Амазонка. 2. Марш освободителей

Р. Вагнер (1813-1883) Марш присяги на верность ( или Хулдигунс-марш)

Обр. Уильям Шэфер (1918-2009)

Рихард Вагнер был известен своей расточительностью. Так однажды он опять наделал больших долгов и сбежал от своих кредиторов из Вены в Штутгарт. Король Людвиг Второй, коронованный в этом же году, помог Вагнеру выбраться из финансовых трудностей : заплатил его долг, пригласил в Баварию и предоставил виллу на озере Штарнберг в личное пользвание. В этом месте и был написан  марш присяги на верность "... на 19-летие Его Величества Короля Людвига Второго" для большого военного оркестра.

Этот марш был исполнен впервые 5 октября 1864 года как приветствие при визите короля силами трёх полковых духовых оркестров в Мюнхене.

 

 

Густав Хольст (1874-1934), обр. Колин Мэтьюз

" Первая сюита в ми-бемоль мажоре", опус 28/1 для военного оркестра

Чакона 2.Интермеццо 3. Марш

Первая Сюита Густава Хольста - это классический образец музыки для духового оркестра! В развитии нотной литературы для духового оркестра обе сюиты ( первая в 1909 и вторая в 1911) сыграли ключевую роль. Этими произведеними Густав Хольц удалось вывести духовой оркестр на концертную сцену как самостоятельный концертный состав, исполняющий серьёзную музыку.

 

 

Йохан де Мей " Экстремальный Бетховен", Метаморфозы на темы Людвига ван Бетховена.

 

Несколько лет назад  оркестр города Ванена неоднократно исполнял с большим успехом другое произведение этого композитора - " Экстремальное преображение" ( Extreme make over), Метаморфозы на темы П.И.Чайковского, в том числе и на конкурсах оркестров, где неоднократно занимал первое место! Произведение сегодняшнего вечера, «Метаморфозы на темы Бетховена» также доставит  удовольствие слушателям и принесёт немало сюрпризов. Гарантируем!

Сам композитор писал следующее о своём "Экстремальном Бетховене" :

"Это произведение возникло из чувства глубокого восхищения и уважения творчеством этого величайшего композитора всех времён - это ода безграничному таланту Людвига ван Бетховена! "

Джордж Гершвин (1898-1937), обр. Тору Такахаши

 

Рапсодия в блюзовых тонах ( Голубая рапсодия ), солистка Наташа Сайдаль

 

 

Заказчик этого произведения, руководитель джазового оркестра Пол Вайтман хотел объединить в одном произведении как черты классической европейской музыки, так и элементы афро-американского джаза. Но Гершвин поначалу колебался, так как он до того момента писал только музыку для мюзиклов. Джаз был для него абсолютной "терра инкогнито". Вайтман "помог" Гершвину с написанием этого произведения, у которого на тот момент не было написано ни строчки, тем, что анонсировал премьеру нового произведения в газете с датой выступления! Гершвин оказался в безвыходной ситуации. Так в течение трёх недель он написал свою Рапсодию! На премьере в нью-йоркском Эолиском Холле в 1924 публика топала ногами от восхищения, в том числе и Сергей Рахманинов.

Солистка сегодняшнего вечера это юная пианистка Наташа Сайдаль, преподаватель в Академии музыки Челябинска. Это произведение было исполнено нами с большим успехом несколько недель назад в Вангене !

С удовольствием представляем вам юную, симпатичную и талантливую русскую пиантистку, исполняющую замечательное произведение американского композитора, в сопровождении немецкого альгойского духового оркестра! У Музыки нет границ!

 

Джеймс Барнес (1949*) Симфоническая увертюра

 

Для духового оркестра города Вангена имя Джеймса Барнеса связано со многими интересными произведениями. Но одно из них особенно важное : в 2015 к большому юбилею города, а Вангену исполнилось на тот момент 1200 лет, Барнес написал и посвятил свою 8 симфонию! Приехавший на празднование дня города президент федеральной земли Баден-Вюртемберг господин Винфред Кречманн участвовал в концерте и даже немного подирижировал!

Произведение сегодняшнего вечера, Симфоническая увертюра по праву относится к лучшим произведеним американского композитора Джеймса Барнеса.

 

Джон Уильямс Сага " Звёздные войны", обр. Йохан де Мей

 

В основе сюжета "Звёздных войн" лежит старая как мир история о борьбе добра со злом. Всё действие происходит "давным-давно, в одной далёкой галактике... " и является ничем иным, как вариантом современной сказки или предания. Также и главные герои саги - это во многом мифические или сказочные  фигуры: Дарт Вейдер как тёмный рыцарь, император Палпатин как злой король или волшебник. Им противостоит Люк Скайуокер - герой, который освобождает принцессу Лею Органу из лап злого императора. Музыку ко всем 6 фильмам "Звёздных войн" написал Джон Уильямс, который за это в 1978 стал обладателем премии "Оскар". Итак, пристигнитесь! Космическое путешествие начинается!

