Определение понятия «заголовочный комплекс»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

               Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

 


СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА    РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
(НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ GOROD.48.RU И LIPETSK.MEDIA)

 


                                                                                                       Курсовая работа

                                                                                     Студента 2 курса 5 группы

                                                                              специальности «Журналистика»

                                                                               Попова Ярослава Алексеевича


                                                                                            Научный руководитель:

                                                                               преподаватель Самсонова А. А.

 


                                               

 


                                                Санкт-Петербург,

 

                                                          2019

 


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1: Заголовочный комплекс как объект лингвистического изучения………………………………………………………………………….6
1.1. Определение понятия «заголовочный комплекс»…………..................6
1.2. Функции заголовочного комплекса……………………………………...8
1.3. Виды заголовков и лидов…………………………………………………11
1.4. Основные стилистические приёмы, используемые в формировании заголовков……………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2: Заголовочные комплексы и их стилистические особенности в практике липецких новостей…………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....32

 


 


Введение

   
    Наступившая постиндустриальная эпоха кардинально изменила характер функционирования средств массовой информации в России. Ускорившийся научно-технический прогресс и переход к рыночной экономической системе диктуют новые «правила игры» в медиасфере, что, в свою очередь, приводит к колоссальному росту разнородного количества информации и её источников, закономерно ужесточает конкуренцию между информационными изданиями. Наиболее сильная конкуренция происходит между региональными средствами массовой информации. Обусловлено это слабой дифференциальностью адресатов информации и их относительно небольшим количеством, в связи с чем у многих региональных информационных изданий формируется одинаковая аудитория, за внимание и предпочтения которой идёт ожесточённая борьба.
    В таких условиях для информационного издания роль заголовочного комплекса, и без того колоссальная, увеличивается в разы. Как замечает К. В. Прохорова, именно заголовочный комплекс является одним из наиболее читаемых видов текста и занимает большое место в жизни общества, представляя в концентрированном виде важнейшие события современности[1]. Помимо этого, заголовочный комплекс в большинстве случаев определяет, заинтересует ли читателя журналистский материал и захочет ли он в дальнейшем ознакомиться с текстом.
    Таким образом, вопрос грамотного построения заголовочного комплекса и уместного использования в нём стилистических приёмов во многом определяет как точность описания журналистского текста, так и успешность и востребованность у аудитории современного информационного издания, а также характеризует его экономическую эффективность и конкурентоспособность на медиарынке.
    Целью данной курсовой работы выступает выявление стилевых особенностей заголовочных комплексов, характерных для региональных средств массовой информации.    
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
:    
1. Изучить литературу, исследующую заголовочный комплекс и его стилистические особенности;
2. Определить понятие заголовочного комплекса, выявить и описать его виды и функции в журналистском тексте;
3. Отобрать и сформировать эмпирическую базу для исследования;
4. Выявить стилевые особенности заголовочного комплекса в каждом выбранном источнике и провести анализ на основе теоретической базы;
5. Исходя из данных проведённого анализа, сформулировать вывод с учётом цели настоящей работы.
    Актуальность данной курсовой работы обусловлена значимостью в современном медиа пространстве единого представления о понятии заголовочного комплекса и его построении, определяющих речевую модель издания, его финансовую успешность и популярность среди аудитории.
    Научная новизна работы связана с введением в научный оборот нового эмпирического и теоретического материала, а также с попыткой определить и каталогизировать характерные для региональных средств массовой информации типы заголовочных комплексов.
    Объект исследования данной курсовой работы – заголовочные комплексы текстов, представленные на региональных информационно-справочных порталах.
    Предмет исследования данной курсовой работы – стилевые особенности и приёмы заголовочных комплексов, характерные для современных региональных средств массовой информации.
    В качестве материала исследования были выбраны публикации с двух сайтов региональных средств массовой информации в период с января 2016 года по май 2019 года включительно. «Gorod.48.ru» – липецкий информационно справочный портал. «Lipetsk.Media» – информационно-справочный портал СМИ Липецкой области.
    Теоретическая база курсовой работы
представлена крупными исследованиями К. В. Прохоровой и Э. А. Лазаревой, в которых даны наиболее точные дефиниции термина «заголовочный комплекс» и проведены обзоры функций и видов заголовочных комплексов. Вспомогательными материалами в этом вопросе выступают научные статьи Д. Г. Загороднова, Е. Холтона, М. А. Шамелашвили, В. П. Вомперского и Р. К. Дроздова. В качестве источника информации о категоризации видов лидов выступает учебное пособие А. В. Колесниченко.   
Определить основные варианты стилистических особенностей в заголовочных комплексах помогают научные статьи учёных А. Ю. Исаевой,А. С. Киндеркнехт, В. В. Степанюк и, У. О. Малярчук-Прошиной.
    Данное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Результаты работы могут быть полезны для дальнейшей разработки проблемы стилистических особенностей в заголовочном комплексе в текстах современных региональных изданий. Работа должна быть интересна журналистам как научный источник практически полезных замечаний в вопросе применения стилистических приёмов в элементах заголовочного комплекса.
    Структура работы представляет собой следующее: введение, две главы и заключение. Композиция каждого компонента соответствует обозначенным задачам. В исследовании также представлен список использованной литературы.


