Секуляризация церковных имений (1762-1788 гг.)



При Екатерине и проведена была секуляризация монастыр­ских земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россию были включены в шта­ты, что давало им право получать часть доходов от секуляризированных земель. Правда, приходы стали тогда наделяться не­заселенной землей, по 33 десятины на притч, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду. В 1765 г. под предлогом противодействия мнимому корыс­толюбию духовенства императрица распорядилась ввести обяза­тельные таксы за требы, причем крайне низкие; 3 копейки за крещение, 10 копеек за венчание и погребение. В целом, бе­лое духовенство в Х VIII веке жило трудно и бедно. Люди подневольные, поставленные в весьма суровые житейские условия, православные священнослужители тем не менее оставались един­ственными духовными наставниками народа, которому они несли свет истины, любви и веры. Чрезвычайно важным рубежом в истории монастырей явилась секуляризация церковных вотчин, проведенная в 1764 г. Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила мо­настыри главного материального источника существования. Госу­дарство, правда, брало на себя обязательство содержать монас­тыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. Были составлены монастырские штаты, по которым все монастыри разделялись на три класса, и содержание каждому назначалось в зависимости от класса, к которому он причис­лялся.

К первое классу были отнесены две Лавры; Троице-Сергиева и Александро-Невская, 12 мужских и 4 женских монастыря, ко второе — 41 мужской и 18 женских обителей, к третьему -100 мужских и 45 женских монастырей. Таким образом, в штаты вошло 225 монастырей -менее четверти всех обителей. Из монастырей, оставшихся за рамками штатов, более 500 было упразднено, приблизительно 150 обителей не закрывались, но должны были существовать на приношения верующего народа и за счет маленьких участков ненаселенной земли, которая об­рабатывалась руками самих иноков. В 1780 г. такая же реформа была проведена в юго-запад­ных епархиях. Закрылось еще более 40 монастырей. Число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч. За­крылись древние и прославленные обители Нило-Сорская пустынь и Спасо-Каменный монастырь — на севере, Киево-Братский, Межи-горский, Дивногорский и Святогорский монастыри — на юге. За­крытые монастыри обращались в казармы, госпитали и даже в дома сумасшедших. Мо­настырские храмы, братские келлии, хозяйственные постройки из года в год ветшали и разрушались, а настоятели не решались доносить об этом Синоду из-за опасений, что монастырь в этом случае будет и вовсе упразднен. При императоре Павле содержание штатных монастырей было удвоено, но и денежный курс к тому времени упал в два раза в сравнении с 1764 г. когда сводились монастырские штаты. Из государственной казны стали тогда выдавать содержание и за­штатным монастырям — по 300 руб. в год. Монастырям было дозволено увеличить принадлежавшие им незаселенные земельные участки, отведенные под огороды, покосы и выгоны. Секуляризация церковных имений и введение монастырских штатов, повлекшие за собой упразднение многих древних обителей, вызвало неоднозначную реакцию со стороны иерархии. Одни архиереи, вроде страдальца за Церковь митрополита Арсения или Тобольского митрополита Павла открыто протестовали против ограбления монастырей, другие возмущались втайне. Некоторые же архиереи, особенно из числа великороссов, вместо тщетных сокрушений о понесенных Церковью утратах, обдумывали пути устроения монастырской жизни в новых условиях. В оскудении монастырей “селами и виноградами”, в их обнищании они открывали новые возможности для возрождения в них подлинно аскетического духа.

