Свойства форм христианского богослужения



Билет 1

1. Материальные источники церковного права.

2. Понятие о Литургике и цель её изучения. Содержание и формы христианского богослужения.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Материальные источники церковного права.

Материальные источники ц. пр. - лица и институты, создающие правовые нормы:

1. Божественное право (jus divinum), (Естественное право) Первоисточником церк. права - Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании — ей Церковь будет подчиняться во все дни до скончания века (Мф 28, 20).

Божест. откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди — главное в откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (например, о епископах и диаконах — 1 Тим 3, 1-13; об отношении к государственной власти — Рим 13, 1-7)

Заповеди и правила апостолов, получены устно, а впоследствии зафиксированы письменно (в творениях мужей апостольских, отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право.

2. Церковь – источник ее права и законодательства. (Человеческое право Церкви) Первоисточ. церк. права Божественная воля, поэтому правомочны правила и нормы, изданные церковной властью, которые не противоречат и вытекают из Божест. воли. Граница м/у Божест. правом и церковным – условная.

3. Каноны. В состав канонического свода входят:

а) «Правила святых апостолов», б) каноны 6-ти Вселенских Соборов,

в) 10-ти Поместных Соборов, г) правила 13-ти отцов.

Включение в канонический корпус:

· Правила Вселенских Соборов – не нужда-ся в пояснении. В. С. орган высшей церковной власти. В. С., - непогрешимы, она вытекает из догмата о непогрешимости Церкви.

· 10-ти Поместных Соборов – основано на авторитете признавших их Всел. Соборов (Трулл. 2). (законодательство П. С. распространяется только на П. Ц.).

· Правила 13-ти отцов – основано на авторитете признавших их Всел. С. (еп. власть распространяется одну епархию, не на святости отцов т.к. (в канон.свод входят правила не святых отцов Тимофея и Филофея Александрийских).

Кафолический епископат с согласия церковного народа может выражать свою законодательную власть Вселенских Соборов, через признание общецерковной обязательности правовых актов, изданных первоначально для одной Поместной Церкви или даже одной епархии.

4. Частное церковное законодательство, которое ограничено границами епархий или автокефальных Церквей.

5. Статуарное право. (Низшей из законод. инстанций в Церкви является правящий епископ). Это право корпораций или институтов, не обладающих самостоятельной законодательной властью, их законодательное творчество осуществляется по полномочию, или делегированию церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. (правила, уставы, статусы, изданные монастырями, семинариями, церковными братствами и обществами)

6.  Обычай. Это регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим.

В Древней Церкви обычай отождествлялся с Преданием (либо прямо с апостольским и Священным, либо с преданием местной Церкви). В области госуд. и церк. права значение обычая уменьшалось по мере развития положительного законодательства; причем происходило не только сужение сферы его применения, но и снижение его авторитетности в иерархии правовых норм.

 

Тертуллиан: «Если что-либо не определено письменно, а между тем везде сохраняется, значит, оно утверждено обычаем, кот. основан на Предании. Если же кто-нибудь скажет для Предания нужно письменное свидетели тогда мы можем указать многие установления, хранящие без всякого письма лишь важностью самого Предания и силон».

Еп. Никидим «Церковное Предание, утвержденное обычаем и сохраненное верою наравне с определенными предписаниями, составляли и первобытной Церкви закон, служило основою для церковного права и имело значение законодательных постановлений как по своему источнику, так и по всеобщему уважению...» В этом убеждают нас сами тексты каноном, составители которых — как на высочайший авторитет ссылаются на древние обычаи», «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе...» (I Всел. 6).

Для признания законности обычая требуется его разумность и известная давность.

В Прав. церковном праве четких указаний на давность обычая нет, но по аналогии с (IV В.С. 17) (Трулл.25) о необходимо 30-лет давности для признания законной силы обычая.

При решении вопроса о важности обычая решающее значение имеет его соответствие писаному церковному закону. Обычай имеет силу закона в таких делах, относительно которых нет письменного закона. (так часто обычай применятся судебной практике).

7. Мнения авторитетных канонистов. Вспомогательным источником церковного права служат труды известных канонистов по церковно-юридическим вопросам.  Авторитет. великие визант. канон. XII в.: Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон.