Глава 1. Заголовочный комплекс как объект лингвистического изучения

Определение понятия «заголовочный комплекс»

    Нашей первоочередной задачей является определение понятия «заголовочный комплекс» и выявление его положения в изучаемом дискурсе. Исследованием такого понятия как заголовочный комплекс занимались и занимаются многие российские и зарубежные лингвисты. В результате изучения сложились разные точки зрения о трактовке данного понятия, из которых мы выделим два главных и принципиально разных подхода.               К. В. Прохорова определяет заголовочный комплекс как «структурно-семантическое объединение элементов текста, не только предваряющих его, но органически связанных, содержательно и концептуально, с основным массивом конкретного текста»[2]. Важно отметить, что по К. В. Прохоровой заголовочный комплекс – это зависимое от основного журналистского текста явление, которое не может существовать автономно от него. Исходя из этого положения, в заголовочный комплекс включаются такие элементы, как заголовок, надзаголовок, тематическое название полосы, рубрика, подзаголовок и внутренние заголовки.
    Другую дефиницию термина предлагает Э. А. Лазарева. Так, заголовочный комплекс или ансамбль – это подсистема внутри текстовой системы, состоящая из элементов, находящихся вне текста[3]. Соответственно, Э. А. Лазарева как компоненты заголовочного комплекса выделяет заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте) и анонсы. Такой выбор обосновывается тем, что данные элементы объединены собственной самостоятельностью и отдельностью в структурном плане, несмотря на их связанность с основным массивом текста по содержанию.
    Рассмотрев две дефиниции данного термина, можно заметить, что главное расхождение между ними происходит по вопросу частичной автономности или полной зависимости заголовочного комплекса от основного текста. Из этого вытекает второе различие – структура заголовочного комплекса, которая в случае частичной автономности становится значительно шире.
    Закономерно перед нами встаёт вопрос: какую из двух трактовок заголовочного комплекса следует использовать в дальнейшем исследовании как основную? Для этого попытаемся определить, какая тенденция в медиа пространстве наиболее характерна для заголовочного комплекса – частичная автономность или зависимость от основного текста. Согласно проводённому в 2016 году исследованию[4] американских учёных, только 41% людей читают журналистские тексты до конца. Остальные 59% прочитывают лишь заголовок и лид, формируя на их основании своё впечатление об описываемом в материале событии.
    Таким образом, несмотря на не отрицаемую смысловую связь заголовочного комплекса и основного текста новости, для большего числа респондентов заголовочный комплекс полностью отображает, и в некоторых случаях даже заменяет журналистский текст.
    Данную точку зрения доказывает и другой эксперимент[5], по результатам которого учёные выяснили, что 7 из 10 пользователей Facebook не читают новости дальше заголовка. Исходя из полученных данных в вышеописанных исследованиях, можно предположить, что в современном медиа пространстве возникает тенденция перехода заголовочного комплекса от зависимого положения относительно основного текста к частично автономному и независимому. Это,  в свою очередь, косвенно доказывает и усилившуюся роль заголовочного комплекса в борьбе за расположение аудитории.
    Таким образом, доказав предрасположенность заголовочного комплекса к частичной автономности от журналистского текста, в качестве основной дефиниции в исследуемой работе наиболее предпочтительной представляется трактовка, предложенная Э. А. Лазаревой, с которой в дальнейшем мы будем работать. Также, мы будем считать, что структурными элементами заголовочного комплекса являются компоненты,  выделенные Э. А. Лазаревой в своём научном труде.

1.2. Функции заголовочного комплекса

    Вторым важным вопросом в дискурсе понимании заголовочного комплекса является определение его функций. Стоит отметить, что среди учёных-лингвистов нет единой точки зрения относительно точного определения набора функций заголовочного комплекса. Каждый придерживается своей концепции, иногда перекликающейся с другими работами исследователей данной области.    
    Так, американский учёный Е. Холтон[6] в своём исследовании заголовочного комплекса как лингвистического феномена определяет его три основных функции, важность которых расположена по убывающей:
1. Номинативная функция, которая отвечает за наименование текста, и разделение его на составляющие элементы;
2. Информативная функция, роль которой заключается в раскрытии и частичной передаче в сокращённом виде смысла основного журналистского текста;
3. Прагматическая, или рекламная функция, которая отвечает за привлечение внимания аудитории к журналистскому тексту и первичному формированию у неё произвольных эмоций разнообразного спектра.
    Чуть более расширенный список функций заголовочного комплекса выделяет К. В. Прохорова[7], добавляя графически-выделительную функцию и функцию компрессии.
    Роль первой функции заключается в разграничении и размежевании одних журналистских текстов от других. Заголовочный комплекс играет роль своеобразного графического выделителя. Стоит отметить, что данная функция реализуется не языковыми средствами, а графическими – шрифтовым выделением, изменением интенсивности цвета, кеглем, использованием разнообразных элементов вёрстки и т. д.
    Роль второй функции заключается   в передаче реципиенту исходного массива текста через его скомпрессированный короткий вариант.
Обусловлена данная функция тем, что в современных реалиях у аудитории практически нет возможности усваивать полный объем информации, изложенный в гипертексте, и заголовочный комплекс успешно помогает сжимать этот текст до удобного размера и , благодаря этому, ориентироваться в нужной информации[8].
    Э. А. Лазарева в своей научной работе[9] описывает не только определённый список функций заголовочного комплекса, но и устанавливает принцип их реализации. Так, по мнению учёной, функции заголовочного комплекса осуществляются последовательно. Первой задействованной функцией становится графически-выделительная, что обуславливается её неязыковой природой. Далее срабатывает номинативная функция – заголовок называет текст. После этого реципиент анализирует смысл прочитанного заголовка и получает в сокращённом виде информацию об основном тексте, таким образом, подключается информативная функция. После ознакомления с заголовком у читателя может возникнуть определённая заинтересованность в тексте из-за необычной формы подачи заголовка: через рифму, использование прецедентных текстов или игру слов. В данном случае активируется рекламная функция. Далее, у реципиента после прочтения заголовка может сформироваться та или иная осознанная эмоция относительно журналистского текста, будь то разочарование, гнев, восхищение или др. В данном случае срабатывает оценочно-экспрессивная функция. Согласно Э. А. Лазаревой, заголовок – это часть текста, которая имеет самостоятельность лишь в структурном плане[10], поэтому он осуществляет и интегративную функцию, то есть создаёт целостность и единство текста, что позволяет в итоге опознавать его как самостоятельное и независимое формирование. Грамотно построенный заголовочный комплекс облегчает восприятие журналистского текста и ориентирование в нём, что отражает действие композиционной функции. Любопытно, что по мнению Э. А. Лазаревой после прочтения основного текста реципиент возвращается к номинативной функции, так как воспринятая информация закрепляется в сознании читателя лишь в сжатом виде – то есть в виде наименования.
   В. А. Вомперский[11] определяет у заголовочного комплекса четыре функции:
1) Коммуникативная функция, смысл которой состоит в связи с аудиторией и передаче ей информации об определённом событии или предмете;
2) Воздействующая функция, ролью которой является формирование у читателя конкретной позиции относительно содержания основного текста;
3) Экспрессивная функция, суть которой заключается в донесении до реципиента опосредованной текстом характеристики личности журналиста, создавшего основной текст;
4) Графически-выделительная функция, отвечающая за разделение журналистских текстов друг от друга.
    Как видно из вышеописанных точек зрения на набор функций, характерный для заголовочного комплекса, мнения лингвистов местами кардинально расходятся. Однако, несмотря на это, можно заметить, что некоторые из функций большинство исследователей одинаково выделяют в своих работах. К ним относятся:
1) Номинативная функция;   
2) Информационная функция;
3) Рекламная функция;
4) Графически-выделительная функция;
5) Оценочно-экспрессионная функция.

