Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
Грибоедов в числе первых авторов девятнадцатого столетия обратился к жанру социально-политической комедии. Написанное в 1824 году «Горе от ума» вызвало немало споров среди литературных критиков того времени. Современные литературоведы также до сих пор спорят о жанре произведения. Почему же автор определил свое творение как комедию? Стоит отметить, что драматург ставил целью показать непримиримый конфликт «века нынешнего с веком минувшим». При этом он желал высмеять пороки фамусовского общества. Если учесть, что в основе любой комедии лежит внутренняя пустота героев, имеющих претензии на реальное значение, то «Горе от ума» весьма вписывается в обозначенный жанр. Идеолог столичного дворянства Фамусов гордо рассуждает о заслугах своего класса перед Россией, об образованности, нравственности и чести. Но при детальном рассмотрении видно, что аристократией движет алчность, мелочность, стремление к праздности и страх перед просвещением. Не может не вызвать смех смесь «французского с нижегородским» Натальи Дмитриевны Горич, как и косность всего высшего общества. Скалозуб то и дело отвечает невпопад, бездарно строя грамматические конструкции. «Горе от ума» можно отнести и к трагикомедии, ведь в произведении сильны драматические элементы. Вспомнить хотя бы распространенные Софьей слухи о безумии главного героя. Ленивое общество не готово принимать прогрессивные идеи, ему проще обвинить «чужака» в сумасшествии. Трагично также осознавать, что Софья предпочла беспринципного карьериста Молчалина достойному и честному Чацкому. Однако в итоге девушку ожидает разочарование: «рыцарь ее сердца» влюблен в служанку Лизу… Имеется еще один критерий, позволяющий считать пьесу трагикомедией – драматический финал. Перед Софьей открываются истинные намерения Молчалина, а отвергнутый обществом Чацкий вынужден уехать из Москвы навсегда. Оба романтических героя терпят поражение перед правдой жизни. Даже причины чем-то схожи: у героя «ум с сердцем не в ладу», у девушки – сердце с умом. Можно смело утверждать, что «Горе от ума» содержит черты трагикомедии. Современные критики называют произведение «высокой комедией», объединяющей в себе элементы комедии и трагедии.
|
|
Что дает основание рассматривать пьесу «Горе от ума» как трагикомедию? (Грибоедов А. С.)
А. С. Грибоедов создал великолепную пьесу "Горе от ума", где показал нам типичное общество 19-ого века, его проблемы, остающиеся популярными и в наши дни. Установленный жанр произведеия - комедия. И действительно, в пьесе автор высмеивает фамусофское общество. Он высмеивает боязнь людей просвещенности, боязнь людей посмотреть на мир по-новому. Но если мы начинаем разбирать комедию более подробно, мы начинаем понимать, что "где смешно - там грустно". Примером трагического в пьесе может послужить слух о сумасшедствии Чаского, который разносится по всему дому во время балла. Софья, переполненная эмоциями, разозлившись на героя, восклицает: "Он не в своем уме!". Эти громкие слова подхватывают гости Фамусова и делают Чацкого сумашедшим и окончательно непонятым. Конечно, легче обвинить и наклеветать на человека, чем признать свою необразованность. Когда главный герой узнает, что все эти слова взяли свое начало в устах любимой женщины, его душа остывает. Но Чацкий остается при своей гордости и покидает дом, где царит мелочность и алчность. Трагическое в пьесу приносит и Молчалин. Беспринципный герой готов "угождать всем людям без изъяна", чтобы строить свою карьеру. В произведении подобным образом высмеивается внесценический персонаж Максим Петрович, который делал из себя посмешище лишь бы угодить начальникам. И грустно становится от мыслей, что именно такими людьми полно наше общество, именно такие люди без достоинства и убеждений получают должности. Софья также предпочитает "молчаливого" Молчалина достойному Чацкому. Даже самые последние слова комедии пренадлежат не главному герою, а Фамусову: "Что скажет Марья Алексевна?" Как мы видим, Фамусова не волнует ни Чацкий, ни Чувства Софьи, его волнует только общественное мнение. Таим образом, мы с уверенностью можм сказать, что комедия Александра Сергеевича не обошлась без трагичных ноток. Автор умело описал общество девятнадцатого века, и я уверена, что, высмеяв необразованность - побудил людей получать знания.
|
|
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 994; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!