Обсервационный метод исследования в этнопсихологии



Детерминанты этнического поведения

Когда говорят о поведении этноса, то имеют в виду про­явление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный этнос или его часть. При этом характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комп­лексов — статичных психических особенностей, часто на­зываемых «абсолютизированными психологическими пас­портами». Этнические особенности поведения описывают­ся при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность этнофора, раскрывающих наиболее существенные признаки исследуемого этноса, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокуль­турных феноменов рассматриваются как бы через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общ­ность несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее от­дельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколе­ния в поколение язык, система духовных ценностей, сим­волы, отношения к вещам и людям, способы поведения как образцы для действий — все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания» тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, своя специфическая норма поведения.

В качестве иллюстрации существующих в обыденном сознании различий в восприятии различных этносов мож­но привести краткие советы для тех, кто собирается поехать за рубеж, изложенные в серии «Внимание, иностранцы». В увлекательной и шутливой форме они рассказывают о нра­вах и обычаях народов, среди которых проживают их авто­ры. Итак, кратко о греках, испанцах, японцах и североаме­риканцах.

Считается, что греки умеют наслаждаться жизнью в пол­ной мере. Они желают приятно проводить время в свое удо­вольствие здесь и сейчас. Грек может растратить месячное жалованье на одну-единственную пирушку и провести ос­тавшееся до получки время без гроша в кармане. Греки умуд­ряются получать удовольствие даже в таких ситуациях, ко­торые повергают другие народы в глубокое уныние. Их безу­держный оптимизм выражен в расхожей фразе «Бог даст!» и в хорошо всем знакомой концепции «авось».

Понять испанца можно, но для этого необходимо усво­ить, что превыше всего он ценит собственное удовольст­вие. Все, что такового не приносит, для испанца не сущест­вует. Об испанцах можно сказать, что они непредсказуемы. Если будете в Испании, забудьте о старинной поговорке: «В Испании веди себя как испанец», — ибо испанцы и са­ми не знают, как они поведут себя в следующую минуту.

Японцы, несмотря на стремление не выделяться внеш­не, одержимы своеобразной гордыней. Они лезут из кожи вон, чтобы казаться аккуратными, трудолюбивыми, способ­ными оправдать возложенное на них доверие. Из страха по­казаться бездельниками многие японцы отказываются брать отпуск. Отчаявшиеся боссы изобрели единственный спо­соб заставить служащих отдохнуть хотя бы несколько дней в году. Они вообще закрывают фирму на какое-то время, обрекая десятки тысяч трудоголиков на унылые, полные бе­зысходной тоски и ужаса перед призрачным увольнением «каникулы».

Американцам очень важно быть самыми-самыми. По­беда — основа американской психологии. Любое событие в жизни американцев, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, организовано таким образом, что­бы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обска­кать всех остальных. Победа важна американцу, потому что у него все и всегда должно быть замечательно. Типичная американская реакция на любой кризис или катастрофу — сделать вид, что все замечательно.

