Основные виды материалов, используемые в работе. Инструменты и приспособления.



Лекция 3/6

Тема 2.6

Плетение макраме

Исторические корни современной техники плетения.

Основные виды материалов, используемые в работе. Инструменты и приспособления.

Основные узлы и узоры в макраме. Типы изделий

Приемы работы в макраме. Элементы плетения. Формирование полотна.

История возникновения и развития плетения макраме

Макраме – самое древнее рукоделие, известное на Земле. Оно появилось, когда возникла необходимость соединить два конца нити. Имеются разные толкования термина «макраме»: в переводе с турецкого слово «макрама» обозначает шаль с бахромой, а с арабского «миграмах» - «шарф, украшенный плетением».

Узелковое плетение возникло в связи с хозяйственной необходимостью. Первобытные охотники из шерсти или трав делали сети. Вначале – безузловые, затем – стали нити скручивать.

Умение вязать на веревке узды и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения к поколению.

В скандинавских музеях можно увидеть перекрученные сети, сделанные из липового лыка. В наши дни такое плетение распространено на Мальте и Канарских островах.

На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов

Такие скользящие узлы вязали рыбаки Перу, жители Океании, африканские рыбаки с р.Конго. Позднее стали применяться нескользящие узлы «рифовый», «ткацкий». Зародились они на северо-западе Европы. Хоть и считают родоначальниками искусства макраме моряков (они знали более 500 узлов), узлы, которые они вязали, были практически необходимыми, и декоративной нагрузки не несли.

Истоки декоративного плетения зародились в Древнем Китае и Японии, где получили распространение тончайшие узорные кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры, шторы, изготовленные из шерстяной пряжи, шелковых, тонких серебряных и золотых нитей. Но археологические раскопки позволили обнаружить зачатки декоративного плетения и в других странах

Некоторые узлы служили жителям еще пять тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так, на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел.  

А дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была притянута веревкой, завязанной декоративным узлом. Изображение геркулесова узла часто встречается на найденных осколках ваз и кувшинов, также он украшал жезл Меркурия

В разное время и в разных странах к искусству вязания узлов относились по-разному. В Древнем Риме – существовал запрет на узлы в одежде, похожая ситуация была и в Лапландии, Ост-Индии. По сей день некоторые народы хранят глубокое предубеждение против завязывания узлов на собственной одежде в особых жизненных ситуациях (бракосочетание, беременность, роды и др).

Древние греки, напротив, были уверены в магической силе геркулесова узла (им перевязывали раны воинам, носили как талисман)

Самые изобретательные мастера плетения древние инки придумали узелковую грамоту, где каждому понятию соответствовал свой узелок. Узелковое письмо было распространено также у древних финнов, китайцев. Задолго до изобретения письменности Кириллом и Мефодием у славянских народов существовало узелковое письмо

Узелки завязывались в нитки, которые сматывались в клубки-книги (отсюда пошли выражения путать смысл, клубок песен, нить повествования, хитросплетение сюжета, завязка-развязка). Хранились эти клубки в берестяных коробках (наврать с три короба) При чтении нить наматывалась на специальные приспособления – «усы» (намотать на ус). Наши предки вели веревочно-узелковый счет при уплате налогов.

В Древней Руси вязать узды, «наузить» - означало колдовать, ворожить. Христианством осуждалось ношение узлов-амулетов. Позже, с полным отмиранием язычества, узлам на Руси стали приписывать и добрые магические свойства. «Калач» (простой узел) символизировал процветание, счастье, изобилие. Два «калача», связанные между собой – духовную связь, супружество, пожелание деторождения. Некоторые народы считали, что при помощи завязывания и развязывания узлов можно вылечить определенные болезни.

Расцвет макраме относят к 9 веку. С этого времени просматриваются традиции создания декоративно-утилитарных изделий способом узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили из друзьям в далеких странах.

В 13-14 веках узелковая техника из стран востока проникла в Испанию (в кафедральном соборе Мадрида найдены рисунки узлов). В результате крестовых походов в 15 веке оно пришло в Италию. Появились тончайшие узелковые кружева, сразу покорившие сердца модниц., для изготовления которых использовали тонкие шелковые нити, золотую канитель, и др. Плетеным кружевом там украшали покрывала, занавески, одежду. Были открыты первые школы макраме.

В Турине в «Доме солнца» Валентина Кавандоли обучала детей 5-6 лет искусству плетения из нитей (в настоящее время существует прием многоцветного плетения, носящий ее имя)  

На картине Сандро Боттичелли «Поклонение Волхов» на одном из персонажей надета шапочка, выполненная в технике узелкового плетения.

 

В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. «Золотым веком» макраме называют викторианскую эпоху в Англии. В это время техника макраме очень широко применяется дл украшения одежды (выполнялись накидки, капюшоны, бахрома, кружево) и интерьера (шторы, покрывала, абажуры). Кружево, плетеное из золотых нитей использовалось в одежде лиц духовного и королевского сана.

В разные эпохи это ремесло называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, шнурок Макнамары, мексиканское кружево, узелковая бахрома, В Европе оно стало называться «макраме» с 19 века в значении «узелковое плетение», Новая волна возрождения макраме относится к 19 веку. В это время в основном выполняются изделия на основе горизонтального репсового узла.

В 20-х годах 20 века получают распространение плетеные ковры, абажуры, ширмы, качалки, гамаки, беседки, плетение широко комбинируется с ткачеством.