8. Иерархия правовых норм. Матфею Властарю: писаный закон, обычай и судебный прецедент, аналогия с существующим законом, мнения авторитетных канонистов. Высшим критерием, возвышающимся над данной иерархией, являются нормы, непосредственно исходящие из Первоисточ. Церк. права — Божественной воли.

9. Государственное законодательство по церковным делам. В области внешнего права Церкви, т.е. ее правового положения в госуд. и гражд. обществе, воля госуд. власти является суверенным и единственным законодательным источником.

Католическая Церковь отвергает правомерность участия государства в регулировании внутри церковных дел и отношений.

Протестантство - государственная власть является полномочным органом внутри церковного законодательства.

Православного правосознания:

а) Правоспособность законодательной власти государства по внутрицерковным делам

Признается, только если носитель власти православный;

б) Глава государства признавался – мирянином, выступал как совокупный голос всех мирян. Византийские церковно-законодательные акты, подписанные иерархами и императорами, имеют церковный авторитет и силу подписей епископов; государственная подписью придавала им статус гражданских законов, обязательных для подданных. Церконо-законодательные акты, изданные государственной властью самостоятельно, становились законными только после признания со стороны иерархии и народа.

Синодальной система церковного управления, при Петре Великом, ее создатель архиепископ Феофан (Прокопович) вдохновлялся протестантскими теориями госуд. права. «Могуществу монарха» он усваивал неограниченную власть в Церкви «Христианский правитель могут нарещися не только епископами, архиереями, но и епископами епископов».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Понятие о Литургике и цель её изучения. Содержание и формы христианского богослужения.

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.

Собственно, литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

Задача литургики состоит в том, чтобы:

1) Показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, н которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви;

2) Раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл;

3) Объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

Архим. Иоанн (Маслов)

Современные литургисты (прот. Александр Шмеман и архим. Киприан (Керн)) разделяют науку Литургику на три части: -Церковный Устав, -историческая Литургика, - Литургическое богословие

«Историко-археологический подход к науке старается осветить главным образом постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утвари и т.д. Этот подход интересуется возникновением и развитием тех или иных стилей храмоздательства, иконо-писания и т.д. Часто в богословских школах из науки Литургики выделяется особая наука Церковной археологии и истории христианского искусства.

Второй подход уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего Церковного Устава, или Типикона, и теми правилами, и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону.

Третий подход, богословский, смотрит на науку богослужения главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия»

Кашкин А.С.

Богослужебные формы: молитва, чтение, пение, обряды, проповедь. Крестное знамение. Благословение. Обращение к востоку во время молитвы. Покрытие головы. Поклоны. Каждение. Возжжение свеч и лампад

Богослужение есть система обрядовых форм, служащих для проявления вовне религиозной жизни верующих и обнимающих сущность христианской религии. Необходимый признак обряда: форма его и содержание.

Содержание богослужебных форм – религиозное. Богослужение есть органическое соединение и тех, и других форм религиозной жизни. Так как религия - есть союз человека с Богом, обусловливаемый, с одной стороны, чувством немощности человека, с другой же – свойством всесовершенного Существа – Бога, от Которого человек может получать помощь. Таким образом, состав религии составляет деятельность двух факторов – человека и Бога, которые действуют сообразно с своей природой и положением: человек просит Бога о помощи, а Бог помогает. Человек благодарит, славословит, просит Бога; Бог подает помощь ему чрез откровение Своей воли в слове и благодати. Деятельность Бога, направленная на человека, конечно, должна быть понятна для него – чрез слова и действия. Поэтому в богослужении должно различать сторону Божественную (объективную) и человеческую (субъективную). Содержание богослужебных  форм рассматривается с двух сторон – объективной  и субъективной. Объективная сторона религии есть воздействие Бога на человека посредством промыслительных действий Его: сохранения мира и направления его к добру, и в содействии человеку в достижении высших его целей, хранящихся в глубине его духа: истине, добру и красоте – Богу. Для достижения этих целей необходимо, чтобы Сам Бог допустил познать Себя людям. Субъективная сторонав отношении человека к Божеству.

Развитие форм богослужения

Богослужение совершается людьми и для людей; поэтому форма должна быть такою, какую люди употребляют для выражения чувства. Общий характер ее – символизм. Три главных вида или формы символизма:слово, действие и символ.