 

Филипп Спарк (1951*) "Музыка для фестиваля"

 

Филипп Спарк закончил с отличием Королевский музыкальный колледж  Великобритании одновременно по классу композиции, трубы и фортепьяно! Во время учёбы он много играл в духовом оркестре колледжа и даже организовал студенческий брас-бенд. Для обоих составов он ещё и писал собственные произведения. Они получились настольной удачными и стали так часто исполнятся, что Филипп Спарк стал получать заказы на написание музыкальных произведений. Одно из них вы и услышите сегодня вечером: "Музыка для фестиваля" была написана в 1985 как обязательное произведение для английского конкурса оркестров " National Brass Band Championship" ( Национальный чемпионат духовых оркестров)

 

Оскар Наварро (1981*) Симфоническая поэма " Освободители"

Амазонка. 2. Марш освободителей

 

Эта композиция состоит из двух частей. В первой части мы перенесёмся на берега загадочной, но красивой реки Амазонки, текущей по тропическому лесу. Музыканты оркестра при помощи специальных эффектов имитируют звуки племени аборигенов, живущих в сельве Амазонки. Вторая часть произведения - это маршеобразная фанфара, посвещенная двум известным борцам за независимость: Симону Боливару и Хосе де Сан-Мартину, которая взрывным финалом завершает произведение.

Сэмюель Хазо " Арабеска"

 

Звучание "Арабески" имеет в своей основе мистический колорит Ближнего Востока. Соло флейты в начале произведения, хотя и написано нотами, ощущается как "таксим" - импровизация на восточный манер. Вторая часть произведения - это "дабка", восточный рядный танец, который танцуется на праздниках. Оканчивается произведение мистический хоралом, связанным тематически с началом произведения и переходящим в сияющий финал!

Сам композитор так описывал написание этого произведения :

"Иногда музыка идёт от сердца, иногда музыка идёт из головы, а иногда - как и в этом случае - она у тебя просто в крови!"

 

Карл Тейке, марш " Граф Цеппелин", обр. Зигфрид Рундель

Маршевое наследие Карла Тейке широко известно в наше время и часто с успехом исполняется. Но так было не всегда. Во время их написания, Карл Тейке (1864-1922), талантливый музыкант и композитор, работал в различных военных оркестрах кайзеровской Германии того времени. К сожалению, многообещающая карьера военного музыканта не задалась, поэтому он начал служить в полиции сначала в городе Ульм, а потом переехал с семьёй в Потсдам. Проблемы со здоровьем заставили его достаточно рано уйти со службы. Последние годы жизни Карл Тейке работал муниципальным служащим в городе Ландсберг. Иоахим Миттлер, известный историк немецкой музыки для военных оркестров, оценивал чрезвычайно высоко написанный в 1903 году марш "Граф Цеппелин", первоначально названный "Маршем Тевтонов". Он называл его "бессмертным" и совершенно по праву. Под разными названиями, такими как "Завоеватель" или "Марш воздушного флота" это произведение известно во многих странах мира и стало символом немецкого маршевого искусства!

Фердинанд Адольф Генрих Август фон Цеппелин - так звучит полное имя графа Цеппелина - был изобретателем дирижабля и основателем компании по их производству. Первый полёт дирижабля состоялся 2 июля 1900 в бухте Манцель озера Бодензее возле города Фридрихсхафена.

 

Эрнст Юбель марш "Праздничные звуки"

 

 

Эрнст Юбель, композитор и руководитель оркестра , большую часть своей жизни провёл в городе Клингельталь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его блистательный, весёлый марш под названием " Праздничные звуки" стал неофициальным гимном этого города, так как каждый такт этого марша " просто звучащая драгоценность"!

Штефан Швальгин, поппури на темы из зингшпиля Ральфа Бенацки " Белый конь"

Зингшпиль "Белый конь"- это музыкальная комедия в трёх актах, написанная Ральфом Бенацки в соавторстве с Робертом Штольцем и Робертом Гилбертом. Премьера этой комедии прошла в берлинском драматическом театре в 1930 году. Действие сюжета происходит в отеле " Белый конь" на озере Вольфганг в австрийской провинции Зальцкаммергут. История, как официант Леопольд влюбился в свою хозяйку Жозефу и после долгих мытарств добился её любви, была также неоднократно экранизирована. Легко запоминающиеся мелодии этой музыкальной комедии легко находят путь к сердцам слушателей.