В настоящее время также отмечается рост интереса к искусству макраме. В основном оно применяется для оформления интерьеров общественных зданий, а также служит для выполнения дополнений к костюму. Особенно фольклорного, рустикального стиля, который дополняется плетеными сумками, поясами, шляпками.

Основные виды материалов, используемые в работе. Инструменты и приспособления.

При работе в технике макраме используют самые разнообразные материалы, которые по их функциям можно разделить на три группы:

· основные, которые служат для выполнения самого полотна,

· конструктивные, предназначенные для создания объемной формы полотна

· декоративные, служащие для художественного оформления изделия.

В качестве основного материала используется любая веревка или другой текстильный материал. Для плетения используют веревку: бельевую, пеньковую; шнур шелковый, льняной, синтетический, шпагат бумажный, сутаж, леску, нити суровые, льняные, хлопчатобумажные.

Основные требования к материалам– сильная крутка,

прочность

неворсистость.

В случае сильной крутки веревки отчетливо видна фактура узла, а плетеное изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво, а из слабо скрученной веревки узлы будут размытые, нерельефные. При необходимости получения рельефных четких узлов, нить можно предварительно накрахмалить, что придаст ей жесткость и упругость.

Ворсистость веревки не дает возможности четкого прочтения узла, такие нити лохматятся во время работы, поверхность, выполненная из такой веревки не дает представления о фактуре, выглядит сплошной поверхностью.

Непрочные нити могут порваться во время затягивания узла, что вызовет необходимость их наращивания при помощи клея или пришиванием.

Работать с нитями, имеющими скользящую поверхность (синтетическая соломка, шелковые шнурки, капроновая леска) несколько сложнее, на них быстро развязываются узлы, что заставляет затягивать их с большим усилием. Концы шелковистых нитей расплетаются во время работы, чтобы этого избежать, их перед плетением смазывают клеем или оплавляют.

Основное отличие шнура от веревок и канатов заключается, прежде всего, в толщине. Шнур значительно тоньше в диаметре и, соответственно, может выдерживать меньшую нагрузку. По способу изготовления шнуры бывают крученые и плетеные, кроме того, они также изготавливаются с сердечником в середине.

Шпагат – крученное изделие без сердечника.

Сутаж – сдвоенный плетеный шнур с желобком посередине, в котором в качестве сердечника имеются два хлопковых тонких шнура.

Для создания и длительного сохранения объемной формы изделия . а также оформления начального и конечного рядов работы используют конструктивные детали:

- кольца (металлические, пластмассовые, деревянные) – для оформления верхней подвески в кашпо и панно, соединения нескольких частей изделий между собой;

- деревянные планки, на которые навешивают начальный ряд, либо закрепляют конечный

- различные палочки, дощечки, которые служат для той же цели, но позволяют разнообразить внешний вид изделия;

- каркасы – для достижения определенной объемной формы, обеспечения формоустойчивости изделия

- пряжки, служащие для оформления подвесок, а также выступающие регуляторами размеров отдельных частей изделия

Для декоративного оформления, подчеркивания стилевого решения используются также различные декоративные элементы, такие как шары, бусины, цветные нити. При подборе декоративных элементов необходимо обращать внимание на их гармоничное сочетание с основными материалами по цвету, фактуре и текстуре материала, стилю. Так, изделия изготовленные из натуральных материалов (льна, сизаля, пеньковой веревки) лучше сочетаются с декоративными деталями из дерева, керамики, кости, натурального поделочного камня., а изделия из ярких синтетических материалов и отделки требуют такой же – ярких пластмассовых бусин, пряжек, колец и т.д.). Тонкие, изящные изделия из лески, сутажа хорошо сочетаются со стеклянными бусинами, тонкими металлическими кольцами и пряжками.

При работе плетельщику необходимы следующие инструменты и приспособления:

Тяжелая полумягкая подушка. Примерные размеры 400 х 4 х 25 см. Поверхность подушки должна иметь наклон, быть наполнена вытай, синтепоном и др, покрыта плотной тканью неяркой расцветки. Утяжеляют подушку наполнением ее песком, вкладывание внутрь куска свинца или использованием в качестве основы отрезка толстой деревянной доски. Можно работать с подушкой цилиндрической формы (диаметр 12-15 см. длина 30-40 см)

Если изделие предполагается достаточно тяжелое, удобнее основу для навешивания наборного ряда закреплять не на подушке, а на струбцинах, которые закрепляются на столе на небольшом расстоянии друг от друга.

Крючки удобны для подвешивания во время плетения кашпо за начальную петлю

Булавки портновские во время работы держат под рукой, вколов их в края подушки. Ими фиксируются отдельные узлы и фрагменты изделия и придается определенная форма плетеному полотну. Булавки должны быть достаточно длинными и прочными., иметь большие головки.

Ножницы следует иметь большие (портновские – для разрезания мотков нитей, толстых веревок, и средней величины – для подрезания нитей во время плетения, при работе с тонкими материалами).

Сантиметровая лента, которая используется при нарезке рабочих нитей, а также для контроля величины изделия и его частей во время изготовления

Спички, клей – для закрепления концов нитей с целью предохранения их от осыпания во время работы.

Спица или шило для развязывания неправильно завязанных узлов.

Грузики для выравнивания и вытягивания плетеных изделий.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!