Воображение и роль в творческом становлении личности в профессиональном обучении



Билет 13

Дать общую характеристику выбранной темы «Кривошипно-шатунный механизм» (10 ч.).

- спланировать систему уроков, предусмотрев контрольно-проверочный урок;- для данного урока разработать план и методику его проведения;- рассказать о функциях контроля и критериях оценки знаний и умений учащихся.

Перспективно-тематический план

План урока:

Тема: Кривошипно-шатунный механизм

Цели:

Тип урока:

методы обучения,

учебно-материальное оснащение урока

ход урока:

1. Организационная часть (4мин). Перекличка учащихся. Подготовка компьютеров.

2. Работа учащихся на компьютерах (тестирование)

3. Оценка результатов компьютнрного тестирования. Подведение итогов урока ( мин)

Домашнее задание не выдается!

Контроль и оценка знаний учащихся профессиональных училищ

Контроль качества обучения – это целенаправленная и объективная проверка различных сторон учебно-воспитательных процессов, в результате которой выявляются уровни (степени) усвоения учащимися учебного материала.

Он необходим и педагогу и учащимся.

Педагогу контроль знаний помогает более активно и точно управлять учебной деятельностью, а учащимся – лучше видеть результат своего труда.

Функции контроля

Контроль и оценка знаний, навыков и умений выполняют следующие функции: контролирующую, обучающую, организующую, стимулирующую, воспитательную и развивающую.

Контролирующая функция заключается в выявлении и фиксации уровня знаний, навыков и умений как у отдельных учащихся, так и у группы в целом.

Эта функция также служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим педагогом. Контроль за ходом и результатом обучения обеспечивает обратную связь.

Функции контроля

Организующая функция проявляется в том, что контроль успеваемости позволяет преподавателю оценить качество своей работы, выявить недостатки в проведении занятий и наметить пути их устранения за счет коррекции содержания, форм, средств и методов обучения.

Стимулирующая функция выражается в том, что объективная оценка знаний, навыков и умений побуждает учащихся к лучшей работе (путем дифференциации контроля, создания благоприятной обстановки, применения ярко выраженных вопросов - одобрения, специального подбадривания или поощрения за успешное и добросовестное выполнение задания

Воспитательная функция- воспитание гражданских качеств личности (убежденности, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, честности, высоких нравственных качеств); формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста (воспитание интереса и любви к профессии, природе, малой родине, развитие познавательных мотивов поведения, творческой активности и других профессионально значимых качеств личности).

Развивающая функциятесно связана с воспитательной и предполагает формирование личности: развитие речи и мышления, воображения и памяти, восприятия и наблюдательности, а также двигательных возможностей. Важно, чтобы учащиеся признали контроль методом, помогающим в самооценке и самоконтроле.

Требования к контролю

Успех проверки знаний, умений и навыков учащихся в значительной степени зависит от соблюдения ряда условий и дидактических требований, важнейшими из которых являются планомерность и систематичность, объективность, всесторонность, индивидуальность, экономичность и педагогическая практичность.

Требования планомерности и систематичности состоят в том, что контроль проводится своевременно и систематически.

Каждая последующая проверка учитывает результаты предыдущих, т.е. проверяется усвоение не отдельных, случайных фрагментов, а всего содержания учебной дисциплины.

Такая проверка позволяет преподавателю своевременно выявлять и устранять ошибки, помогать учащимся. Своевременный оперативный контроль побуждает учащихся к регулярной учебе. В этом случае наиболее полно реализуются функции обучения, воспитания и развития.

Требования объективности позволяют реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся и не допустить субъективного подхода.

Отметка должна быть объективной и справедливой. Только в этом случае она поможет учащемуся правильно оценить свои успехи или пробелы в знаниях, мобилизовать неиспользованные возможности.

Отметка не должна быть завышенной, так как в этом случае она дезориентирует самого учащегося, его товарищей и родителей. Необоснованно заниженная отметка может вызвать обиду, подорвать веру в справедливость, снизить интерес к учебе.

Требования всесторонности обязывает охватывать обстоятельной проверкой многие темы программы.

Очень важным моментом в осуществлении контроля является широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей, связи обучения с жизнью и обеспечение профессиональной направленности.

При этом должно уделяться внимание усвоению мировоззренческих идей, использованию воспитательных возможностей каждого урока.

Требования индивидуальности проверки.Проверку знаний, навыков и умений необходимо проводить объективно, т.е. ко всем учащимся группы предъявлять одинаковые требования. Однако в ряде случаев преподаватель учитывает особенности учебы каждого учащегося, его успехи и пробелы, принимает во внимание физические недостатки, черты характера или временные затруднения (болезнь, конфликт с ребятами и т.п.).

Требования экономичности. Затраты времени на проверку знаний, навыков и умений и их оценку должны быть непродолжительными, иначе может не хватить времени на изложение нового материала.

Требования педагогической тактичности . При опросе педагог должен создать такую психологическую обстановку, при которой отвечающий учащийся чувствовал бы себя совершенно спокойно, непринужденно, чтобы его ничто не нервировало, не подавляло, не мешало

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка — способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения.

 Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.

Отметка — численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по отношению к результатам обучения.

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

Отлично ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Хорошо ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).

Удовлетворительно — за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

Неудовлетворительно — за незнание предмета, боль­шое количество ошибок в устном ответе либо в письмен­ной работе.