Православная Церковь на территории Польского государства в XVIII

В Белоруссии и на правобережной Украине православный русский народ, оставшийся под польским гнетом терпел в ХVШ веке неслыханные страдания. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство, враждебное православной вере, подталкивало правительство на ужесточение притеснительних мер против Православной Церкви. В 1717 г. запрещено было строить новые православные храмы и чинить ветхие. В 1736 г. по требованию католических епископов издан был универсал, по которому для рукоположения православного священника требовалось соизволение короля. Ксендзы подстрекали католическую шляхту и чернь на преследование православных. Православную веру поносили и оскорбляли. Для оскорбления религиозных чувств православных их храмы продавали арендаторам-евреям, которые взимали плату за то, чтобы открыть храм для богослужения, и при этом хулили Христа и христианство. За недоимки арендаторы закрывали храмы, предавали священников суду, выгоняли их из домов и даже добивались их казни. Украина и Белоруссия официально именовались в католических церковных инстанциях страны неверных. Туда направлены были толпы миссионеров — иезуитов и базилиан, которые мечом и огнем загоняли православных в унию. Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, отрубали им саблями пальцы, ломали руки и ноги. На монастыри нападали толпы бесновавшейся черни, грабили и сжигали святые обители, монахов мучили и убивали. Архиепископ Георгий (Кснисский) так описывал жизнь православных в Польше. С 1707 по 1728 гг. Могилевскую кафедру занимал епископ Сильвестр (князь Четвертинский), который много потерпел от врагов Православия. Самая жизнь его постоянно находилась в опасности. Великим страдальцем и борцом за Православие был архиепископ Георгий (Конисский). Он был подданным России. В 1751 году был назначен ректором Академии, а через 4 года состоялась его хиротония во епископа Могилевского. Это была тогда единствен­ная православная епархия на территории Речи Посполитой. Святитель Георгий страдал от изуверского фанатизма католиков еще больше своих предшественников — епископов Сильвестра, Арсе­ния, Иосифа и Иеронима. В 1759 г. в Орше банда вооруженных пистолетами и саблями головорезов напала на него во время богослужения в храме. Чтобы спасти жизнь архипастыря, его вывезли тайком из города в телеге, прикрытой навозом. В своих гонениях на Православие костел и католическая шляхта зашли слишком далеко, и Господь остановил их. Правос­лавные подданные Речи Посполитой видели в России свою естест­венную покровительницу и защитницу. В Петербург, ко двору и в Синод, сотнями шли из Польши жалобы и просьбы с заступни­честве. В 1762 г. присутствовавший на коронации Екатерины и епископ Георгий в речи перед императрицей поведал о скорбях своей гонимой паствы и умолял Екатерину заступиться за православных. Правительство России наконец склонилось к мысли о необходимости защитить русское население Польши. В 1765 г. на польский престол взошел король Станислав-Август, который искал дружбы с Россией и пользовался покро­вительством Екатерины. С речью перед королем выступил епис­коп Георгии. Речь архипастыря была переведена на все европейские языки и привлекла внимание Запада к стра­даниям православных, тем более что в Польше дискриминации Подвергались и немногочисленные протестанты. Король обещал заступиться за православных и протестантов. Но из-за сопро­тивления костела, магнатов и шляхты ничего не было сделано для улучшения их участи. Последовали энергичные ноты от го­сударств Российского, Английского, Прусского, Шведского и Датского. Сейм, на который король не смог оказать влияния, отверг требования держав. И Россия направила свои войска в Польшу. В 1767 г. были отменены все законы, направленные против православных и протестантов. Но католическая церковь оставалась в Польше государственной религией.Униатские клирики, и даже архиереи, вступили в переговоры с епископом Георгием о возвращении в Правславие. Некоторые приходы поголовно выходили из унии и возвращались в лононо Церкви. Между тем католическая шляхта, недовольная уступчи­востью короля, открыла конфедерацию в городе Варе, которая подняла восстание против короля в защиту привилегий католи­ческого населения. Король обратился с просьбой о помощи к русскому правительству. Восставшие конфедераты развязали террор против православных на Украине. Ответом на резню кон­федератов явилось крестьянское восстание гайдамаков, которые сурово расправились в Украине со своими притеснителями. Екатерина и увидела в восстании гайдамаков не столько дружественное России православное национальное движение, сколько крестьянский бунт, и распорядилась подавить восстание. Одно­временно фельдмаршалу Румянцеву приказано было, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить конфедератов. Во­жаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турецкой Порте. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши. В 1772 г. произошел первый раздел. Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России территории униаты массами возвращались сами в Православие. В самой Польше в 1770-1780 гг. 800 униатских приходов верну­лось в лоно Святей Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполптой, учреждена была православная Переяславская епархия. Но притеснения православных в Польше не прекращались. В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусоб­ные смуты. Образовалась антирусская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина и опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 г. принял требования России и Пруссии, состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли — Минская область, половина Волыни, Подол. Тог­да же была учреждена отдельная Минская епархия. Прошло полгода — и в Польше вспыхнул новый мятеж. Ночью в Великий Четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножами тайных убийц пало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суво­рова. Вслед за взятием Варшавы в 1795 г. последовал третий и последний раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Родненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель не досталось России — вместе с Русской Галицией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманная в Риме насильническая и авантюристическая уния, поставившая в положение париев едва ли не половину населения Речи Поснолитой, обернулась для Польши потерей национального суверени­тета.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!