Понятие антонимов, их виды, функции, использование в речи. Энантиосемия.



Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Выделяют 2 вида антонимов:

1) разнокорневые и однокорневые.

Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг — недруг; плохо — неплохо; войти — выйти; подойти — отойти.

Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый — свежий; жизнь — смерть.

2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.

Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный — талантливый — одаренный — средних способностей — посредственный — бездарный; умный — способный — толковый — неглупый — средних способностей — неумный — ограниченный — бестолковый — глупый.

Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный — ложный; живой — мертвый; свободно — занято; женатый — холостой.

Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать — вспоминать; увеличивать — уменьшать; сторонник — противник.

Выполняют стилистическую функцию.

Основная функция антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Доброторжествует у него над злом, слабыйвсегда побеждает сильного, мудрыйглупого, скромный гордого (А. Чехов).

Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Эта книга понравится и взрослыми детям (т. е. понравится всем), Войска идутденьи ночь, Им становится невмочь (А. Пушкин) – т.е. идут долго.

С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодаябыла уже не молода (И. Ильф, Е. Петров)

Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” ( Тургенев); “Война и мир” (Л. Толстой); “Толстый и тонкий” (Ч е х о в); “Дни и ночи” (Симонов).

Использование в речи.

Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

Энантиосемия — это термин для обозначения ситуации, когда одно слово имеет два противоположных значения.

Например, во фразе «прослушать лекцию» глагол «прослушать» можно понять как «воспринять», так и «отвлечься и не услышать».

Паронимы как языковое явление, их виды, использование в речи. явление парономазии.

Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого.

По структуре выделяют следующие виды паронимов:

1) паронимы, различающиеся приставками: опечатки – отпечатки, встряхнуть – стряхнуть, предоставить – представить;

2) паронимы, различающиеся суффиксами: цветовой – цветочный, мальчиковый – мальчишеский, двойной – двойственный – двоякий;

3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой – производную основу с приставкой (ждать – выждать), с суффиксом (гнездо – гнездовье), с приставкой и суффиксом (груз – нагрузка).

Использование в речи.

В тексте иногда сталкивают паронимы, чтобы обратить внимание на их смысловое различие: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь; пустошь распахивают, а пустыри застраивают (А. Югов). Паронимы используют и для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность (М. Марич); Из дверей сарая...вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (Шол.) Паронимы нередко сопоставляются в тексте: Служить бы рад, – прислуживаться тошно (Гр.); возможно и их противопоставление: Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье? (Евт.)

В художественной речи могут встретиться и совершенно особые, индивидуально-авторские образования. Они построены на основе паронимических связей с какими-либо словами литературного языка. Такие окказиональные «паронимы» заменяют в устойчивых словосочетаниях свои корреляты, создавая тем самым каламбур: памятник первоопечатику (ср. первопечатнику), содрание сочинений (ср. собраниё), червь самомнения (ср. сомнения), тела давно минувших дней (ср. дела). Комический эффект от сближения таких созвучных слов достигается благодаря совершенно неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые приобретают при этом новую образность и выразительность.

Парономазия . Явление парономазии (из гр. para – около и onomazo – называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни: нары – нарты, лоцман – боцман, кларнет – корнет, косный – костный, узы – узлы и т.д.

У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни всегда разные. Кроме фонетического сходства у таких слов ничего общего нет. Парономазия не носит характера закономерного и регулярного явления. Сопоставление таких слов как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: тираж – типаж, тираж – вираж, тираж – мираж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.

Паронимы в речи выполняют различные стилистические функции. Умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль. Например, у Пушкина: Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. Лазурный пышный сарафан одел Людмилы стройный стан.

Столкновение паронимов может быть использовано для выделения соответствующих понятий, например: Молодые Тургеневы олицетворяли собой честь и честность (М. Марие). Стилистический эффект достигается звуковым повтором созвучных слов: Очищали, причащали, покорив и покарав, тех, что стены защищали, в те же стены вмуровав (Ф. Искандер).

Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли, например: – В оппозиции он (Извеков) вроде бы не был, – сказал Придорогин. – У него, братец мой, позиция, а не оппозиция. – Своя позиция и есть оппозиция (К. Федин).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!