Штефан Швальгин сумел современно обработать музыку этого произведения, сохранив ностальгический шарм у песенных отрывков, добавил в музыку фрагменты диксиленда, а также элементы джаза и румбы. Поппури состоит из следующих частей :

1. "Белый конь" - интродукция (Ральф Бенацки)

2. Весь мир как синее небо... ( Роберт Штольц)

3. В провинции Зальцкаммергут... (Ральф Бенацки)

4. Это должно быть так прекрасно, любимым быть тобой... (Ральф Бенацки)

5. Что может сделать Сигизмунд... ( Роберт Гилберт)

6. В отеле "Белый конь" на озере Вольфганг... (Ральф Бенацки)

 

" Риверданс" Билл Велан (1950*), обр. Герт Буитенуис

 

Риверданс - это известное танцевальное шоу, на основе кельтской музыки и ирландской танцевальной традиции. Кельтская мифология с её сагами и близкая связь с природой стоят в центре этого шоу, которое рассказывает нам историю ирландский переселенцев, которые находят в " новом мире" свою вторую родину. Особенно выразительными в шоу являются групповые сцены, в которых танцоры рядами более 20 человек, синхронно танцуют ирландский степ, а металлические подковки на их обуви издают особый выразительный ритм. В 2002 году как в Эдинбурге, так и в Сан-Франциско состоялось юбилейное 5000-ое исполнение этого успешного проекта!

 

 

Иоганн Штраус (сын), концертный вальс " Вино, любовь и песни", обр. Зигфрид Рундель

 

Многие из всемирно известных произведений Иоганна Штрауса были написаны им по заказу или просьбе знакомых. Особенно часто он сочинял для ежегодного зимнего карнавала в Вене. Так в 1869 году среди прочих произведений появился  и вальс "Вино, любовь и песни". Это произведение было написано для развлекательного вечера в венском " Мужском клубе пения" и было посвещено Иоганну Гербеку, почётному руководителю хора этого клуба. Красота вальса настолько поразила критика газеты " Новый венский листок", что он предрекал этому произведению "долгую жизнь и популярность не меньшую, чем знаменитому вальсу "Голубой Дунай".

 

Мирослав Ючелка (1922-2001) " Оптимистичный марш", обр. Ярослав Земан

Чешский композитор Мирослав Ючелка закончил пражскую консерватории по классу органа, композиции, а позже и по классу фортепьяно. Он стал одним из самых известных дирижёров оркестра чешского радио и телевидения, в то числе главным дирижёром в Праге, а также был известным музыкальным критиком. В своём творчестве Ючелка объединял фолклорные элементы, также находился под влиянием творчества Богуслава Мартину и Дмитрия Шостаковича. В его творчестве присутствуют камерные произведения, а также произведения для хора и оркестра. Одно из наиболее известных - это его грандиозный " Оптимистичный марш"!

 

 

Иоганн Штраус (сын), полька " Анна", обр. Зигфрид Рундель

Эта полька была так названа в честь праздника святой Анны, проходящего в Вене 26 июля. Иоганн Штраус написал её в 1852 году и посвятил Марии - Анне, королеве Австрии в то время. Тема польки была им также использована в так называемой "Хмельной песне" из оперетты "Ночь в Венеции".

 

 

Штефан Швалгин " Так звучал сегодня альпийский рожок..."

12 Сентября 1868 года Иоганнес Брамс приезжает в горы Берна (Швейцария). По дороге в горах он вдруг слышет издалека красивые, но совершенно незнакомые звуки. Под впечатлением от услышенного, он шлёт своей возлюбленной Кларе Шуман открытку с мелодией, в которой так и пишет: " Так звучал сегодня альпийский рожок...". Через 8 лет эту мелодию Брамс использует  в четвёртой части его 1 симфонии до-минор. Штефан Швалгин использует и цитирует эту четвёртую часть симфонии Брамса в своих симфонический секвенциях "Так звучал сегодня альпийский рожок... "

Наш оркестр был первым исполнителем этого произведения!

" Флорентийский марш" Юлиус Фучик, обр. Зигфрид Рундель

 

Юлиус Фучик, композитор и музыкант был родом из Богемии и прожил сравнительно недолго (1872-1916). Но за свою очень короткую жизнь он создал более 400 произведений. Его известнейшие марши " Выход гладиаторов", "Флорентийский марш" и "Дети полка" по праву считаются одними из красивейших в истории музыки.

Его самый известный марш - это без всякого сомнения "Флорентийский марш" опус 214. Из его дневника мы знаем, что это произведение было закончено 03 декабря 1907 года и было названо " Роза Тосканы" (La Rosa di Toskana). А почему уже 06 января следующего года он переименовал это произведение во " Флорентийский марш " к сожалению точно не известно. Возможно это было пожелание его издателя, возможна и некоторая политическая подоплёка.

В конечном итоге " Флорентийский марш" - это совершенный образец идеального марша, созданный Юлиусом Фучиком! Он относится к числу наиболее часто исполняемых произведений во всём мире!

 

 

Ярослав Земан, полька "Пражские улочки"

 

Ярослав Земан получил высшее образование в Праге и долгое время работал дирижёром в лучших военных оркестрах тогдашней Чехословакии. Закончил он свою карьеру директором военно-музыкальной консерватории в городе Роуднице - над - Лабем. В настоящее время Ярослав Земан вышел на пенсию и полностью посвещает себя сочинению и аранжировке музыки. Он широко известен как представитель "музыки из Богемии". Ярослав Земан обогатил репертуар духовых оркестров большим количеством маршей, вальсов и полек.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!