Воображение и роль в творческом становлении личности в профессиональном обучении

Воображение — это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.  Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения. Имеются различные подходы для выделения классификации воображения. Так, выделяют пассивное и активное воображение. Пассивное воображение является примитивной формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, совершающейся под влиянием малоосознанных потребностей, влечений без сознательного вмешательства человека. Образы воображения трансформируются как бы самопроизвольно, не формируются с помощью произвольного воображения, поэтому здесь отсутствует оперирование ими. Такое пассивное воображение имеет место при ослаблении деятельности сознания при его расстройствах, во время сна (в сновидениях), в дремотном состоянии человека. В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление, а логические связи как бы разорваны. Здесь скорее следует говорить о квазивоображении. Пассивное преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с волей, с попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве, фрустрированности. Активное (истинное) воображение – это намеренный и сознательный процесс, при котором образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе человек. Четкую границу между активным и пассивным воображением провести трудно. Всегда остается вероятность их взаимопроникновения. Активное воображение делят на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (преобразующее). Такое деление правомерно, но часто относительно. Воспроизводящее воображение не связано с созданием нового образа объекта. Это может быть переложение по новому прочитанного, например когда школьник пишет сочинение на заданную тему или когда создается римейк по сюжету какого-то фильма. Воссоздающее воображение проявляется при создании предмета по чертежу Преобразующее воображение может быть связано с воссозданием заданных образов, например при чтении описания героя литературного произведения. Но оно считается творческим, ибо связано с созданием образа, которого раньше у человека не было. Например, художник, иллюстрирующий литературное произведение, т. е. преобразующий словесный образ литературного героя или то или иное событие, описанное в книге, в зрительный образ, тоже занимается творчеством, но иллюстративным.

Познавательное воображение позволяет детям творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления, достраивая их. Это особая форма репрезентативного мышления, позволяющая предвосхищать изменения действительности (Ж. Пиаже [Piaget, 1945]). Познавательное воображение проявляется в разыгрывании каких-то действий (игра ребенка с куклами и т. п.). Аффективное воображение используется в ситуациях противоречия, когда создание воображаемой ситуации снимает фрустрацию. Оно проявляется при проигрывании человеком своего переживания (у детей – переживание страха при воображении ситуации угрозы:

Выделяют особую форму воображения – мечту.

Так же и долгая мечта человечества освоить воздушное пространство, покорить космос была не чем иным, как желанием. Мечта – это мотивационный феномен, отражающий отложенное на какое-то время желание человека, т. е. являющийся мотивационной установкой, о чем я писал в одной из своих книг (Ильин Е. П., 2000). Недаром Б. И. Додонов писал о мечте-плане. Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Как показывают исследования В. В.Давыдова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6—7-летнего возраста. Игра уже не удовлетворяет полностью познавательных стремлений ребенка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а достаточно жесткие правила ограничивают активность ребенка. Воображение заставляет обращаться к познанию отдаленных объектов и предметов (другие страны, люди, жизнь в будущем и т.д.). Игра всегда статична по содержанию и не дает возможности развернуться плану воображения ребенка. Такая возможность появляется в учебной деятельности.

При построении обучения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных самой природой детского воображения, за счет которого и происходит постижение новых знаний.

Воображение — это всегда способность охватить целое раньше частностей. Поэтому в обучении необходимо раскрывать общие понятия явления раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам ответ, а демонстрировать его генезис, подталкивать ребенка к поиску условий происхождения объектов. Дидактически это выражается в раскрытии перед ребенком процесса происхождения явлений и объектов, в уяснении их смысла и взаимосвязи с другими процессами. Например, когда объясняется понятие «паровоз», необходимо говорить о том, что такое движение и как возникли различные движущиеся искусственные аппараты. Тогда, как показывают исследования В.В.Давыдова, происходит овладение понятием. Объяснение этого же понятия в логике индуктивного описания признаков и свойств (корпус, котел, колеса, труба и т.д.) не дает возможности овладеть понятием.

В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение — не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.

Это важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии. Известно, что рефлексия как способность рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход для обоснования новых идей и мыслей разворачивается в плане воображения.

Вместе с тем преобладание в школе (особенно в начальных классах) эмпирического обучения, по мысли В.В.Давыдова, приводит к тому, что снижаются фантазийность детей, их творческие способности.

Как показывают исследования, развитие воображения обеспечивается следующим рядом дидактических условий:

— обучение теоретическим знаниям и проблематизация обучения;

— применение дедуктивной логики в построении содержания обучения;

— использование диалогово-дискуссионных форм обучения;

— внедрение в обучение предметов художественно-искусствоведческого цикла.

Велика роль воображения в творческой деятельности учителя. Казалось бы, воспитательная деятельность учителя построена на знании фактов поведения ученика, на их анализе и выводах для педагогического воздействия. Однако это не так. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка — едва ли не важнейшая задача учителя-воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. Это зависит от степени понимания, состояния в данный момент, отношения к учителю, влияния сверстников и т.д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.

Отмечая необходимость воображения в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. Оценка школьника должна строиться на достоверных фактах поведения. У учителя-воспитателя не должно быть сомнения в подлинности этих фактов. Если же подлинность поведения школьника оценивается не на основе восприятия, а на основе воображения, то допускается серьезная ошибка. Выдача предполагаемого, нафантазированного факта за реальное поведение и действие чревата самыми неприятными и нежелательными последствиями как для учащегося, так и для учителя. Оценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически связанную цепочку. В этой части учительский труд ничем не отличается от творческого труда ученого.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!