Каким предстаёт внутренний мир лирической героини в стихотворениях М. И. Цветаевой?



М. И. Цветаева – крупнейшая поэтесса 20 века. Путь ее становления был тернист: ей приходилось буквально пробивать себе место в литературных кругах. Но сильная духом, она не сломалась под прессом всех жизненных трудностей и смогла достучаться до сердец своих читателей именно благодаря своей открытости, глубине своего внутреннего мира. В ранней лирике юная Марина предстает перед нами восторженной девочкой, обладающая бесценным даром – писать стихи. В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» поэтесса предугадывает свою судьбу. В ее жизни будут и первые сборники, пылящиеся на полках магазинов, «где их никто не брал и не берет», и слава, признание: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», - предсказывает поэтесса. Спонтанность и свежесть первых стихов сравнивается с брызгами из фонтана, искрами из ракет. Годы идут и перед нами новая Цветаева – влюбленная в поэта, своего современника А. Блока. Она проводит некую духовную параллель между собой и мужчиной, и их действительно многое связывает: внутреннему миру Марины Ивановны, к и блоковскому, присущи трагические ощущения одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергичность и напряженность. Самое известное произведение «Стихи к Блоку» интересно тем, что в нем ни разу не произноситься имя поэта, но при этом читатель безошибочно определяет, о ком идет речь. Не имея возможности видеться с предметом обожания, поэтесса словно пробует на вкус фамилию Блока, а затем передает свои ассоциации на бумаге: «одно-единственное движение губ», «мячик, пойманный на лету» «камень, кинутый в тихий пруд». Судьба М. И. Цветаевой сложилась очень непросто. Годы, проведенные за границей в эмиграции, оставили глубокий след в ее душе, и естественно, отразились на творчестве. В стихотворении «Тоска по родине! Давно…» лирическая героиня, вопреки ожиданиям читателя, говорит, что тоска по родине – «давно разоблаченная морока». Она ощущает себя абсолютной одинокой, отрекается от России, но вдруг признается в любви ко всему родному: «Но если по дороге – куст / Встает, особенно – рябина…». Поэтесса обнажает свое сердце, рассказывая душераздирающую трагедию свей жизни. В заключении хочу подчеркнуть, что М. И. Цветаева, в отличие от других поэтов, привлекает именно своей открытостью, откровенность и интимностью своих стихов, ее внутренний мир хочется познать до конца, а стихи – перечитывать снова и снова.

 

Анализ «Реквием» (Ахматова Анна)

 

Период «Большого террора» — одна из самых трагических страниц отечественной истории. В эти годы миллионы безвинных людей были арестованы, приговорены к смерти или тюремному заключению. А верные жены и любящие матери делили с ними тяжкое бремя, добиваясь возможности увидеться и передать посылку. Все ужасы «ежовщины» нашли отражение в великой поэме Анны Ахматовой «Реквием», которой она обессмертила память о страшном народном несчастии. Лирическая героиня произведения — одновременно поэтесса, жена и мать. Масштаб ее горя открывается читателю во второй главе: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». В этих страшных строках Ахматова развивает тему материнского страдания посредством введения автобиографического контекста. Действительно, ее единственный сын, Лев Гумилев, трижды подвергался арестам. В последний из них он был приговорен к отбыванию срока в «Крестах» - ленинградской тюрьме, образ которой возникает в эпилоге «Реквиема» - а затем в Норильске. Насыщая поэму печальными подробностями своей личной жизни, Ахматова подчеркивает, насколько несовместимо горе сына со спокойной жизнью его родной матери. «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой». Однако то, что описывается Ахматовой в «Реквиеме», выходит далеко за пределы семейного несчастья и приобретает значение национальной трагедии. Эпиграф гласит: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». Да, в своей поэме Анна Андреевна в полной мере выразила эмоции, которые у нее вызвали бесконечные тюремные очереди, измученные матери, не терявшие надежду увидеть своих сыновей. Воплощением материнского горя становится образ Богоматери, который появляется в кульминационной десятой главе «Распятие». Библейские образы еще шире раздвигают рамки описанного Ахматовой — теперь «Реквием» воспринимается как общечеловеческая трагедия, не имеющая национальных и исторических ограничений. Сравнивая женщин, которых она видела в очереди в «Кресты», с Богородицей, Ахматова обожествляет их материнский подвиг и страдание. Таким образом, небольшая поэма вместила в себя самую сильную женскую боль, которая только может существовать — боль матери. Анна Андреевна поставила перед собой поистине великую задачу, приступая к созданию «Реквиема» в 1934 году. Высочайшую оценку получила поэма от таких гениев русской словесности как Иосиф Бродский и Евгений Евтушенко. Только Ахматова не стремилась к положительным отзывам читателей. Она выражала на бумаге то, что чувствовала, как женщина, поэтесса и мать.


38.1. Краткий анализ поэмы «Реквием» (Ахматова Анна)

 

В поэме от имени лирического героя, который является двойников поэтессы, раскрывается личная трагедия, произошедшая в семье Ахматовой, и трагедия всех людей, на которых обрушался в те времена кулак репрессий. Герой поэмы говорит с читателем и не боится рассказать всю правду. Анна Андреевна для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры и ритмы. Данный прием помогает быстро ощутить читателю события поэмы. Так же встречается и белый стих, который был присущ поэтам футуристам: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари…» В этом четверостишье А. Ахматова ярко передает чувства персонажа. Герою хочется избавиться от страданий, тревоги, чтобы, наконец, все несчастья накрылись черными полотнами и были унесены ночными городскими улицами. «Ночь» ассоциируется со всем плохим и ужасным, что произошло в жизни персонажа. Произведение написано под влиянием пережитого в период, когда Ахматова простаивала в тюремных очередях, пытаясь узнать о судьбе своего сына Льва Гумилева. Главная идея произведения – выражение масштабов народного горя. В поэме есть множество символов, главным из которых является образ Иисуса и Магдалины – отожествление со страданиями всех матерей. Этот век принес горе не только семье Ахматовой, но и другим людям, как было сказано выше. «Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чужих крыл – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью был.» Таков был окончательный выбор поэтессы.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!