С формированием такого рода «этнических доминант», по мнению Л. Н. Гумилева, одного из оригинальных и глу­боких исследователей этногенеза, непосредственно связа­на и специфика этнического поведения. Негласно она су­ществует во всех областях жизни и быта и в каждую от­дельную эпоху воспринимается в данном этносе как единственно возможный способ общежития. Изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической ор­ганизации его жизнедеятельности, внося коррективы в нор­мы поведения, в традиционно-мировоззренческие и соци­ально-психологические границы этнических представлений. На уровне этнических групп в качестве фактора изменения этнического поведения (как отражения изменений, проис­ходящих в этническом самосознании) могут выступать гло­бальные процессы, связанные с историческим путем раз­вития этноса, влиянием экономических, политических, демографических и прочих факторов. Таким образом, по­ведение этноса столь же динамично, как и сам этнос. Это показывают и исследования этнографов, которые фиксиру­ют достаточно значительные вариации в типах поведения представителей различных этнических групп. Причем чем более значимы для этноса типы поведения, тем более жест­ко они регламентированы социальными нормами. В этой связи проводится классификация социальных норм с точки зрения их общеобязательности или императивности для каждой этнической общности. Стандарты поведения в зна­чительной степени коррелируют с реальной стратификаци­ей общества. Тем не менее, социально одобренные програм­мы поведения не охватывают всей сферы поведения чело­века в обществе, поэтому некоторые фрагменты поведения, расцениваемые как социально незначимые, остаются нерегламентированными. Именно эта сторона поведения имеет­ся в виду, когда говорится об индивидуальных особенно­стях или своего рода «стилистике поведения». На упорядо­чение разнородных вариантов поведения ориентирована тенденция к унификации поведения, его типизация в выра­ботке общепризнанных стандартов. Стандарты, или нормы, могут пониматься как исторически сложившиеся правила поведения, в которых также закладывается и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъ­ективную ориентированность на норму, в одних случаях вы­соко оценивается «правильность поведения», в других — поощряется стремление к оригинальности, основанной на возможности альтернативного поведения.


 

Обсервационный метод исследования в этнопсихологии

Обсервационные методы (методы наблюдения) широко используются в этнической психологии. Существуют разные виды наблюдения: включенное и невключенное, сплошное и выборочное, прямое и опосредованное, свободное и стандартизированное. Очень широко в психологических исследованиях используется включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает активное участие исследователя – наблюдателя в жизни этической группы, установление контакта с ее членами и такое «вживание» в жизнь наблюдаемого народа, при котором представители исследуемого этноса привыкают к исследователю и перестают реагировать на его присутствие (таковы, например, наблюдения русского этнолога Н.Н.Миклухо-Маклая за жизнью папуасов острова Новая Гвинея). Невключенное (стороннее) наблюдение, в отличие от включенного, не предполагает личного участия исследователя в жизни народа, который он изучает.

Этнопсихологическое наблюдение по своей технологии может быть свободным или стандартизированным. Их отличие заключатся в существовании или отсутствии определенной программы наблюдений. Свободное наблюдение (как следует уже из названия) не имеет жесткой программы, и наблюдатель может по ходу исследования в зависимости от ситуации менять объект наблюдения по своему усмотрению. Стандартизированное наблюдении, напротив, ведется по заранее составленной, жестко заданной программе, от которой исследователь не имеет права отклоняться, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения объекта.

Наблюдение, например, за экспрессией, выражением эмоций в поведении человека позволяет обоснованно судить об особенностях представителей различных этнических групп. Согласно теории эволюции Ч.Дарвина, мимика – движения лица, выражающие эмоции, – является врожденной, не зависимой от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. И действительно, основные (базовые) эмоции – гнев, грусть, отвращение, страх, радость или удивление – одинаково выражаются и воспринимаются в различных культурах, что было показано в исследовании П.Экмана и У.Фризена и их последователей. Тем не менее, в первой половине XX века многие ведущие культурантропологи, включая М.Мид, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике. По их мнению, выявленные различия означает, что мимика – это язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации.

 

Но если в вопросе об универсальности человеческой мимики правы Дарвин и современные психологи, то как же быть с многочисленными данными культурантропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур?

Во-первых, не вызывает сомнений, что существуют элементы мимики, использование которых несет на себе явный отпечаток культуры. Так, в Америке мигание двумя глазами обычно означает согласие или одобрение, и американский ребенок познает его значение, наблюдая за родителями и другими людьми. А азиатский ребенок мигать не учится – во многих восточных культурах подмигивание считается дурной привычкой и может обидеть человека.

Во-вторых, не только психолог, но и любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, видит межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах.

Иными словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие – универсальные по своей сути – эмоции позволительно в определенных ситуациях показывать, а какие – прятать. Экман и Фризен назвали их культурно обусловленными правилами «показа» эмоций.

Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты или выразительные движения рук. В обыденном сознании существует убеждение, что с их помощью – «на пальцах» – представители разных культур, даже не зная языка друг друга, могут объясниться между собой. Действительно, иностранцы обо многом могут договориться с местными жителями с помощью жестов, имитирующих действия: изображающих курение сигареты, зажигание спички и т.п. Но даже в этом случае жесты могут быть поняты не везде, так как предполагают знакомство с тем или иным предметом. Кулак с отведенным указательным пальцем, предназначенный для показа пистолета, не даст основы для опознания в первобытной культуре, не знакомой со стрелковым оружием.

Жесты-иллюстраторы непосредственно связаны с содержанием речи, визуально подчеркивают или иллюстрируют то, что слова пытаются выразить символически. Различия между культурами состоят в частоте и правилах использования определенных жестов. Некоторые культуры поощряют своих членов к экспрессии в жестах (в жестикуляции) во время вербальной коммуникации. К ним относятся еврейская и итальянская культуры, но манера жестикуляции в каждой из них имеет свой национальный колорит. В других культурах индивидов с детства приучают быть сдержанными при использовании жестов как иллюстраторов речи: в Японии считается похвальным умеренность и сдержанность в движениях, жесты японцев едва уловимы.

Все культуры выработали жесты-символы, имеющие собственное когнитивное значение, т.е. способные самостоятельно передавать сообщение, хотя они часто и сопровождают речь. Именно одним из культурно-специфичных символических жестов так неудачно воспользовался американский президент Никсон в Бразилии. Кстати говоря, значение сложенных кольцом большого и указательного пальцев чрезвычайно многообразно: в США это символ того, что все прекрасно, на юге Франции – «плохо, ноль», в Японии – «дай мне немного денег», а в некоторых регионах Европы, как и в Бразилии, – весьма непристойный жест.

В той или иной степени обусловлены культурой и другие элементы экспрессивного поведения человека, например поза. Например, «в Америке движение с выпрямленным телом символизирует силу, агрессивность и доверие». Когда же американцы видят «согбенную фигуру, ... то могут «прочитать» потерю статуса, достоинства и ранга». А в Японии люди, «выпрямившие поясницу», считаются высокомерными.

Большое значение имеет такой элемент языка тела как дистанция в общении с собеседником. Есть описание популярного исследования, в котором объясняется постоянное движение в ходе переговоров между американцем и японцем – японец пытается сократить дистанцию до оптимальной для него и поэтому постоянно приближается, «наступает», а американец, наоборот, пытается увеличить дистанцию и вынужден пятиться и «отступать»,

Существуют масштабные исследования на базе наблюдения за поведение детей в различных культурах. Супруги Уайтинг из Гарвардского университета зафиксировали более 20 000 сцен взаимодействия (интеракций) в Японии, на Филиппинах, Индии, Кении, Ме5ксике и США. По результатам наблюдений определялась частота проявления основных типов поведения ребенка:

1) поступает по-дружески;

2) оскорбляет;

3) предлагает помощь;

4) выговаривает, делает замечания;

5) предлагает поддержку;

6) ищет господства, преобладания;

7) ищет помощи;

8) ищет внимания;

9) ответственно советует;

10) дружески нападает;

11) дотрагивается до другого;

12) нападает.

На основании подсчета частот встречаемости типов поведения были выбраны две шкалы: А «заботливость, ответственность – зависимость, доминантность» и Б «дружески-доброжелательное – авторитарно-агрессвное». Далее эти показатели анализировались с учетом особенностей исследуемых культур. Было показано, что культурах с нуклеарной семьей в большей степени развито дружески-доброжелательное поведение, а в больших семьях преобладает авторитарно-агрессвиное поведение. Дети из сложных культур чаще демонстрируют высокие показатели доминантности, а дети из простых культур, наоборот, – заботливость и ответственность.


 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!