Первые теоретики системы физического воспитания



Эпохи Возрождения

 

С XV по XVII вв. ускоренными темпами стали развиваться естествознание, философия, литература, искусство, педагогическая мысль и физическая культура, и они приобрели общественное влияние, и городская буржуазия готовилась сменить строй. Конец феодального строя ознаменовался прекрасным периодом эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения дала физической культуре Западной Европы и мира первые теоретические трактаты по организации физического воспитания. Выразителями прогрессивных идей стали врачи (Иероним Меркуриас), гуманисты (Томас Мор), социалисты-утописты (Томмазо Кампанелла).

Их принципы и цели имели профессиональное отличие и общие сходства:

- они отвергали отношение к телу как тюрьме;

- наряду с отдельными физическими упражнениями (бег, ходьба, фехтование и т.п.) значительная роль отводилась ими подвижным играм;

- они воскресили и распространили передовые методики физического воспитания древности;

- благодаря им восторжествовал идеал гармонично развитого человека;

- пришли к пониманию использования в физическом воспитании средств вольной природы;

- признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями;

- обратили внимание на возрастные особенности занятий физическими упражнениями.

Благодаря этим трактатам в конце XVII века появились первые Реформаты, благодаря деятельности которых были сделаны попытки введения физического воспитания в учебные заведения. Среди них особого внимания заслуживают директор лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611 г.) и чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 г.).

Р. Малкастер в своей книге "Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела" анализирует около 45 различных ситуаций, связанных с воспитанием, причем 2/3 – под углом морали и физического воспитания. Новаторский характер его размышлений обусловлен тем, что физические упражнения и игры трактуются как продукт участия в потреблении культурных благ, с помощью которых можно вести (ничем другим не заменимую) подготовку подрастающего поколения. Малкастер также отмечает, что выполняя задачи физического воспитания, одновременно решается целый ряд других педагогических проблем. Автором также отводится ведущей роли преподавателя. К сожалению, победившая буржуазия смогла использовать только отдельны элементы новаторского учения Ричарда Малкастера.

В работе чешского мыслителя-гуманиста Яна Амоса Коменского "Великая дидактика" были рассмотрены вопросы:

1) воспитание детей дошкольного возраста и подготовки подрастающего поколения;

2) правильности избрания и дозирования физических упражнений для сохранения здоровья и переноски усталости, связанной со школьными занятиями;

3) о включении в плановую программу обучения физической подготовки;

4) на правильность формирования физических упражнений (т.е. полезные);

5) на значимость подвижных игр в физическом воспитании;

6) на важную духовную и эстетическую роль физических упражнений, а не только физически подготавливать.

Работа Я.А. Коменского нашла широкий отклик в новый и новейший период в проведении и организации спортивных состязаний и создание основ современного физического воспитания в школах.

 В своем труде "Мир чувственных вещей в картинках" ряд разделов он посвятил физическим упражнениям: "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом" и т.д.

Учение Д. Локка и его значение

 

Буржуазный период принес в физическую культуру новое направление, которое вот уже на протяжении более 300 лет влияет на многие сферы деятельности человека. Оно было связано с модернизированным отношением к занятиям физической культурой. появился спорт. Спортвысшая форма физической культуры, это специальная подготовка для достижения социально значимых результатов (абсолютного и личного) через соревновательную деятельность. Спорт от лат. "диспортаре" – развлекаться. В международном понимании чаще всего используют англ.термин "olisport" (развлечение), без "oli". Оно отпало с появлением понятия тренировка, связанное с повседневным физическим, техническим, психологическим трудом над собой.

Основоположником новой формы физической культуры явился Джон Локк (1632-1704 гг.), один из величайших мыслителей Англии. В отличие от предыдущих теоретиков эпохи Возрождения, концепция физического воспитания Д. Локка была основана, в основном, на теории Ювенала "В здоровом теле здоровый дух", и поэтому характеризовалась стремлением к рационализму и полезности. Человеку, прежде всего, считал Локк, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом, целенаправленные физические тренировки для преодоления трудностей в общественной и личной жизни (социально значимые результаты). Кроме этого, Д. Локк видел великую силу физической культуры как средства развлечения и отдыха, но считал, что это может осуществлять только человек, ведущий активную деятельность. При этом такой отдых и развлечение за счет физической культуры не является праздностью, а является снятием нагрузки с утомленного тела, ума, т.е. выбором нового направления в жизнедеятельности человека. Создавая свою концепцию физического воспитания, Д. Локк пытался соединить англофранцузские аристократические традиции и мировоззрения нового класса промышленной и торговой буржуазии. Следует также отметить, что Джон Локк классифицировал физические упражнения по целевому назначению: верховая езда – это средство укрепления здоровья, фехтование и борьба – средство самозащиты, подвижные игры – средство формирования характера и т.п. Д. Локк был сторонником естественности в обучении физическим упражнениям: "намного лучше естественная неловкость, чем скопированная желанная поза". Учить физическим упражнениям должен хорошо подготовленный учитель. В своей концепции теоретик высказал и пуританский взгляд, направленный против спортивных состязаний. Проведение состязаний, т.е. демонстрация абсолютных результатов, рекордов, по мнению Локка, было "бесполезным щегольством".

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 961; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!