Виды заголовков и лидов

    Мы уже говорили о том, что в зависимости от трактовки определения «заголовочный комплекс» меняется набор его структурных элементов. Однако, несмотря на разночтения, в любой структуре заголовочного комплекса всегда будет находиться один общий элемент, без которого его существование невозможно. Это сам заголовок.
    На сегодняшний момент учёным Р. К. Дроздовым определяются шесть видов заголовков, задачей которых выступает формирование у аудитории определённой позиции относительно проблемы текста и мотивирование реципиентов к размышлениям о прочитанном материале[12]:
1) Заголовок-обращение. Данный вид заголовка направлен на создание ощущения непосредственного диалога, связанного с описываемым предметом или событием. Подобный эффект создаётся благодаря специфическому типу коммуникации, которую выбирает журналист. Чаще всего используется прямое обращение к читателю или же обращение-единство, через местоимение «мы». В таком случае адресат словно становится единомышленником и соавтором журналиста, сочувствующим его позиции.
2) Заголовок-вопрос. Данный вид заголовка, как и заголовок обращение, направлен на создание эффекта диалогичности. Для этого используется вопросительная форма, при помощи которой журналист одновременно может обращаться и к разделяющей его точку зрения аудитории, и к оппонентам, и к самому себе как автору.  Используется данный вид заголовка для усиления экспрессивности текста и стимулирования читателя на сопоставительную и аналитическую деятельность.
3) Заголовок – риторическое восклицание. Этот вид заголовка направлен на передачу эмоционального настроения, испытываемого автором. Делается это с целью придачи аргументам журналиста дополнительной убедительности и для вовлечения читателя в основной журналистский текст.
4) Прецедентный заголовок. Данный вид заголовка представляет из себя структурно или семантически переформулированное устойчивое выражение, которое хорошо знакомо аудитории. Переделанное таким образом в заголовок, устойчивое выражение приобретает новые стилистические, экспрессивные или смысловые оттенки, которые, в свою очередь, порождают новые ассоциативные связи в сознании аудитории. В прецедентном заголовке журналист, сочетая  новое значение выражения с его обыденным источником, создаёт притягательный  экспрессивно-стилистический эффект, который в первую очередь, помогает реализоваться рекламной функции заголовочного комплекса.
5)  Интригующий заголовок. Этот вид заголовка направлен исключительно на привлечение внимания читателю к журналистскому тексту. Авторы, используют разнообразные приёмы (чаще всего – «сенсационность» и умышленное умолчание части важной информации в заголовке) с целью  убедить аудиторию в необходимости дальнейшего прочтения текста публикации.
6) «Скандально-интимный» заголовок. Данный вид заголовка, как и интригующий, направлен на привлечение внимания читателя и его агрессивном побуждении к ознакомлению с основным журналистским текстом. Однако, в отличии от интригующего заголовка, «скандально-интимный» заголовок намеренно пытается провокационным характером ввести аудиторию в заблуждение. Как правило, в данных заголовках умышленно создаётся эффект двусмысленности с целью запутать реципиента.
Также, довольно часто, в «скандально-интимном» заголовке позиция журналиста относительно описываемого героя, предмета или события выглядит нарочито саркастической. Стоит отметить, что как интригующий, так и скандально-интимный заголовки осуждаются большинством журналистов как непрофессиональные и обычно применяются исключительно в «жёлтой» и «бульварной прессе».
    Другой подход к систематизации видов заголовков описан в работе М. А. Шамелашвили[13]. Представленная ей классификация учитывает основные функции (информативная, экспрессивно-оценочная, побудительная и рекламная), которые выполняет заголовок по отношению к тексту. На их основании учёная выделяет следующие типы заголовков:
1) Заголовок-резюме (заголовок в сокращённом виде пересказывает содержание основного текста);
2) Заголовок-вопрос (заголовок ставит перед читателем вопрос, ответ на который можно будет найти только после прочтения текста, либо же вопрос является риторическим и усиляет эмоциональность основного текста);
3) Заголовок-оценка (заголовок опосредованно показывает точку зрения журналиста на описанную им в основном тексте проблему)
4) Заголовок-светлое пятно (заголовок акцентирует внимание на самом важном и интересном фрагменте текста);
5) Заголовок-цитата (в заголовке используется часть прямой речи героя о котором говорится в основном тексте новости).
    Не менее важным структурным элементом заголовочного комплекса является лид. Как остроумно замечает А. В. Колесниченко, «если заголовок можно сравнить с витриной магазина, то лид – это прилавок»[14].  Главной задачей лида является закрепление эффекта, произведённого заголовком, то есть если заглавие привлекает внимание реципиента и побуждает его к прочтению основного журналистского материала, то лид должен удержать это внимание читателя, мотивировав его продолжить ознакомление с текстом.
Исходя из этого, А. В. Колесниченко разделяет лиды на два основых типа – прямые и затяжные[15]. Прямые лиды наиболее характерны для новостных текстов, так как в сжатой форме сообщают наиболее важные аспекты описываемого в материале события.
    Затяжные лиды более художественны, и своим содержанием призваны передать эмоциональную атмосферу и настроение основного текста. Данная разновидность наиболее часто используется в жанре специального репортажа, и своей структурой должна заставить читателя войти в определённое эмоциональное состояние, от которого зависит восприятие предлагаемой статьи.
    В свою очередь, прямые и затяжные лиды делятся на подвиды.
Так, прямые лиды подразделяются на обобщающие, модифицированные, обёрточные и расколотые.
Обобщающий лид – наиболее популярная форма лида, содержащая в своей структуре ответы на все вопросы формулы Квинтилиана (кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?). Такой лид с одной стороны, даёт наиболее полное представление об основном тексте журналистского материала, но, с другой стороны, бывает часто перегружен информацией, из-за чего может оттолкнуть потенциального реципиента.
Модифицированный лид – вариант обобщающего лида, в котором находятся ответы на самые главные для контекста новости вопросы формулы Квинтилиана (обычно это ответ на вопрос “Что?”, «Кто?», «Где?» и «Когда?»).  Используется данный вариант в тех случаях, когда приведённый материал оказывается для читателя слишком сложным, и лид становится своеобразной интерпретацией новости.
Обёрточный лид –  первый тип лида, использующийся в многопредметных новостях. Его задача описать в своём содержании разноплановые ситуации, которые соединяются вместе в основном тексте журналистского материала.
Расколотый лид – второй тип лида, применяющийся в многопредметных новостях. Цель данного варианта описанием одной ситуации логически подвести к другим ситуациям, которые описываются в приведённой новости.
    Затяжные лиды также делятся на четыре подвида – сценические, повествовательные, анекдотические и ситуативные.
Сценический лидؘ – разновидность лида, содержание которого полностью посвящено описанию места описываемого события, отдельной фоновой сцены или выделяющейся детали. Таким образом, подобный подход подводит читателя к новости, не раскрывая её сути, стимулирует вовлечение реципиента в нужное эмоциональное состояние, описываемое в журналистском материале.
Повествовательный лид – вариант лида, структура которого направлена на описание начала события, представленного в основном тексте.
В отличие от сценического, данный вид лида более динамичен и сразу вовлекает читателя в основный журналистский текст.
Анекдотический лид – тип лида, содержащий в своём составе короткую показательную историю о завершённом событии, иллюстрирующую основную тему статьи. Анекдотический лид является одним из самых сложных вариантов, так как очень легко ошибиться и неудачно подобрать историю, которая может дезориентировать потенциального читателя путём создания неверных представления об описываемом в статье предмете или событии.
Ситуативный лид – форма лида, своей структурой направленная на рассказ о ситуации, в которой отсутствуют описания конкретных действий или героев. Данный вариант своей целью ставит создание общего плана события, и является менее удачным решением с точки зрения привлечения внимания читателя, чем лиды крупного плана – сценический, анекдотический и повествовательный, поэтому используется реже.
    Рассмотрев данные варианты систематизаций , мы в состоянии при дальнейшем анализе через определение вида того или иного заголовка и лида, понять, какую сверхзадачу ставил перед собой его автор , и какое воздействие заголовочный комплекс должен произвести на реципиента.

