Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.

Основные правила игры Го.

Игра начинается с пустой доски.

Первыми ходят черные, потом белые и так по очереди.

Камень ставится на свободное пересечение линий. Камни в игре не двигаются, только ставятся.

Диагр. 1

Обычно у камня четыре свободных дыхания. Они отмечены на диаграмме 1 крестиком. Но если камень стоит у края доски, то у него только три дыхания. У камня в углу - всего два дыхания.

 

 

Диагр. 2

Количество дыханий можно увеличить, поставив рядом с первым камнем еще один, как на диаграмме 2.

Подобное присоединение нового камня к уже стоящему на доске, называется соединением камней. Два соединенных камня рассматриваются как одна группа.

Диагр. 3

Белый поставил свой камень рядом с черным, у черного камня осталось три дыхания.

 

Диагр. 4

На диаграмме 3 у камня осталась только одно дыхание.

Ситуация, когда у камня осталось одно дыхание, по-японски называется атари, это означает что камень или группа камней могут быть захвачены в плен следующим ходом партнера.

 

Камень снимается, если все связи с пустыми пересечениями заняты камнями противника. Снятые камни сохраняются до конца игры.

Диагр. 5

Для того чтобы захватить камни противника нужно своими камнями "закрыть" все дыхания чужого камня или группы. Камень черных лишился последнего свободного дыхания, и по правилам Го должен быть снят с доски. Камень снимает тот игрок, кто закрыл последнее дыхание.

 

Диагр. 6

Ход является законченным, когда окруженный камень снимается с доски. За каждый снятый камень партнера вы получаете одно очко в конце игры.

 

 

Диагр. 7

Если Вы не хотите, чтобы камень захватили, следует увеличить количество дыханий, например, поставив рядом с первым камнем еще один, как на диаграмме 7

 

 

Диагр. 8

На этом рисунке черные полностью окружили несколько белых камней. Значит, такие белые камни снимаются с доски.

 

 

Диагр. 9

Как видно из диаграмм 6 и 7, легче всего захватить камень, стоящий в углу, для этого надо всего два хода, так как у него два дыхания. Камень, стоящий в центральной области доски захватить сложнее, ведь у него - четыре свободных дыхания.

 

Диагр. 10

На диаграмме 10 - два камня, они могут быть захвачены по отдельности.

 

Диагр. 11

Но если их соединить (диаграмма 11), то захват этих трех камней станет очень сложной задачей.

 

 

Диагр. 12

Кажется, что два черных камня на диаграмме 16 - соединены

 

Диагр. 13

но на самом деле они не соединены, потому что они могут быть захвачены поодиночке (диаграмма 13).

 

 

Камень не может быть поставлен на то пересечение, где рядом с ним нет пустых пересечений или своих камней, позволяющих снять камни соперника.

Диагр.14

На диаграмме 14 белые только что захватили черный камень, теперь если черные поставят в пункт А, то получится что их камень уже захвачен и его следует снять с доски. Такой ход является "самоубийственным" и он запрещен.

 

6. Можно ставить камень посреди камней противника, если при этом у камней противника не остается свободных пересечений. Тогда они снимаются с поля.

Диагр. 15

Если чуть-чуть изменить позицию, добавив черных камней (диаграмма 15), то в такой ситуации мы видим, что у камней, отмеченных треугольником, осталось одно общее дыхание. Теперь, если черные сходят в пункт А, то получится захват камней белых на диаграмме 16.

 

Диагр. 16

В плен попадают два белых камня, и их снимают с доски.

 

Диагр. 17

Получается, что "запрещенный ход" допустим если, совершая его, вы "съедаете" камни противника (один камень или несколько - неважно).

 

Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.

Это правило называется - правило Ко: ходы, которые приводят к повторению на доске той же ситуации, запрещены.

Если белые возьмут черный (Диагр. 19), то их камень, который они только что поставили, сам падет в положение с одним свободным дыханием. Если черные на своем ходу захватят его (Диагр. 20), то на доске снова будет таже ситуация что и два хода назад. Белые и черные могут захватывать камни до бесконечности.

 

 

    Диагр. 18                   Диагр. 19                  Диагр. 20

Черные могут захватить белый камень, но для этого им нужно сыграть где-нибудь в другом месте (Диагр. 21). Это создаст на доске новую ситуацию. Если и белые так же предпочтут сыграть в другом месте (Диагр. 22), то у черных возникнет возможность поставить камень в это место (Диагр. 23).

