Автор текста: Любовь Румянцева

Почему в 20-х годах в СССР провалилась сексуальная революция

Заповеди социалистической сексуальной революции

Термин «сексуальная революция» появился лишь во второй половине XX века в связи с американскими хиппи. Но мало кто знает, что первооткрывателями свободной любви были… советские коммунисты.
В это трудно поверить, но в первые годы после Октябрьской революции в Петрограде проходило шествие лесбиянок, а в Москве — парады нудистов. Любовные треугольники считались едва ли не нормой, а удовлетворение сексуальной жажды должно было быть таким же простым, как «глоток из стакана воды».

«Так держать, товарищи лесбиянки!»

Придя к власти, большевики взялись за капитальный слом прежней жизни. Во всех сферах. Включая отношения между мужчиной и женщиной. Одним из первых в 1917 году был принят «Декрет о браке и семье», составленный и подписанный самим Лениным. «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающее привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношения к детям», — писал вождь революции. Декрет отстранял церковь от участия в амурных делах, для вступления в брак больше не требовалось согласия родителей или разрешения начальства.

Известно, что проблемы взаимоотношения полов волновали будущих вождей революции задолго до Октябрьского переворота. Ленин обсуждал это в переписке со своим соратником Троцким еще в 1911 году. «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила...» — писал Троцкий. «...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят», — отвечал ему Ленин. И, кстати, на годовщину со дня подписания «Декрета о браке» 19 декабря в 1918 году в Петрограде было устроено шествие лесбиянок. По слухам, Ленин эту затею одобрил и даже сказал: «Так держать, товарищи!»

Искоренители полового невежества

Но главным идеологом зарождающейся сексуальной революции в Советской России все же были не Ленин и не Троцкий. «Половой революционеркой № 1» стала Александра Коллонтай. В 1919 году она выпустила брошюру под названием «Новая мораль и рабочий класс», которая должна была стать настольной книгой для советской молодежи. Работа Коллонтай во многом опиралась на труды немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс, но кое-что она добавила и от себя. А именно, ввела термин «половой коммунизм» и утверждала, что «семья утратила свои традиционные экономические функции, поэтому женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви», «эмансипироваться не только экономически, но и психологически».

Александра Коллонтай

Коллонтай утверждала, что любая женщина в поисках великой любви может пройти «ученичество» в виде «любовных игр» или «эротической дружбы». В брошюре поощрялись свободные и многочисленные связи и сексуальные отношения, «свободные от эмоциональной привязанности», рекомендовался тип отношений под названием «последовательная моногамия», то есть смена одного брачного партнера на другого при затухании прежних чувств.

В брошюре, помимо возвышенных размышлений об эросе и любви, обсуждались и конкретные бытовые детали. Например, дети, рожденные в новом обществе, должны были воспитываться и обеспечиваться государством. Сама Александра Коллонтай, которая была наркомом государственного призрения, организовала общественные кухни, чтобы снять с женщин гнет домашнего хозяйства и «отделить кухню от брака». Ее начинания поддерживал и Ленин.

Особое внимание уделялось половому воспитанию подрастающего поколения. Коллонтай писала, что начинать интимное просвещение школьников стоит в 12-13 лет, ведь если этого не сделать, то ранняя беременность и разочарование в интимных отношениях обеспечено. Масштабная кампания большевиков по искоренению «полового невежества» прокатилась по многим школам страны. Правда, не хватало квалифицированных преподавателей, поэтому пришлось приглашать «специалистов» из-за границы. Так, с 1919 по 1925 год в СССР приехали около 300 «сексологов»-европейцев, чаще всего немцев. Они были в восторге, так как нигде больше не видели такой свободы для своей работы: вели уроки в школах, проводили семинары и дискуссии. СССР был одной из первых стран, признавших труды Зигмунда Фрейда. Тем не менее в провинции многие были далеко не в восторге от «полового просвещения», поэтому нередко преподаватели жаловались на трудности борьбы с «косностью дремучего населения».

Ленин не хотел пить из лужи

В обществе в те годы гуляла теория «стакана воды», которая утверждала, что удовлетворять половые желания — это так же естественно, как выпить стакан воды в момент жажды. Одно время считалось, что автором этой экстравагантной идеи была сама Коллонтай, но потом выяснилось, что впервые ее озвучила знаменитая француженка Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит». Между прочим, Владимир Ленин в разговоре с Кларой Цеткин высказал неодобрение этой теории: «Мне так называемая новая половая жизнь молодежи, а иной раз и взрослых, довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь прямо взбесилась... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»

Тем не менее свое неодобрение Ленин прямо не высказывал, а его беседы с Кларой Цеткин были опубликованы лишь в 1925 году, уже после смерти вождя.

Ленин был нудистом

Одним из явных признаков свершившейся в СССР сексуальной революции стало появление московского общества нудистов «Долой стыд!». Активисты этого движения — как мужчины, так и женщины — выходили голыми на улицы, считая наготу единственным олицетворением
демократии и равенства. Сами себя нудисты называли «детьми солнца и воздуха», устраивали голые шествия с лентами «долой стыд» через плечо и «Вечера обнаженного тела». По воспоминаниям современников, нудисты ходили в таком виде на работу, в магазины, садились в трамваи, откуда тут же выбегали остальные возмущенные пассажиры. За нудистами часто ходили толпы зевак, дети бросали в них гнилые овощи... После смерти Ленина (который, кстати, и сам симпатизировал нудистам, будучи в Австрии, даже посещал нудистские пляжи), на одном из съездов ВКП(б) было осуждено моральное разложение молодежи, поэтому милиция стала пресекать акции этого общества.

