Ассортимент материалов основных и уточных нитей.



Для изготовления гобеленов используется шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная и льняная пряжа, а также синтетическое сырье, сизаль, шнуры и другие материалы.

 Особые требования применяются к нитям основы: она должна быть гладкой и прочной. Чаще всего в качестве основы используется хлопчатобумажная, льняная или синтетическая пряжа. Нить основы может быть любого цвета, она не должна иметь выраженного ворса, во избежание засорения им поверхности гобеленового полотна.

Нить утка может быть не очень прочной. Для нее особое значение имеют художественные свойства: разнообразие оттенков, богатство фактуры, необычность внешнего вида. При недостаточно обширной цветовой гамме нитей утка, их можно окрасить в домашних условиях, используя при этом анилиновые красители для шерстяных или хлопчатобумажная пряжи (рецепты крашения указаны на упаковке). Пряжу красят в мотках, перевязывая их в 2-Зх местах, но не затягивая. После просушки пряжа перематывается в клубки.

Вместа нитей утка могут быть использованы рафия или сизалевое полотно. Полоски кожи, меха, иесьма, ленты, даже полоски бумаги или полиэтилена и др.

 

Основные этапы изготовления гобелена. Элементы полотна. Художественные приемы

Техника классического, плоскостного гобелена позволяет максимально точно воспроизводить приемами традиционного ткачества живописный эскиз, выполняемый художником. Эскиз будущего гобелена, выполненный в натуральную величину и в цвете, называется рабочим картоном. Он прикрепляется за рабочей плоскостью (на обратной стороне рамы или на задней плоскости основы).

По традиции, существующей многие тысячелетия, гобелены ткутся репсовым (полотняным) переплетением: нити основы сплошь перекрываются нитями утка. Таким образом, нити основы в гобелене совершенно невидимы (и с лицевой, и с изнаночной сторон). При этом нити утка в состоянии до мельчайших деталей повторить каждый штрих рисунка, каждый живописный мазок, каждый цветовой нюанс. Основой должны служить прочные нити, натянутые на небольшом расстоянии. В качестве нитей утка можно использовать любые толстые нити, которые вдевают в иглу с тупым концом и продергивают через нити основы. Нить укладывают рядами только по ширине одной детали узора, а не по всей ширине изделия.

Узоры ткут либо по схеме, либо по рисунку. Если узор выполняют по схеме, то количество нитей утка и основы зависит от толщины нити. Одному вертикальному ряду знаков схемы должны соответствовать 1-2 нити основы, каждому горизонтальному ряду – 6-7 нитей утка. При выполнении узора по рисунку последний подкладывают под нити основы.

После натягивания нитей основы для их равномерного распределения на пары выполняется уравнительная плетенка (распределительная цепочка). Она помогает удержать нужное расстояние (0,3 - 0,5 см) между основами и лучше закрепляет концевую кромку гобелена. Для этого к нижней перекладине рамы справа привязывается нить, аналогичная по качеству основной. Свободный конец нити прокладывается позади передней плоскости нитей. основы и придерживается левой рукой, при этом в правой руке оставляется незатянутой небольшая петля. Через эту петлю большим и указательным пальцами правой руки захватывается нить для плетенки через каждую следующую пару нитей основы, протягивается в петлю и затягивается. Каждая новая петля будет служить для образования следующей. Набор таких петель по всей ширине основы составит цепочку, конец которой укрепляется на нижней перекладине рамы слева. Цепочка устанавливается параллельно нижней перекладине или плотно прибивается к ней

Выполнив уравнительную плетенку, приступают к ткачеству первой концевой части гобелена (кромки или заработки), которая состоит из нескольких рядов, выполненных репсовым переплетением льняной или хлопчатобумажной пряжей.


Процесс ткачества ведется путем прокладывания нити утка поочередно справа налево и слева направо. При этом нити основы наматывают на картонные шпули или вдевают их в ушко иглы большой толщины.

Цветные утки прокладываются с небольшой слабиной и, таким образом, плавно огибают нити основ. Это способствует тому, что при подбивке полотна, по мере его изготовления, оно не сужается, а также основы не «светятся» сквозь цветной уток. В противном случае, т.е. при прокладывании утка в виде жесткой прямой нити происходит смещение основ, что ведет к вышеуказанным дефектам тканого полотна.

Для уплотнения краев гобелена через 4-6 радов репсового (в некоторой литературе его называют полотняным) переплетения выполняет возврат на 2 - 4 основы — образуют закрайки. Ширина ее  зависит от размеров будущего изделия, но обычно как минимум 2 основы, но не более шести.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!