Личная печать Е. П. Блаватской

ЭМБЛЕМА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА И ЛИЧНАЯ ПЕЧАТЬ Е.П.БЛАВАТСКОЙ

Эмблема Теософского Общества (слева) и Личная печать Е.П. Блаватской (справа) составлены из нескольких символов, которые использовались с древнейших времён для выражения глубоких духовно-философских истин о человеке и Вселенной.

Каждый знак, взятый в отдельности, раскрывает лишь часть этих знаний, а соединённые вместе они рассказывают о великих эволюционных процессах, охватывающих физическую и духовную природу. Эти символы универсальны, поскольку они встречаются в великих мировых религиях. Их можно найти даже в очень отдалённых друг от друга культурах. Представленные символы, отчасти в силу их древности, а отчасти из-за трудности установить их происхождение, не могут толковаться единообразно. Предлагаемая здесь интерпретация не является точным объяснением их значения. Скорее, она дает лишь намёк на ту истину, которую они стремятся передать.

Некоторые из приведенных символов расшифрованы не до конца (например, знак на Печати справа вверху) или только предположительно.

В Эмблеме Теософского общества и в Печати Е.П. Блаватской воспроизведена Гексаграмма (часто называемая Двойным Треугольником, знаком Вишну, а в иудейской религии известная как печать Соломона или звезда Давида). Двойной Треугольник, символически изображающий макрокосм или проявленную Вселенную, содержит в себе идею Единства мира. В классической йоге этой шестиугольной звездой обозначается сердечная Анахата-чакра. Шесть вершин фигуры тяготеют к центральной, невидимой седьмой точке изначального первичного Огня. Треугольники символизируют три грани проявления, известные в различных религиях как Троица или Тримурти. Тёмный треугольник, указывающий вниз, и светлый треугольник, указывающий вверх, — это символы нисхождения духа в материю и вознесения преображённой материи в мир духа. И в Эмблеме Теософского общества, и в Печати Е.П. Блаватской Двойной Треугольник окружен змеёй. Эта комбинация звезды и змеи символизирует проявленную Вселенную, где творчество ограничено временем и пространством.

Змея. Кроме уже упомянутого значения, сама змея всегда была символом мудрости. Индийцы называют мудрецов «нагами», а Христос призывал своих учеников быть «мудрыми как змии». Урей — священная кобра, которая изображалась на лбу египетских фараонов, означала их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались сокровенные знания и мудрость. Змея, заглатывающая свой хвост — Уроборос, является одним из древнейших символов, известных человечеству, и представляет Единую Абсолютную Реальность, «круг Вселенной», Великое Дао китайцев, бесконечность циклического процесса проявления.

И в Эмблеме, и в Печати присутствует Свастика — символ вечного круговорота Энергии, то есть эволюции. Свастика — это одна из многочисленных форм креста — огненный крест. Из её загнутых вращающихся концов исходят струи огня (энергии природы), непрестанно созидающего и растворяющего формы эволюционного процесса. Также свастика символизирует вращение огней сердца. Значение прямого и обратного вращения объясняется в Учении Живой Этики: «Со времени Атлантиды и в обрядах Друидов главный жрец совершал хождение против Солнца, тогда как все прочие совершали круг по солнечному обращению. <...> Малое познание увлекаемо обычными энергиями, но великое познание, предстоя течению космических сил, обычно рождает из хаоса новые энергии». Таким образом, в Печати свастика вращается против Солнца, что символизирует Высшее знание, которым обладала Е.П. Блаватская. В то же время на Эмблеме Теософского общества, в которое входили последователи Е.П. Блаватской, вращение свастики идёт по Солнцу.

В Эмблеме Теософского общества в центре двух пересечённых или crux ansata, представляющий собой круг, венчающий крест тау. Анкх — это египетский символ Жизни, встречающийся на многих изображениях египетских богов как неотъемлемый божественный атрибут. В высшем своем значении этот древний символ означает воскресение духа из заключения в материю, торжество жизни над смертью, духа над материей, добра над злом. Эту идею воскресения можно встретить во многих религиях и духовных учениях. АУМ (в звучании «ОМ»). Венчает Эмблему индусское священное слово, написанное санскритским письмом. С ним связывают идею о творящем слове, Логосе, которое «было у Бога, и Слово было Бог».

