Итальянская и северная архитектура.

IV. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ И ЕДИНСТВО

(МНОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО)

Архитектура

Известное классическое определение совершенства у Л. Б. Альберти: форма должна быть такою, чтобы ни одна черточка не могла быть изменена или устранена без нарушения гармонии целого, — оди­наково хорошо приложимо и к ренессансу и к барокко.

Единство. Барочное объединение совершается различными путями. В одних случаях единство вытекает из равномерного обесценения частей, в других — некоторым мотивам придается господствую­щее положение, и другие мотивы подчиняются им. Господство и подчинение существует и в классическом искусстве, но там и под­чиненная часть всегда обладает самостоятельной ценностью, между тем как в барокко даже господствующие элементы, при изъятии их из общей связи, в большей или меньшей степени утрачивают свое значение. Возникают массивные глубинные композиции, где целые куски пространства лишены самостоятельности ради нового совокупного впечатления. Интересующий нас процесс сопри­касается с процессами превращения графичности в живописность и тектоничности в атектоничность. 

Примеры в итальянской архитектуре:

Венецианская и флорентийско-римская гробницы приобретают классический тип в процессе все большего дифференцирования и интегрирования формы. Целое приобретает при этом все большую слаженность, в которой ни одна часть не могла бы быть изменена без повреждения общей картины. Усиление впечатления на основе изолированных частных форм было невозможно, но барокко и не вступает ни в какое соревнование: идеальные границы между фигурами рушатся. Это одинаково можно наблюдать и на гробнице Урбана VIII в соборе св. Петра и на еще более цельной гробнице Але­ксандра VII. В обоих случаях противоположность сидящей глав­ной фигуры и лежащих сопровождающих фигур приносится в жертву единству: второстепенные фигуры изображены у Бер­нини стоящими и приведены в непосредственный оптический кон­такт с главенствующей фигурой папы.

Классический пример ренессансного единства-римская Cancellaria, даже если бы имя создателя дворца (Браманте) было неизвестно. Гладкий трехэтажный фасад, дающий впечатление совершенной замкнутости; но вполне отчет­ливы составные части: этажи, угловой выступ, окна и участки стены. Всюду равноценность гомогенных частей. Но при этом: Нижний этаж Cancellaria все же ясно противопоставлен верхним этажам именно как нижний этаж, и тем самым в некотором роде под­чинен им. Лишь наверху появляются расчленяющие пилястры. И в этом следовании пилястр, разбивающих стену на отдельные площади, мы опять таки имеем не простую координацию, но чере­дование более широких площадей с более узкими. Классичность сле­дования ограниченных пилястрами площадей Cancellaria заклю­чается в том, что и узкие площади тоже являются самостоятель­ными пропорциональными ценностями, а нижний этаж, несмотря на свое подчиненное положение, остается величиной, которой при­суща своя особая красота.

Чисто барочной противоположностью Cancellaria является римский palazzo Odescalchi (115), где два верхних этажа связаны рядом пилястр, — мотив, который отныне становится нормой для запада. Вместе с тем нижний этаж полу­чает явно выраженный характер цоколя, т. е. обращается в не­самостоятельный элемент. Если в Cancellaria каждому участку стены, каждому окну и даже каждой пилястре была присуща собственная отчетливо говорящая красота, то здесь формы трак­тованы таким образом, что все они более или менее растворяются в одном массивном эффекте. Отдельные площади между пиля­страми не представляют никакой ценности вне связи с целым.

Барокко всегда была свой­ственна склонность к под­черкиванию: эффект лю­бят сосредоточивать на одном главном мотиве, ко­торый лишает всякой само­стоятельности мотивы по­бочные, хотя постоянно ну­ждается в них и сам по себе не мог бы иметь никакого значения. Средняя часть (рис 115) немного выдается вперед, выступ не имеет практического значения. В большем масштабе это заметно в дворцовых постройках с центральным и угловыми павильонами. Церковные фасады подвергаются в основном тем же измене­ниям. Итальянский высокий ренессанс оставил в наследство барокко совершенно законченный тип двухъярусного фа­сада с пятью по­лями внизу и тремя полями вверху, свя­занными между со­бою волютами. Од­нако поля все больше и больше теряют пропорцио­нальность и само­стоятельность.

Всякое следование горизонтальных рядов барокко пытается объединить общим мотивом. Атектонические тре­бования принципиаль­но родственны требо­ваниям абсолютного единства.

Итальянская и северная архитектура.

Специфическая красота итальянского ренессанса обусловлена своеобразной трак­товкой деталей — будь то колонны, участки стены или куски про­странства, — сообщением им законченности, внутреннего равно­весия. Германская фантазия никогда не предоставляла деталям такой самостоятельности. Понятие расчлененной красоты есть по преимуществу романское понятие. Во всей немецкой архитектуре самое существенное ритм движения, а не «прекрасная пропорциональность».

 

И в архитектуре эволюция не была равномерно поступатель­ной: в период расцвета барокко мы нередко наблюдаем оживле­ние пластически-тектонического вкуса, которое всегда связыва­лось с оживлением интереса к деталям.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!