 1.4. Основные стилистические приёмы, используемые в формировании заголовков

    Не менее важной задачей для нашего исследования является определение основных стилистических приёмов, используемых при создании заголовочных комплексов. Как и в случае с функциями заголовка, у учёных-лингвистов нет единого мнения, какие элементы стоит отнести в список основных.
    Так, А. Ю. Исаева[16], как средство прагматического воздействия на реципиента, выделяет шесть стилистических приёмов, наиболее часто используемых в современных заголовках:
 1) Использование фразеологизмов (в том числе частично трансформированных) – устойчивых словосочетаний, значение которых не выводится из значений компонентов в его содержании;
 2) Использование метафор– слов или выражений, употребляемых в переносном смысле на основе действительного или воображаемого сходства данного предмета или явления с другим предметом или явлением;
 3) Использование персонификации – представления предмета в виде личности, и следствия такого олицетворения;
4) Использование аллюзий – намёков на реальные политические, исторические или литературные факты, которые предполагаются общеизвестными;
 5) Использование ирониириторической фигуры, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки;
 6) Использование оксюморона – стилистической фигуры, представляющей из себя сочетание противоположных по значению слов.
    Другую классификацию стилистических приёмов предлагает У.О. Малярчук-Прошина[17]. Она выделяет такие приёмы, как:
1) Использование частично изменённых прецедентных текстов;
2) Использование аллюзий, отсылок и реминисценций;
3) Употребление в заголовках синтаксического параллелизма;

4) Использование тропов (в первую очередь метафор, эпитетов и олицетворений);
5) Использование языковой игры;
6) Употребление иронии
    И, наконец, третий вариант классификации приёмов предлагает А. С. Киндеркнехт и В. В. Степанюк.[18] Все стилистические приёмы, описанные учёными, в первую очередь направлены на выполнение рекламной функции заголовков, то есть первостепенно на привлечение внимания реципиентов:
1) Использование тропов;
2) Использование фразеологизмов и трансформированных фразеологизмов;
3) Использование эмоционально-оценочной лексики;
4) Использование цитат и других прецедентных текстов и их трансформаций;
5) Использование иноязычной лексики;
6) Употребление неологизмов и окказионализмов;
7) Использование комических приёмов: иронии и сарказма;
8) Использование языковой игры;
9) Использование рифмы;
10) Использование парцелляции;
    Исходя из нашей потребности для анализа максимального количества разновидностей стилистических приёмов, в качестве основной классификации выбран вариант, представленный А. С. Киндеркнехт и В. В. Степанюк.


