия.

Здесь уместно напомнить, что основной смысл имперской идеи - это неограниченная экспансия и, в идеале, установление контроля над всем миром. С этой точки зрения наиболее успешными европейскими империями следует признать империю Наполеона и третий рейх продолжателя дела Бисмарка Адольфа Гитлера.

Нельзя, впрочем, не отметить весьма относительную "успешность" всех упомянутых империй. Все они в конце концов разделили судьбу Великой Орды. В результате тяжёлых военных поражений Наполеона и Гитлера завоёванные было огромные территории восстановили свою независимость, а крах колониальной системы в середине XX века привёл к образованию большого числа новых суверенных государств и к переходу великих колониальных империй Европы на путь национального развития.

Перечислим также наиболее реальные попытки восстановить имперскую идею в России.

Это прежде всего так называемые крестьянские войны под руководством Разина (XVII век) и Пугачёва (XVIII век). В книгах Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко56 приведены убедительные соображения, позволяющие трактовать их как войны, носящие династический характер, как попытки младших представителей старой ордынской династии свергнуть Романовых с престола бывшей столицы Империи.

Это, во-вторых, многочисленные русско-турецкие войны XVII-XIX веков, которые также являлись ни чем иным, как войнами за имперское наследство.

Несмотря на локальные успехи в этих войнах, романовской России очень долго не удавалось изменить своё захолустное положение на мировой геополитической арене. Такая ситуация сохранялась вплоть до восшествия на императорский престол Екатерины II и появления во главе русской армии непревзойдённого полководческого гения - Александра Суворова.

Благодаря заслугам этих двух выдающихся деятелей российской истории бывшая метрополия Великой Орды сумела вновь выйти на имперский путь развития.
В состав Российской Империи при Екатерине II вошли обширнейшие территории от Польши и Кавказа до Аляски и калифорнийского побережья.

Только удар Московской Татарии "Емельяна Пугачёва", нанесённый в самое подбрюшье ураганно расширявшейся Империи и потребовавший бросить на затыкание образовавшейся бреши отборные войска под командованием самого Суворова, не позволил Екатерине осуществить свой самый заветный, самый амбициозный проект - окончательно разгромить Османскую Порту и перенести столицу государства в Древний Рим - Царьград - Константинополь.

Кстати сказать, отголоски этого нереализованного замысла ещё долго оставались существенным фактором, формировавшим внешнюю политику России. Вопрос о "проливах", т.е. об обеспечении свободного беспошлинного прохода русского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, продолжал оставаться актуальнейшим вопросом российской внешней политики вплоть до окончания Первой мировой войны, т.е. даже после падения монархии и перехода власти к Временному правительству.

Наконец, наиболее реальная попытка восстановить Империю в масштабах Ойкумены была предпринята уже в середине XX века Советским Союзом Иосифа Сталина, попытавшегося реализовать замыслы Ленина и Троцкого о мировой революции через индустриализацию, создание непобедимой армии и военную агрессию в Европу. Эта попытка была сорвана превентивным ударом Гитлера 22 июня 1941 года.57

Таким образом, к началу XXI века нам приходится фиксировать полный крах всех предпринятых попыток воссоздания общемировой Империи военным путём.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!