Философское учение В. С. Соловьева
Истоки русской философии и ее общая характеристика
Характерными чертами русской философии являются:
религиозность
софиология (учения о Софии)
соборность
патриотизм
космизм
метафизичность
интуитивизм
позитивизм
реалистичность
литературность
автобиографичность
свободомыслие.
историчность
Основные направления русской философии:
1. Славянофильство
2. Западничество
3. Софиология
4. Анархизм
5. Космизм
6. Толстовство
7. Евразийство
8. Марксизм-ленинизм
9. Православное христианство
Русская философия уже в момент своего зарождения обладали всеми главными характерными особенностями, выделявшими её из мировой мысли. Так, в Слове о законе и благодати Митрополита Илариона находим и религиозность :
«Прежде ведь в Иерусалиме только подобало поклоняться <Господу>, ныне же — по всей земле»; «О Владыко, царю и Боже наш, высокий и славный, о человеколюбче, по трудам воздающий <праведникам> сим славу же и честь и причастниками творящий царства своего, помяни, Благий, и нас, убогих твоих, ибо человеколюбец — имя твое!».
патриотизм:
«Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; <восхваляют> Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей <хотя бы и> малыми похвалами, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава, которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне. Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в <земле> Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли».
|
|
литературность:
«Ведь исчезает свет луны, лишь только воссияет солнце; и холод ночной проходит, как солнечное тепло согревает землю. Так и закон <миновал> в явление благодати. И не теснится уже человечество в <ярме> закона, но свободно шествует под <кровом> благодати. Иудеи ведь соделывали оправдание свое в <мерцании> свечи закона, христиане же созидают спасение свое в <сиянии> солнца благодати».
Первым русским философом одни историки философии называют Г. С. Сковороду, другие – А. С. Хомякова, третьи – П. Чаадаева, четвертые – В. С. Соловьева. С таким же правом первым отечественным философом мы можем назвать св. Тихона Задонского или свт. Игнатия Брянчанинова, создавшими оригинальные, развитые и системные учения. Однако 4 ведущих историка философии: Алексей Федорович Лосев, пртпресв. Василий Васильевич Зеньковский, Николай Онуфриевич Лосский, Владимир Францевич Эрн пальму первенца отдают все же Григорию Саввичу Сковороде (1722-1794 гг.), выходцу из простой казацкой семьи, лучшему ученику Киево-Могилянской академии, так и не окончившему её. Прекрасный певец и музыкант, был взят из Киева в церковный хор самой императрицы. Несколько лет прожил в Санкт-Петербурге, Москве. В Московской духовной академии, видя его таланты, ему было предложено принять постриг, дабы в будущем он мог достичь высоких церковных постов – Сковорода отказался, и вместе с русским посольством на несколько лет как секретарь и переводчик (знал более 10 языков) уехал в Венгрию. Объездил всю Европу вплоть до Португалии: в ведущих университетах получая предложение профессорского звания. Однако Сковорода возвращается на родину, и в течении 10 лет преподает в Харьковском коллегиуме, из которого руководство его дважды изгоняет из-за несогласия с его взглядами и свободными методами преподавания. Окончательно уйдя из коллегиума, последующие десятилетия ведет жизнь независимого бродячего мыслителя, или давая частные уроки, или живя в имениях своих многочисленных учеников и почитателей. Умер под Харьковом, завещав написать на могильном камне: «Мир ловил меня – но не поймал».
|
|
|
|
По учению Григория Савича Сковороды, наилучшего успеха любой работник сможет достичь лишь тогда, когда займется делом, к которому у него есть наибольшие способности. Так многие ученые были бы, может быть, лучшими разносчиками, многие судьи – пахарями, военачальники – пастухами, а руководители – рабочими. Все беды страны происходят от того, что большинство работников ее занято не своей работой: разве может возникнуть безработица и дефицит там, где каждый владеет своим делом в совершенстве?