 

2. Заголовочные комплексы и их стилистические особенности в практике липецких новостей

   
Полученный в предыдущей главе теоретический аппарат позволяет нам начать анализ заголовочных комплексов с последующим выявлением в них стилистических особенностей и причин их использования.
    Перед тем, как приступить к непосредственному анализу, стоит ещё раз вспомнить об источниках новостных текстов, заголовочные комплексы которых будут выбраны нами в качестве примеров.
«Lipetsk.media» и «Gorod.48.ru» – это информационно-справочные порталы    города Липецка и Липецкой области. Оба ресурса существуют исключительно в электронном формате, из-за чего примерный охват каждого из них равен 250 тысячам человек.
    Так как и «Lipetsk.media», и «Gorod.48.ru» позиционируют себя как новостные издания, заглавия большинства материалов в первую очередь непосредственно связаны с выполнением номинативной и информационной функций. Например, «”Диктант Победы” писали в Липецке и Ельце»[19]. На реализацию вышеназванных функций изначально направлен вид заголовка – заголовок-резюме, выдержанный в нейтральном стиле. Далее, превалирование информативной функции над остальными подчёркивает прямой порядок слов и лаконичность – заглавие представляет из себя неполное предложение, в котором опущено подлежащее. Сделано это умышленно, так как в контексте новости важны только три компонента: локация («в Липецке и Ельце»), само событие («”Диктант Победы”») и факт его проведения («”Диктант победы” писали»). Никакие дополнительные стилистические приёмы в формировании данного заголовка не используются, так как автор считает, что содержание заголовка-резюме способно без дополнительных средств привлечь внимание реципиентов. Косвенно это подтверждает и отсутствие в журналистском материала лида – автор сразу же после заголовка переходит к описанию основного события.
    Рассмотрим другой пример заголовка, направленного на первостепенное выполнение информационной функции – «НЛО под Задонском попало на видео»[20]. Перед нами вновь заголовок-резюме, содержание которого в сокращённом виде пересказывает новость. Как стилистический приём в заглавии используется употребление общеизвестной аббревиатуры «НЛО», служащей, во-первых, для обозначения главного действующего лица новостного текста, и, во-вторых, для привлечения внимания потенциального реципиента путём активизации визуального и ассоциативного восприятия материала. Важно, что в заглавии не указано, кто является автором видео, так как в контексте скомпресированного заголовка новостного текста подобная информация является незначительной для потенциального реципиента – его интересует лишь событие («НЛО попало на видео») и локация описываемого события («под Задонском»). В данном варианте заголовочного комплекса вновь не используется лид, потому что по мнению автора журналистского текста сам факт, описанный в содержании заголовка способен своей сенсационностью и уникальностью привлечь внимание потенциального реципиента.
    Для выполнения информационной функции в заголовках некоторых новостей используется реминисценция. Например, в заголовке-резюме «И днём и ночью кот зелёный… по Грязям совершает путь»[21] присутствует данный стилистический приём, выраженный видоизменённой цитатой из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Реминисценция в данном случае с одной стороны скомпресированно представляет основой текст новости, а с другой стороны привлекает внимание потенциального реципиента через оригинальную форму и ритм заголовка. Важно отметить, что в качестве прецедентного текста для заглавия выбрана общеизвестная поэма А.С. Пушкина, таким образом сильно повышается шанс на узнавание целевой аудиторией заложенной отсылки. Стоит отметить, что журналист пытается усилить рекламный эффект заголовка через употребление парцелляции – в середине заголовка автором намеренно ставится многоточие, которое подчёркивает сенсационность и уникальность последующих в заглавии слов.
    В определённых заголовочных комплексах можно проследить тенденцию на ослабление исключительной роли информативной функции. Например, в связке заголовка-резюме «В Липецке появились “левитирующие” бордюры» и прямого модифицированного лида «На улицах Неделина, Гагарина и Первомайской в воздухе повисли бетонные глыбы»[22] можно заметить присутствие на одинаковых правах информативной и рекламной функций. Первая функция выражается через краткий пересказ заголовком основного текста новости, вторая – через использование в заголовке иронии («”левитирующие” бордюры»). Данный стилистический приём крайне важен в контексте представленного заголовочного комплекса, так как, во-первых, подчёркивает злободневность темы и оперативность работы СМИ, и, во-вторых, возбуждает у потенциального читателя заинтересованность в тексте из-за формирования в заголовке элементов комического
Лид, однако, не продолжает иронический тон, взятый заголовком и в нейтральном стиле сообщает о локации, где происходит описанная в новости ситуация. Обуславливается подобный ход желанием автора соблюсти баланс между информированием и привлечением внимания потенциального реципиента.
    Информационная функция в заголовочном комплексе также может соседствовать с оценочно-экспрессионной. Так, в связке заголовка-резюме «Два ельчанина задержаны за хранение наркоты» и ситуативного лида «В регионе продолжается акция “Сообщи, где торгуют смертью”»[23] просматривается подобное взаимодействие. Информативная функция явно выражается в заголовке, через который интерпретируется содержание новости, и в лиде, где поясняется глобальная ситуация, в рамках которой проходит описанное в основном тексте событие.
Выражение оценочно-экспрессивной функции содержится в заголовке, где через стилистически маркированное слово (жаргонное выражение «наркота») эксплицитно демонстрируется презрительное отношение журналиста к описываемому предмету.
    В некоторых заголовочных комплексах липецких новостей рекламная функция начинает превалировать над всеми остальными.
Это связано с использованием информационно-справочным порталом «Gorod48.ru» в своих материалах заголовочного комплекса, состоящего из связки интригующего заголовка и прямого модифицированного лида. Наглядным примером является единство заглавия «Липчанин потерял два дня жизни из-за любви» и лида «К бесплатной выпивке»[24]. Цель заголовка в данной новости – заинтересовать потенциального читателя путём создания интриги через умышленное умолчание важной информации и заставить его кликнуть на новость. Далее, эффект закрепляет лид, который с одной стороны своим содержанием восстанавливает убранную из заголовка информацию, а с другой создаёт ощущение обманутого ожидания, которое является инструментом языковой игры. Также в заголовке используется экспрессивная лексика, выраженная метафорой «потерял два дня жизни» с целью создания комического эффекта. Дополнительную стилистическую окраску вносит лид через использование эмоционально-оценочной лексики ( слова разговорного стиля «выпивка»), таким образом имплицитно передавая отношение автора к описываемому в тексте новости герою и его действиям.
    Другая частая практика используемая для реализации рекламной функции – употребление связки из цитатного заголовка и модифицированного лида. Например, единство заголовка «”Водка моя! Я инвалид!”» и лида «Арбитражный суд Липецкой области рассмотрел заявление регионального управления потребительского рынка и ценовой политики в адрес предпринимателя из Азербайджана. Мужчина является владельцем торговой точки в Липецке, где проверка нашла спиртное.»[25] Рекламная функция здесь проявляется через использование изолированного фрагмента текста, который не сопровождается вводными словами или пояснениями автора. Подобный приём, с одной стороны, нарушает правила оформления цитат, принятых в русском языке, но с другой стороны привлекает внимание потенциального читателя путём выбора высказывания с ярко выраженной экспрессией. Усиляет интригующий эффект парцелляция и неполнота предложений. Обобщающий лид, в свою очередь, объясняет использование в заглавии цитаты и в нейтральном стиле рассказывает о герое-авторе высказывания и связанных с ним событиях.
    Характерно, что «Gorod48.ru» преимущественно использует цитатный заголовок в новостных текстах, связанных с темой насилия. Эту тенденцию можно проследить в заголовках «Муж – жене: “Сейчас я тебя убью, накручу кишки на нож!”»[26] и «Пьяная мать с ножом – сыну: ”Зарежу!”»[27].
Структура построения  двух данных примеров абсолютно одинакова – сначала в заголовке используется эллиптическое предложение, целью которого является указание на адресанта и адресата цитаты, далее приводится уже само высказывание. Стоит отметить, что авторами заметок выбираются цитаты, содержание которых нарочито шокирующе. Такой эффект возникает из-за употребления в описании ситуации применения насилия нескольких стилистических приёмов. В первом случае это инверсия, использование эмоционально-оценочной лексики (разговорного слова «кишки») и экспрессии. Для второго случая в цитате характерно лишь использование неполного предложения, однако в эллиптической конструкции внимание читателя акцентируется на фигуре адресанта через использование сирконстантов («пьяная»,«с ножом»). Цель применения всех вышеописанных стилистических приёмов – агрессивное привлечение внимания потенциального реципиента.