    Диагр. 21               Диагр. 22          Диагр. 23

8. Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями. Главная задача Го - окружить пустых перекрестий внутри своей границы (очков территории) больше чем противник.

Диагр. 24

На этом рисунке шесть белых камней окружили девять очков территории в углу игрового поля.

 

 

Диагр. 25

На диаграмме 2 шесть белых камней окружили четыре очка территории на стороне.

 

 

Диагр. 26

На диаграмме 3 у белых получилось два очка территории, а затрачены все те же шесть камней.

Из этих примеров можно сделать вывод, что окружать территорию в углу или на стороне выгоднее, чем в центре.

 

 

9. Игра заканчивается, когда оба игрока говорят «пас», считая, что на поле не осталось свободных участков, которые можно еще огородить, и не осталось групп камней, которые можно захватить.

Диагр. 22

Съесть можно и камень, и группу. На диаграмме 22 показана группа черных камней.

 

 

Теоретически, она может быть окружена белыми, как на диаграмме 23. И снята с доски, после постановки камня белых в единственный свободный пункт черных (диаграмма 24). Такой пункт в Го называют глазом.


Диагр. 23                              Диагр. 24

В Го существуют группы камней, которые нельзя съесть. Если добавить еще несколько камней к этой группе черных (диаграмма 25), то мы получим группу с двумя глазами. Белые могут окружить такую группу, если черные играют в другом месте доски и не отвечают белым в этом месте (диаграмма 26). Получается, для того чтобы захватить такую группу надо сделать два запрещенных хода, а сделать этого не получится по правилам Го и, следовательно, такую группу захватить нельзя. Про такую группу говорят, что у неё есть два глаза. Группу с двумя глазами нельзя захватить в плен, и снять с доски ни в каком случае.

 

   Диагр. 25                 Диагр. 26

Диагр. 27

Несколько примеров групп с "двумя глазами", расположенных их на пустой доске и в отсутствии белых камней (диаграмма 27). Академически, можно сказать. Но при отсутствии камней другого цвета вблизи Ваших камней, глаза строить необязательно, это крайняя мера.

 

 

Глаза бывают и ложные. Рассмотрим группу черных камней, изображенных на диаграмме 28. Слева, внутри черных камней, несомненно есть один глаз. Кажется, что и в А – тоже второй глаз. Но если белые окружают группу черных (диаграмма 29), то мы видим, что крайний правый камень черных попал в опасность быть снятым на следующем ходу. И, действительно, может быть "съеден" белыми (диаграмма 31). А значит, теперь ходом в А (диаграмма 32, 33, 34) белые могут захватить всю группу.

   Диагр. 28                 Диагр. 29              Диагр. 30         Диагр. 31

   Диагр. 32           Диагр. 33          Диагр. 34        

 

Диагр. 35

Кстати, если черные сами присоединят свой камень (диаграмма 35), то у них останется только один глаз в пункте А, что опять означает плен.

 

       

 

После завершения игры снятые камни возвращаются на территорию игрока, соответствующего цвету камней, и считаются пустые перекрестия (очки территории). Выигрывает тот, у кого очков территории больше.

Диагр. 36

На диаграмме 36 - пример законченной игры. Игра считается законченной, когда вся территория поделена между игроками. У черных 16 очков, у белых 17. Белые выиграли на 1 очко.

 

Для закрепления правил можно заучить более простую формулировку правил:
Го - это очень интересная игра: 1. Начинаем на пустой доске; 2. Первыми ходят черные, потом по очереди;
3. Камень ставится на пересечение и не передвигается; 4. Камни можно съедать, съеденные камни - те, у которых не осталось дыханий; 5. Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход; 6. Цель - поделить доску, огораживая камнями; 7. Побеждает тот, у кого по итогу игры больше территории.

 

Так же для игры могут пригодиться 10 заповедей Го, которые звучат так:

1. Чересчур стремящийся к победе не победит.
2. Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
4. Отдав камень, борись дальше.
5. Отдай малое, возьми большое.
6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
7. Воздержись, не разбрасывайся.
8. Когда противник атакует, непременно отвечай.
9. Если противник укрепился, укрепись и сам.
10. Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!