Проблема соотношения теоретического и эмпирического в познании



Чувственное зн. - это зн. в виде ощущений и восприятий свойств вещей непосредственно органами чувств. Эмпирич. зн. м.б. отражением данного не непосредственно, а опосредованно (показания прибора). Ощущение - отражение в сознании отдельных сторон, свойств предмета (в виде слуховых, вкусовых, зрительных, осязательных, обонятельных). Восприятие - целостный образ объекта, данный в совокупности всех своих свойств, синтез отдельных ощущений. Восприятие зависит от субъекта и его прежнего опыта. Представление - образ тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям; непосредственная связь с объектом отсутствует. Познание невозможно без воображения.

Теоретическое - разум, методы познания и т.п.

Проблема субъекта и объекта в познании

Объект - фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли и вступающий в субъектно-объектное отношение. В познании объект не существует без субъекта и наоборот. Предмет познания - конкр. аспекты, которые являются целью субъекта; формируется исследовательской задачей.

Идеалом 18-19в. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира. Естествознание 20в. показало неотрывность субъекта от объекта; картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта. Научное исследование не монолог, а диалог с природой.

Проблема человека в философии

В античности природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней. В христианстве человек, понятий как сотворенный и одухотворенный богом, возвышается над природой; не природный, а трансцендентный мир выступает символом совершенства и смыслом упорядоченности. В эпоху Возрождения происходит частичный возврат к античности - возникает культ природы. В Новое время в секуляризованной форме возрождается христианская идея превосходства человека над природой. Цивилизационный поворот, трансформация индустр. цивилизации в информационное общество резко повышает роль человека; тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу.

Достоевский: человек есть тайна. Кант: что такое человек? Фрейд: человек - существо эротическое; глубинная сущность его в секс. влечении - либидо.

Человек - органическая часть универсума.

Антиномичность (двойственность) чел. бытия. Человек заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеятельности человека), рациональный (осознано познавательная ориентация человека), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Эти три начала по-разному определялись (Фрейд: я, оно, супер я и др.). В каждый историч. период доминирует один из уровней. Проблема: как соотнести, что важнее. Античность превозносила тело; Средневековье его презирало; Просвещение - культ разума.

Проблема взаимодействия человека и общества

Соц. связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистич. трактовке общества они делятся на первичные (материальные) и вторичные (идеологические). Идеалистическое понимание социальных связей исходит из примата духовного начала как объединяющего принципа. Отношение между людьми опосредуется миром вещей и наоборот. Человек в той или иной степени усваивает выработанные стереотипы.

Исторически первой появилась система личной зависимости, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и т.п.). Так создались предпосылки для образования государства. Второй этап - система вещных зависимостей, когда человек уже сам превращается в товар опред. рода.

Подготовлены Вадимом Колосовым

Использованная литература:

Конспекты лекций по философии Райковой Л.М.

Основы философии. Канке В.А.

Философия. Редактор Кохановская Т.И.

Философия. Спиркин А.Г.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!