    В качестве стилистического приёма, участвующего в формировании заголовочных комплексов с ярко выраженной рекламной функцией, часто используется рифма. Однако уместность и эффект её использования бывают крайне неудачными. Так, например, в связке заголовка «Свинья, поющая шансон, счастливым сделает мой дом!» и лида «Торговцы трусами, ёлочной мишурой, шерстяными носками и лампадным маслом не уходят с главного проходного двора Липецка»[28] присутствует попытка использовать рифму для привлечения внимания потенциального реципиента через необычную форму подачи заголовка. Однако подобный подход лишь запутывает читателя, так как заголовок подобного содержания не даёт никакой дополнительной информации, определяющей основной смысл текста или авторского отношения к нему. Содержание лида также не проясняет использование рифмы в заголовке, так как не раскрывает контекст темы журналистского материала, из-за чего потенциальный читатель будет дезориентирован.
    Характерно, что среди практики использования рифмы встречаются и относительно удачные случаи. Например, сочетание заголовка «У тех дела плохи, они – лохи!» и лида «ЧОП Липецка развернули нешуточную конкурентную борьбу»[29]. В данном случае рифма успешно выполняет поставленную перед ней задачу привлечения внимания потенциального реципиента, так как опирается на два других стилистических приёма.  Первый приём – использование частично трансформированного прецедентного жаргонного выражения «пока есть лохи, наши дела неплохи», которое при узнавании вызывает в сознании потенциального реципиента определённые ассоциации и эмоциональный отклик. Это, в свою очередь, побуждает его прочитать дальнейший текст. Второй приём – употребление в тексте заголовка эмоционально–оценочной лексики (жаргонного выражения «лох»), которое намеренно снижает лексику для облегчения восприятия информации целевой аудиторией и имплицитно отображает авторское отношение к описываемой в новости ситуации. Закрепляет эффект привлечения внимания лид, который в нейтральном стиле с употреблением одной частной оценки («нешуточную борьбу») поясняет через сжатое описание основного текста новости уместность употребления рифмованного заголовка.
    Стоит отметить, что использование рифмы характерно не только для заголовочных комплексов с доминирующей рекламной функцией. Так, в содержании связки заголовка-резюме «Битой вжик – под судом мужик!» и модифицированного лида «Дорожная разборка закончилась судом»[30] можно обнаружить проявление взаимозависимости информационной и рекламной функций. Две данные функции одновременно реализуются через связь элементов, которые теряют свою значимость по отдельности: заголовок, по своему смыслу является кратким пересказом основного текста материала, что является проявлением информационной функции. Построен же он при помощи рифмы, эллиптической конструкции предложения и эмоционально-оценочной лексики (разговорное слово «мужик» и употребление междометия «вжик»), что является проявлением рекламной функции, так как все вышеперечисленные стилистические приёмы направлены на привлечение внимания потенциального реципиента. Стоит отметить, что модифицированный лид также содержит эмоционально-оценочную лексику (разговорное выражение «разборка»), путём которой намеренно происходит стилистическое снижение и установление близкого контакта с потенциальным читателем.
    Подобную ситуацию можно также обнаружить в заголовках новостей с информационно-справочного порта Lipetsk.Media – «Трое в драке, не считая собаки. Пьяное побоище на Тракторном сняли на видео.»[31]
На выполнение рекламной и информационной функций здесь направлены несколько стилистических приёмов. Так, в заголовке используется аллюзия на название повести Д. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» с целью создания комического эффекта и привлечения внимания потенциального читателя через возникновение у него эмоционального отклика и определённых ассоциаций. Далее комический эффект усиляет употреблённая в составе аллюзия рифма. И наконец, комический эффект достигает пика во втором предложении заголовка, в составе которого употребляется эмоционально-оценочная лексика (слова разговорного стиля «побоище», которое в контексте новости имеет значение «ожесточённая кровавая драка»).
    Другим характерным приёмом в структуре построения заголовочных комплексов липецких новостей является употребление вопросной формы. Её использование мы можем найти в интригующих заголовках «Липецкая область – последняя надежда на спасение человечества?»[32]; «В Липецке обосновалась чупакабра?»[33]; «Это провал?»[34]. Во всех приведённых примерах использование вопросной формы выполняет две задачи.  Первая – образование контакта с потенциальным реципиентом, так как употребление данного приёма изначально направлено на создание эффекта диалогичности. Говоря другими словами, через вопросную форму журналист как бы напрямую обращается к аудитории, заставляя её включиться в прочтение текста. Вторая – создание интриги, так как использование вопросной формы стимулирует любопытство читателя через своеобразное умолчание части важной информации – вопросный заголовок лишь поднимает тему, обсуждаемую в новости, но не показывает основных фактов, описанных в журналистском тексте. Помимо этого, в двух первых заголовках используются дополнительные стилистические приёмы, усиляющие потенциальный эффект привлечения внимания к тексту. Для этого в первом заглавии используется речевое клише («последняя надежда»), а во втором – заимствованное слово, являющееся калькой с испанского («чупакабра»).
    Наконец, большой пласт заголовочных комплексов липецких новостей создаётся путём использования в них каламбуров. Данный стилистический приём мы можем обнаружить в заголовках «В народ ходили депутаты лишь только по большой нужде»[35] и «В Липецкой области взялись за яйца»[36]. В приведённых примерах рекламная функция заглавий реализуется через резкую смену смыслов и многозначность используемых выражений, что приводит к несовпадению ожиданий и, как итог, к возникновению юмористической ситуации. Так, в первом случае выражение «ходить в народ» через получение новой коннотации путём прибавления словосочетания «по большой нужде» меняет свой смысл на противоположный – вместо обращения к народу с целью помочь, высшие чины идут к народу только в тех случаях, когда им надо «испражниться». Во втором случае каламбур основывается на многозначности выражения «взять за яйца», которое в контексте новости с одной стороны означает контроль за ценообразованием
на яйца, а с другой имеет значение, пришедшее из жаргонно-вульгарной лексики – строго , сурово обращаться с кем-либо.
Использование подобных комических приёмов позволяют создать заголовки оригинальной формы и содержания, что, в свою очередь, положительно влияет на заинтересованность потенциального читателя.
    В ходе анализа были выделены характерные средства, используемые липецкими средствами массовой информации для реализации рекламной , информативной, оценочной-экспрессивной и номинативной функций заголовочных комплексов. К ним относятся:
1) Использование языковой игры;
2) Использование приёмов комического: каламбура и иронии;
3) Использование парцелляции;
4) Использование аллюзий и реминисценций;
5) Использование вопросной формы;
6) Использование рифмы;
7) Использование эмоционально-экспрессивной лексики;
8) Использование рифмы.
    Также в ходе анализа были выявлены три характерных типа заголовочных комплексов, используемых в региональных липецких новостях:
1) связка цитатного заголовка и модифицированного лида;
2) связка заголовка-резюме и модифицированного лида;
3) связка интригующего заголовка и модифицированного лида.
  В ходе проведённого анализа было замечено, что для большинства заголовочных комплексов липецких новостей характерно частое использование многообразия стилистических приёмов, из чего следует тенденция на увеличение значимости рекламной функции. Это связано с желанием привлечь к журналистским текстам максимально возможное количество потенциальных читателей, то есть повысить «кликабельность» материала. Конечная цель превалирования рекламной функции в заголовочных комплексах выражается в желании издания получить экономическую выгоду.
    Также на частоту использования стилистических приёмов влияет внутренняя конкуренция на медиарынке Липецкой области. Новостные издания из-за узкой дифференциальности аудитории и ограниченности в ресурсах вынуждены освещать одни и те же события, и в борьбе за читателя стараются придать своим заголовками наиболее привлекательный и заманчивый вид.