· Слово в богослужении служит выражением субъективной и объективной сторон религии. Молитва, поучение, благословение, славословие существуют в форме слова. Обилие этой формы объясняется удобством для выражения чувств и многосторонностью. Слово есть членораздельный звук; следовательно, в слове две стороны: членораздельность и звучность. Когда преобладает членораздельность, тогда в богослужении слово есть речь, почему в богослужении чтение. Когда же преобладает звучность, то в богослужении это выражается в песнопениях. Таким образом, богослужение является в форме чтения и пения. Чисто музыкальная форма вследствие ее искусственности не может быть понятна многим. Она есть принадлежность вообще чувства. Поэтому музыка может только сопровождать слово, а не быть самостоятельной формой.

· Действие есть форма выражения внутренней жизни. При действиях необходимы движения, как и при слове, почему слову и дают название действия, а также и действие зовут словом. Следовательно, в общем смысле эта форма тесно связана с первой. Слово входит в действие, оно без него (без видимого жеста) как-то мертво, а при жестах имеет свое особенное значение. Когда не хватает нужных слов для выражения мысли, тогда это доносится движениями. С развитием языка жесты, только по-видимому, получают второстепенное значение; Действия эти входят во все богослужебные формы. В христианском богослужении действия имеют менее значения, чем форма словесная. (Действия выражают или религиозное настроение человека, или служат средством для сообщения благодати, например, благословение).

· Символ. Эта форма не самостоятельная, она входит в первые две как их осложнение. Символом называется внешний знак, указывающий на какую-либо идею. В литургике под символом разумеется предмет, взятый из природы и употребляющийся в богослужении для выражения какой-либо истины (зажженная свеча означает молитву). Символ есть форма культа в широком смысле, а в тесном смысле он есть принадлежность богослужения, осложняющая первые две формы. Символ можно рассматривать подрубрикой литургических действий. Символические действия отличаются только предметом (помазание елеем) или целью (обращение к востоку), что не составляет естественных действий, но составляет переходную ступень от слова к действию – (возведение очей, поднятие рук и прочее). Другие действия – например, стояние есть выражение почтительности и вместе с тем оно указывает на Воскресение Спасителя. В богослужении рассматриваются две формы: символ и действие. Общее свойство всех форм есть символичность, т. е. они суть знаки идей, воплощения содержания; таким образом, содержательность, соответствие идее есть общее свойство форм.

Свойства форм христианского богослужения

Цель формы – передать содержание религии, следовательно, формы иметь свойства - высота и доступность.

Высота заключает в себе еще понятия,зависящие от содержания: истинность, красота и святость.

а) Истинность - формы должны передавать истинное, православное учение.

б) Красота - формы должны быть прекрасны и основание для этого заключается в их содержании и в природе человека. Религиозные формы должны возбуждать религиозное чувство.

в) Святость - литургические формы отличаются Божественным характером. Богослужение имеет целью укрепить волю в добре, формы – сообщить благодать Св. Духа, поэтому они должны быть формами особенными.

Доступность – формы должны быть не сложными, естественны, язык богослужения должен быть доступным и иметь особый стиль.

Из сказанного о содержании и форме богослужения мы можем вывести понятие о его составе. Оно заключает в себе элементы субъективные и объективные. Богослужение служит органом для сообщения благодати, с одной стороны, и средством для выражения религиозного чувства с другой, почему оно есть совокупность латревентальных (песнопения)  и сакраментальных (таинства)  актов. Но и всякое другое богослужение есть соединение тех и других актов.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasnoselcev/lektsii-po-liturgike/

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Билет 2

1. Уставные особенности богослужения субботних дней (12,15 гл. Тип.)

2. Органы приходского управления по действующему «Уставу Русской Православной Церкви».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Особенности богослужения субботних дней:

Глава 12 — особенности субботней службы в случае «Бог Господь». (литург. тема –все святые) Субботняя служба отличается от богослужения в другие седмичные дни в связи с тем, что,

 во-первых, служба субботы имеет нерасторжимую связь с воскресным днем:

-совершается отдание гласа, так что на «Господи, воззвах...» и в конце вечерни поются воскресные Богородичны уходящего гласа.

- всегда на утрени стихословится 16-17 кафизмы т.е. Непорочны - важнейшая часть воскр. богослужения.

Во-вторых, суббота является полупраздничным, небудничный днем:

 - библейские песни праздн. редакции Поем Господеви.

- Ектении после кафизм в субботу всегда должны быть, а в будний день нет.