В 20-е годы в таком виде не только занимались спортом, но и ходили на работу, ездили в трамвае.

Женщины общего пользования

Теория «стакана воды» несколько лет шествовала по стране, иногда приобретая гротескные формы. В архивах саратовского КГБ сохранился декрет местного губернского Совнаркома «Об отмене частного владения женщинами». Он провозгласил, что с 1 января 1918 года отменяется право постоянного владения женщинами, достигшими 17 лет и до 30 лет (кроме тех, у кого пятеро или более детей). Женщины объявлялись «достоянием всего трудового народа», а «граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов», при этом каждый «кандидат» должен предоставить удостоверение о принадлежности к трудовому классу. Мужья, как «бывшие владельцы», имели право на внеочередное «пользование» своей женой, но если они противодействовали внедрению декрета в жизнь, этой привилегии они лишались. Представители трудового народа должны были выплачивать два процента от заработка в «фонд народного поколения». Те, кто не принадлежал к трудовому классу, приобретали право «воспользоваться отчужденными женщинами» только в том случае, если платили ежемесячно в фонд по тысяче рублей. Самим «отчужденным» женщинам полагалась плата в размере 280 рублей в месяц. Распростра­нение венерических заболеваний, согласно этому декрету, каралось по законам революционного времени, а рожденных в результате «пользования» детей с месяца должны были отдавать в «На­родные ясли», где их обязались воспитывать до 17 лет.

Текст этого декрета кажется настолько диким, что до сих пор среди историков идут споры — не было ли это фальшивкой, антибольшевистской пропагандой, написанной специально, чтобы дискредитировать идеи «половой свободы». Впрочем, в газетах тех времен можно встретить отголоски подобных настроений и в других городах. Например, «Правда» в марте 1925 года писала: «Каждый комсомолец и каждый студент “рабфака” имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению. Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой...» В ответ на статью в редакцию посыпались письма читателей. Одна студентка пожаловалась, что «студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков».

Перегибы на местах

С каждым годом росло количество изнасилований: мужчины, уверенные, что их половое желание должно быть удовлетворено, не воспринимали женские отказы и брали свое силой. Это явление в советской жизни получило особое название «чубаровщина», по имени Чубаровского переулка на Лиговке в Петрограде (ныне — Транспортный переулок). Здесь в 1926 году было совершено изнасилование одной девушки, абитуриентки рабфака: толпа из 30 человек по очереди надругалась над ней, большинство из преступников были либо работниками завода, либо местной шпаной. Позже давая показания, насильники утверждали, что ни в чем не виноваты и не сделали ничего дурного. Более того, проходящие мимо люди не вызывали милицию, воспринимая происходящее как данность. О «чубаровском деле» писали в газетах, за «посягательство на здоровье будущего советского специалиста» 21 из 27 обвиняемых приговорили к расстрелу.

Новый курс — воздержание

Последствия сексуальной революции не заставили себя ждать — внебрачные дети, разводы, изнасилования. В журнале «Экономист» за 1922 год приводилась статистика: на 10 тысяч браков в Петро­граде приходится 92 процента разводов, больше половины разводов — в первый же год, из них сорок процентов — после двух-трех месяцев брака. По факту оказалось, что государство не в состоянии обеспечить пропитание и воспитание всем родившимся «общественным» детям, поэтому начиная, с 1925 года свобода сексуальной жизни пошла на спад. Молодежи, привыкшей за несколько лет к «полной половой воле», изменение политического курса объяснил нарком здравоохранения: «Вы должны отказывать себе в удовольствиях, потому что они вредно сказываются на вашей главной цели — учебе, на намерении стать активными участниками строительства новой жизни... Государство пока еще слишком бедно, чтобы взять на себя материальную помощь вам, воспитание детей и обеспечение родителей. Поэтому наш совет — воздержание».

Автор текста: Любовь Румянцева

__________ * * * __________

Революционные любовные треугольники

Идеологи сексуальной революции и своим примером доказывали утверждение, что традиционная семья — буржуазный пережиток. Так, Александра Коллонтай, аристократка и дочь генерала, выйдя замуж за своего троюродного брата, одновременно крутила роман с другом семьи — офицером. Уже после революции в возрасте 45 лет она повторно вышла замуж за 28-летнего Павла Дыбенко. Через несколько лет снова оказалась в ситуации любовного треугольника: Дыбенко завел себе молодую любовницу. Не выдержав мук ревности, секс-революционерка устроила мужу скандал, после которого его увезли в больницу с огнестрельным ранением.

Ни для кого не секрет и любовный треугольник между Надеждой Крупской, Владимиром Лениным и русской француженкой Инессой Арманд. Познакомившись в 1909 году в Париже с 39-летним вождем большевиков, 35-летняя Инесса влюбилась. Надежда Крупская была в курсе их с Володей «дружбы» и даже сама пыталась дружить с Арманд, с которой они придерживались общих взглядов, но довольно быстро поставила мужа перед выбором — или Инесса, или она. Ленин выбрал Крупскую. А Арманд в письмах еще долго уговаривала своего друга: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем вместе!»

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и заходите в гости на наш сайт — http://history1.ru/

 

Ваш тайный советник

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!