Заключение

    Исследование стилистических особенностей заголовочного комплекса региональных новостей на примере изданий «Lipetsk.media» и «Gorod48.ru» продемонстрировало нам несколько тенденций, характерных для современного медиапространства.
    В первую очередь, в рамках нашего исследования была определена актуальная трактовка заголовочного комплекса, основывающаяся на реальной ситуации и статистических данных. Переход заголовка к частичной автономности от основного текста является важным фактором, влияющим на всю индустрию «заголовкостроения».
    Определённые в ходе анализа характерные для заголовков стилевые особенности и типы наиболее употребляемых заголовочных комплексов позволяют нам не только говорить о тенденции на увеличение значимости рекламной функции, но и предоставляют статистическую базу, исходя из которой можно установить, какой вид формирования заголовка наиболее востребован у современного читателя. Эта информация при грамотном использовании способна увеличить доходность любого электронного средства массовой информации.
    Во введении нами было сказано, что в современном медиапространстве из-за волнообразного роста количества информации и возникновения множества новых изданий,  умение создавать привлекательные и информативные заголовки является как никогда важным. Рассмотренные нами примеры использования заголовочных комплексов в липецких региональных новостных ресурсах доказывают правдивость приведённого суждения: практически каждый заголовок в своём составе содержит тот или иной стилистический приём, направленный на привлечение внимания реципиента.
    В ходе анализа было замечено, что список приёмов, используемых в заголовочных комплексах липецкими журналистами, не ограничивается парой вариантов, а представляет из себя множество возможных решений. Такое большое количество форм создания заголовков говорит о том, что региональные издания в данный момент находятся  на этапе  поиска наиболее выгодных вариантов воздействия на аудиторию.
    В процессе анализа было отмечено что не все решения по применению стилистических приёмов в заглавиях были использованы удачно, однако большинство из них были использованы уместно и правильно, обеспечивая себе, таким образом потенциальный приток новых читателей.
    Таким образом, увиденное в результате анализа умение региональных средств массовой информации грамотно работать с заголовочным комплексом, вселяет в нас чувство оптимизма. Однако динамика современного медиарынка не позволяет расслабляться , и в ближайшем будущем повторное исследование стилистических особенной заголовочных комплексов , безусловно, будет необходимым.