- в субботу на Литургии всегда изобразительные антифоны.

В-третьих,в Октоихе на ряду находятся некоторые заупокойные песнопения, которые, однако, поются только в том случае, если совершается парастас (заупокойная служба), а если совершается обычная вседневная служба с пением «Бог Господь...» на утрене, то заупокойные песнопения опускаются.

В-четвертых, в большинство субботних дней года (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее) песнопения Минеи предваряют песнопения Октоиха. Потому в данной главе излагаются особенности обычного (т.е. не заупокойного) вседневного субботнего богослужения в период пения Октоиха и говорится, как песнопения Минеи соединяются с песнопениями.

 

Глава 13 — особенности субботней службы в случае «Аллилуиа» (Аллилуя – указание на пост. день, но суб. не м. б. постной, кроме Вел. суб. и Аллил. в субботу-признак заупок. сл.). Здесь излагаются особенности заупокойного субботнего богослужения в период пения Октоиха. В частности, именно этой главой следует руководствоваться при совершении службы на Димитриевскую родительскую субботу.

Вседневные вечерня и утреня, совершаемые в субботу, имеют следующие особенности:

Вечерня Кафизма – 18-я.

Стихиры на «Господи воззвах...»:

1) одного святого (малого или шестеричного) святого на 6; «Слава» – стихира святого;  

«И ныне» –догматик уходящего гласа.

2) двум святым – 3 первого святого и 3 второго святого; «Слава» – стихира 1-го свят; «И ныне» –догматик уходящего гласа.

Входа нет.

Стихиры на стиховне:

Стихиры «мученичны» Октоиха со вседневными припевами вечерни ("К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...»); Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи воззвах...», а припевы, так как они отсутствуют в Октоихе на ряду, берутся из Часослова. После стихир Октоиха иногда по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 6 ноября, 22 января и др.).

«Слава»: святого; «И ныне»: Богородичен 2-го прилож, Минеи (Ирмология) по гласу «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» Богородичен Октоиха.

По «Ныне отпущаеши...»:

1) одному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскр. богород. уходящего гласа;

2) двум святым – тропарь первого святого, «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскр. богород. уходящего гласа.

Утреня по «Бог Господь...»:

1) одному святому – тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне» –богор. воскр. по гл. тропаря святого;

2) двум святым – тропарь первого святого (дважды); «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскр.богор. по гласу тропаря второго святого.

 

Кафизмы утрени – 16-я и 17-я; по каждой из кафизм бывает малая ектения.

Седальны по кафизмам – из Октоиха; по 16-й кафизме на «Слава и ныне» читается воск. Богор. уходящего гласа.

Службы В храме Господском и Богородичном В храме святого
Малому святому канон храма на 6, канон Минеи на 4,  Октоиха на 4; канон Минеи на 6, храма на 4, Октоиха на 4;
Шестеричному святому канон храма на 4, канон Минеи на 6,  Октоиха на 4; канон Минеи на 6, храма на 4, Октоиха на 4;
Двум святым канон храма на 4, канон 1 св. - 3, 2 св.- на 3 Октоиха на 4; канон 1 св. на 6, 2 св. на 4 Октоиха на 4;

 

Катавасия: ирмос 1-го канона Октоиха; поется по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням.

По 3-й песни: 1) одному святому: седален св. (если св. шестеричный, то седален читается дважды); «Слава, и ныне» – богород. Минеи.

2) двум святым: кондак и икос (если есть) 2-го св., седален 1-го св.; «Слава» – седален 2-го св.; «И ныне» – богор. Минеи.

По 6-й песни: кондак и икос святого (если два святых, то первого святого).

По 9-й песни: светилен Минеи (если совершается память двух святых и каждый

имеет свой светилен, то чит. оба светильна подряд); «Слава» – экзапост. Октоиха; «И ныне» – богор. Октоиха.

(Если светилен в Минее отсутствует, то читается экзапост. Октоиха; «Слава, и ныне» – богородичен Октоиха.)

Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (таккак в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»)407; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха.

По «Благо есть...»:

1) одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тр., обозначенный «в конец утрени».

2) двум святым: тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – богор. 4-го прил. Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святому, обозначенный «в конец утрени».

На часах:

1) одному святому – тропарь и кондак святого;

2) двум святым – тропари: тропарь первого святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – богор. часа; кондаки святых попеременно.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 930; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!