Общая характеристика античной философии: основные периоды, школы.
Античная философия охватывает время с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.
Выделяют следующие периоды:
1.Натуралистический космос (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ: милетская школа, элейская, пифагорейсая.Школы Гераклита, Демокрита.
Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Главный вопрос: как человек познает мир? Школа софистов, Сократ;
Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Синтезируют достижения прежних периодов. Платон, Аристотель;
Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Завоевания Македонского. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков, эпикурейцов.
Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
Христианский .Зарождение христианской мысли, монотеистической религии
Роль бессознательного в жизни человека (З. Фрейд, К.Юнг)
Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.
|
|
В качестве прилагательного термин «бессознательное» относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.
Австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856 — 1939 гг.) — открыл целое направление в философской антропологии и медицине, согласно которому бессознательное является и важнейшим фактором человеческого существования, и глубинной причиной ряда психических заболеваний. Возникающие у человека под влиянием различных обстоятельств его жизни «комплексы» (комплекс Эди, «комплекс вины» и др.) вытесняются из сознания в обмен бессознательного и могут повлечь в дальнейшем за собой душевную болезнь. Разработанный Фрейдом метод обнаружения таких «комплексов» с доведением их до сознания пациентов оказался довольно эффективным при лечении многих больных. Этот метод получил название психоаналитического.
|
|
Рассматривая бессознательное как могучую силу, Фрейд сформулировал свое понимание человеческой психики. Последнее основывается на выделении в психической сфере человека трех структурных уравнений (пластов), обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом.
Самый низший, глубинный уровень составляет «Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены биологические влечения и вытесненные из сознания идеи. В этом наиболее мощном, объемистом уровне человеческой психики, сравнимом как бы с подводной частью айсберга, главенствует принцип удовольствия.
Над ним надстраивается сравнительно небольшой уровень сознательного «Я» - как своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включающей природное и социальное окружения. Уровень «Я» стремится заменить принципом реальности, хотя это и не всегда ему удается.
Фрейд всегда преувеличивал роль бессознательного начала, то есть приписывал главное значение «Оно» по отношению к «Я». и наконец, по Фрейду, существует еще и самый верхний уровень человеческой психики - «Сверх-Я», являющийся особой морально-критической инстанцией, которая опирается на существующие общественные идеалы, нормы, ценности. Это сфера долженствования и моральной цензуры. В учении Фрейда человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влечениями и осознаваемыми социальными нормами, между сознательным и бессознательным. Но в итоге биологическое бессознательное оказывается определяющим, так как фрейдовский человек — это существо, управляемое бессознательными инстинктами. Тем не менее, разработанный Фрейдом психоаналитический подход к человеку приобюрел целый ряд сторонников и последователей, идеи которых способствовали модификации фрейдовского психоанализа и появлению неофрейдизма.
|
|
Одним из его представителей стал Карл Густав Юнг (1875 — 1961 гг.), который в единстве с возникновением общества, несмотря на общемировоззренческую солидарность с З. Фрейдом, пересмотрел некоторые постулаты учения последнего. В сфере бессознательного Юнг выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное, являются у Фрейда результатом индивидуальной жизни человека, то «архетипы» Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в психике человека исторически, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Таким образом «комплексы» Фрейда дополняются «архетипами» Юнга, - некоторыми общечеловеческими прообразами.
|
|
Архетип «Тень» представляет собой образ неизменного, антисоциального в человеке. Однако все это может скрываться под маской «персоны» - архетип, в котором заключается своеобразная «ширма» или «маска», которой пользуется человек, чтобы скрыть свою подлинную сущность.
Архетип «Анима» представляет собой женское начало в мужчине, архетип «Анимус» - мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении с реальным человеком.
«Бессознательное как совокупность архетипов, - писал Юнг — является осадком всего, что было пережито человечеством вплоть до его самых темных начал. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это реализуют — архетипы».
Билет 7
Милетская школа. Гераклит.
Принадлежат к натуралистическому периоду антич.филос.
Милетская школа - первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Философы милетской школы окончательно порвали с мифологическим мышлением: они считали необходимым определить причину существующего мира, а не личность, породившую его. Мифология постепенно теряет содержательное значение, оставаясь средством образного выражения мыслей. Причины мира стремились найти в материальных основаниях. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Представители Милетской школы:
Фалес (считал, что все сущее происходит из воды),
Анаксимандр (апейрон - вещественное начало, лишенное границ, основа всего сущего, превращается в различные земные стихии - землю, воду, воздух, огонь, которые переходят друг в друга),
Анаксимен (началом всего сущего считал воздух).
Гераклит.
Гераклит — один из основателей древней диалектики — учения о развитии и всеобщей связи. Он глубоко понимает роль изменчивости в природе и обществе. Движение — наиболее общая характеристика всего существующего. "...Невозможно дважды войти в одну и ту же реку". В основе Космоса, полагал Гераклит, лежит огонь. Мир не создан никем из богов и людей. Мир подобен огню: то разгорается, то затухает. Движение, развитие существует благодаря противоположностям, которые противостоят друг другу и взаимно переходят друг в друга: "холодное становится теплым, теплое — холодным; влажное — сухим, сухое — влажным”
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!