В Учении Живой Этики указывается одно из символических объяснений слова «АУМ»: «“А” есть Мысль-Основа, “У” есть Свет-Начало и “М” есть Тайна, Сокровенное». В целом Эмблема символизирует Абсолют, заключающий в себе весь мир.

Девиз. Вокруг Эмблемы написан девиз Теософского общества — «Нет религии выше истины». Истина — это цель исканий каждого теософа, какова бы ни была его вера. Каждая из великих мировых религий лишь в некоторой степени отражает свет единой вечной и духовной Мудрости. Кроме того, в Печати Елены Петровны рядом с Двойным Треугольником вверху слева присутствует астрологический знак Льва, относящийся к стихии огня, под которым она родилась. Внизу слева представлена древнееврейская буква «шин». В каббалистике это одна из трех «Букв-Начал», «Букв-Матерей». Внизу справа, по-видимому, находится греческая буква «омега».

Таким образом, в символах Змеи, заглатывающей свой хвост, Двойного Треугольника, Знаков вокруг него, Свастики заложены основные положения Тайной Доктрины:

1) существование Единой Абсолютной Реальности во множественных аспектах в проявленной Вселенной;

2) периодическое появление и исчезновение бесчисленных Миров (закон периодичности);

3) единство всего сущего. Внутри Двойного Треугольника в Печати присутствуют наложенные друг на друга латинские заглавные буквы имени Елены Блаватской: Е (Elenus) и В (Blavatsky).Корона с пятью зубчиками, которая является одним из символов Печати, вероятно, означает, высшее эго человека, ведущее каждого из нас по пути эволюции. Также корона — это символ мудрости, интуиции, посвящения и духовного просветления.

 

Личная печать Е. П. Блаватской

Композиционная и смысловая основа личной печати Е. П. Блаватской (или ее герба, как иногда говорят) — эмблема Теософского общества. Эта эмблема представляет собой шестиконечную звезду, заключенную в круг, который образован изогнутым телом змея, держащего в пасти собственный хвост. Возле головы змея изображение свастики, а внутри шестиконечной звезды — так называемый «египетский крест» (анх). Змей — это Уроборос, древнеегипетский символ вечности. Свастика, известная многим народам древности, представляет собой солнечный знак (в данном контексте его, видимо, следует воспринимать, как образ вечного движения солнца, образ посвящения в солнечные мистерии). Звезда, составленная из двух треугольников (направленных вверх и вниз), обычно истолковывается как символ гармонии горнего и дольнего. В алхимии это символ первичной материи. Анх симвотязирует вечную жизнь; трактуют его и как воплощение в материальной вселенной божественного начала. Бпаватская заменила анх своими инициалами, а вокруг звезды разместила фигуры, которых нет в теософской эмблеме. Слева вверху — зодиакальный знак Льва, под которым родилась Блаватская, слева внизу — древнееврейская буква «шин». В каббалистике это одна из трех «Букв-Начал», «Букв-Матерей» — Символ первозданного огня или эфира. Возможно, в данном случае «шин» указывает на стихию зодиакального знака Блаватской (Лев — один из согнанных» знаков). А вот два знака (справа вверху и внизу) отождествить нам не удалось. Верхний — видимо, санскритскии криптографический знак, нижний напоминает греческую букву «омеггап. Три кружочка возле «омеги» — сакральный символ, известный многим древним традициям (скажем, в буддизме это знак Чинтамани, священного камня). Встречается он и в новое время, например, в оформлении книг, изданных Н. К. Рерихом. И, наконец, справа и слева от звезды — дважды повторенный математический знак бесконечности. Как видим, печать Блаватской так же многозначна, как ее «Тайная Доктрины — синтез науки, религии и Философии.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1068; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!