 

 

Список используемой литературы

Теоретическая база

1. Вомперский В.П. – К изучению синтаксической структуры газетного заголовка// Тез. докл. на республикан. науч. конф. – семинаре. – Алма-Ата. 1966. С 82-85
2. Дроздов. Р.К. – К вопросу о классификации заголовочных комплексов в современной печати // Известия ВГПУ. 2011. C.62 – 66
3. А. Ю. Исаева А. Ю. Стилистические приёмы в заголовках газет как средство прагматического воздействия на аудторию // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 1. ISSN 1997-2911. C. 116-120.
4. Киндеркнехт А. С. , Степанюк В. В. – Способы привлечения внимания в заголовках СМИ // Источник Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 2. ISSN 1997-2911. C. 94-97.
5. Колесниченко А. В.Заголовок, лид и концовка: Глава 10 // Практическая журналистика: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2008. С.98, С.99-102
6. Лазарева Э. А. – Заголовочный комплекс – средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ № 40. 2006. С. 159, С.158 - 162
7. Малярчук-Прошина У. О. –  Специфика заголовков современной массовой примеры (на примере издания «Комсомольская правда») // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х C. 72-75
8. Прохорова К. В. – Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ 2012 С.238, С.239, С.241
9. Прохорова. К. В. – Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста // автореф. дис. д-ра филол. наук. 2002. С.6
10. Холтон Е. – Заголовочный комплекс как лингвистический феномен. Государственный университет Северной Каролины, Роли; США. // Cтатья в сборнике трудов конференции. 2012. C. 62-68.
11. Шамелашвили М. А. – Функционально-стилистические и лексико-грамматические особенности газетных заголовков // автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. 2004. С. 9 – 15
12. Social Clicks: What and Who Gets Read on Twitter? – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hal.inria.fr/hal-01281190/en/
13. Study: 70% of Facebook users only read the headline of science stories before commenting – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://thesciencepost.com/study-70-of-facebook-commenters-only-read-the-headline/ 

Эмпирическая база

1. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1599584/
2. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/109455-V_Lipyetskoii.html
3. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1481675/
4. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1661962/
5. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/111423-Lipyetskaya_oblast.html
6. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.lipetskmedia.ru/news/view/111963-Troye_v_drakye_.html
7. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1527468/
8. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1401033/
9. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1203930/
10. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1702129/
11. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1703780/
12. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1218085/
13. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/411000/
14. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/107896-Dva_yelchanina.html
15. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1101269/
16. Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1413524/
17. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/107768-NLO_pod_Zadonskom.html
18. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/115107-_Diktant_Pobyedi_.html

 


[1] К. В. Прохорова. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста // автореф. дис. д-ра филол. наук 2002. С.6

 

[2] К. В. Прохорова. Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ 2012 С.238

[3] Э. А. Лазарева Заголовочный комплекс – средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ № 40. 2006. С. 159

[4] Social Clicks: What and Who Gets Read on Twitter – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hal.inria.fr/hal-01281190/en/ (Дата обращения 11.03.19)

[5] 70% of Facebook users only read the headline of science stories before commenting –[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://thesciencepost.com/study-70-of-facebook-commenters-only-read-the-headline/ (Дата обращения 11.03.19)

[6] Е. Холтон Заголовочный комплекс как лингвистически феномен. Государственный университет Северной Каролины, Роли; США. // Cтатья в сборнике трудов конференции. 2012. C. 62-68.

[7] К. В. Прохорова Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ 2012 С. 239

[8] К В. Прохорова Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ 2012 С. 241

[9] Э.А. Лазарева Заголовочный комплекс – средство организации и оптимизации восприятия// Известия УрГУ № 40. 2006. С.158 - 162

[10] Там же

[11] В. П. Вомперский.. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка// Тез. докл. на республикан. науч. конф. – семинаре. – Алма-Ата. 1966. С 82-85

[12] Р К .Дроздов. К вопросу о классификации заголовочных комплексов в современной печати // Известия ВГПУ. 2011. C.62 – 66

[13] М. А Шамелашвили. Функционально-стилистические и лексико-грамматические особенности газетных заголовков // автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. 2004.  С. 9 – 15

[14] А. В. Колесниченко. Заголовок, лид и концовка: Глава 10 // Практическая журналистика: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2008. С.98

[15] А. В. Колесниченко. Заголовок, лид и концовка: Глава 10 // Практическая журналистика: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2008. С.99 – 102

 

[16] А. Ю. Исаева Стилистические приёмы в заголовках газет как средство прагматического воздействия на аудторию // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 1. ISSN 1997-2911. C. 116-120.

[17] У. О. Малярчук-Прошина Специфика заголовков современной массовой примеры (на примере издания «Комсомольская правда») // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х C. 72-75

[18] А. С. Киндеркнехт , В. В. Степанюк. Способы привлечения внимания в заголовках СМИ // Источник Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 2. ISSN 1997-2911. C. 94-97.

[19] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/115107-_Diktant_Pobyedi_.html –  (Дата обращения: 07.05.2019)

[20] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/107768-NLO_pod_Zadonskom.html – (Дата обращения: 07.05.2019)

[21] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1413524/ – (Дата обращения: 07.05.2019)

[22] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1101269/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[23] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/107896-Dva_yelchanina.html – (Дата обращения 07.05. 2019)

[24] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/411000/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[25] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1218085/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[26] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1703780/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[27] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1702129/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[28] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1401033/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[29] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1203930/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[30] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1527468/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[31] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.lipetskmedia.ru/news/view/111963-Troye_v_drakye_.html (Дата обращения 07.05. 2019)

[32] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/111423-Lipyetskaya_oblast.html – (Дата обращения 07.05. 2019)

[33] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1661962/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[34] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1481675/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[35] Липецкий информационно-справочный портал «Gorod48.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1599584/ – (Дата обращения 07.05. 2019)

[36] Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/109455-V_Lipyetskoii.html – (Дата обращения 07.05. 2019)


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!