Задача науки – научить разумно хозяйствовать. Но прежде чем начать свое дело, надо определиться, какое дело – твое. При выборе профессии смотри не на ее доходность и модность, но только на ее сродность себе. Общество мертво, если оно состоит из работников, мучающих себя работой, тоскующих и скучающих в рабочее время, точно заключенные в тюрьме. Как бы ни было выгодно твое дело, даже если ты состарился в нем, брось его, и стань последним горшечником, как только почувствуешь, что до сих пор занимался им без природы. Не сам человек выбирает себе дело, но от рождения предопределен к нему Богом. Чтобы лучше понять свое дело, подумай, согласишься ли ты заниматься им при малых доходах, и в нищете, и в бесславии и гонениях, согласишься ли даже отдать за него жизнь: за мед пчелу умерщвляют, но она трудиться не переставая, покуда жива.
|
|
Принципы Г.С.Сковороды:
1. Пусть все считают тебя бедным человеком, но если ты доволен тем, что имеешь, даже если на обед у тебя есть только кусок хлеба, ты счастлив. Богат тот, кто доволен тем, что у него есть.
2. Кто не понимает, что за прибылью всегда следуют убытки, впадает в отчаянье, если выпадет неурожай, засуха, наводнение, тот идет против самого Бога.
3. Любая профессия ничтожна без разумной честности.
4. Чем лучше добро, тем большим трудом достается. Не стоит труда только безделицы.
5. Всякое изобилие оскудеет и высохнет, как озеро, а честное ремесло есть неоскудевающий родник не изобильного, но безопасного пропитания. Какое множество богачей каждый день становятся нищими! В этом кораблекрушении единственной гаванью есть ремесло.
6. Отдых и развлечение – важные условия успешного труда. Но развлечения без труда бессмысленны как пустоцвет, не дающий плода.
7. Каждая работа и всякое состояние имеют свои выгоды.
8. Будешь рабом самому себе – вынужден будешь рабски трудиться для других и, потеряв легкие и недолгие труды, попадешь в тяжкие и нескончаемые.
9. Человеческая экономия – часть вселенной экономии Бога.
Философское учение В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьева (1853-1900), 47 лет – сын выдающегося русского историка С. М. Соловьева; философ, поэт, оказавший одинаково сильное влияние как на русскую мысль, так и на русскую поэзию.
Несмотря на исключительные научные успехи (защиту диссертаций), известность, был исключен из университета после произнесения публичной речи против смертной казни.
Основная работа – «Оправдание добра», написана в защиту добра в условиях распространения в Западной Европе и России модной философии Ф. Ницше, призывавшего человечество для обретения могущества стать выше добра и зла.
Согласно В. Соловьеву, в человеке любой культуры в любой период истории наличествуют 3 характерные черты, кардинально отличающие его от животных:
1. Чувство жалости.
2. Чувство стыда.
3. Чувство благоговения.
От чувства жалости рождает государство, от чувства стыда – нравственность, от чувства благоговения – религия.
Человек, дабы оставаться человеком, должен всемерно культивировать в себе эти три чувства.
По В. Соловьеву, три силы управляют человеческим обществом: первая сила единства и унификации, подчинения народов власти государства или государя: эта сила торжествует на Востоке, прежде всего в мусульманстве – и ведет в конечном итоге к гибели личности. Вторая сила – сила оригинальности, дифференциации, сила личности; она торжествует на Западе, прежде всего в протестантизме, и ведет в конечном итоге к разложению и гибели общества. И есть третья сила – соединяющая первых две: это Божественная сила, сила соборности, проявляющаяся прежде всего в Славянстве, и в особенности – в России.
В. Соловьев также стоит у истоков оригинальной русской идеи «Софии» - правда, понимание этой идеи и у самого В. Соловьева, и у его последователей изменчиво: это и Премудрость Божия, и Истина, и Церковь, и Божья Матерь, и Сам Христос. Во всяком случае, учение о «Софии» привносит и всячески подчеркивает наличие женского начала в Единой Троице. Идея Софии не противоречит православию и изначально не содержит ничего еретического – достаточно вспомнить, что два величайших православных храма в Константинополе и Киеве были созданы в честь Божественной Софии.
В последней работе «Три разговора» дал образ Церкви как единого дерева с тремя могучими ветвями: Православием, католичеством и протестантизмом.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!