Взаимосвязь и единство природы и общества.



Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: - обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1) Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3) ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, по­ка существует общество, по-новому встает и по-новому решает­ся в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше. Масштабы человечес­кой деятельности уже не только сопоставимы с геологически­ми процессами, но в некоторых отношениях их во много раз превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой че­ловеком только в ходе земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана, приводившего этот при­мер, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция. Чрезвычайно важной в настоящее время является разра­ботка общей теории взаимодействия природы и общества. Та­кая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие за­коны развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближай­шие, но и более отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на несколь­ко основных этапов эволюции взаимодействия природы и об­щества. 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледе­лия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфак­туры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми ог­ромные количества минеральных, органических и иных ресур­сов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техни­ческая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного тепло­вого баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает созна­тельное управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает средствами, позволяющи­ми ему оказывать существенное воздействие на течение про­цессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты пере­крытия Берингова пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что привело бы к потеплению Ар­ктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет назад груп­па итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений. Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными по­следствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут непрерыв­но наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно увели­чивается потепление от повышения содержания углекислого газа в результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Общее понятие о познании.

В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология – это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!