Представление знаний, рассуждений и задач



 

Представление знаний в системах искусственного интеллекта

 

Основная особенность интеллектуальных систем состоит в том, что они основа­ны на знаниях, а вернее, на некотором их представлении. Знания в данном случае понимаются как хранимая (с помощью ЭВМ) информация, формализованная в соответствии с некоторыми правилами, которую компьютер может использовать при логическом выводе по определенным алгоритмам. Наиболее фундаментальная и важная задача – описание смыслового содержания проблем самого широкого диапазона, т.е. должна использоваться такая форма описания знаний, которая гарантировала бы правильную обработку их содержимого по некоторым правилам. Эта задача называется проблемой представления знаний.

В настоящее время наиболее применимы три подхода к представлению знаний в обсуждаемых системах:

- продукционная и логическая модели;

- семантические сети;

- фреймы.

Продукционные правила – наиболее простой способ представления знаний. Он основан на представлении знаний в форме правил, структурированных в соответст­вии с образцом «ЕСЛИ – ТО». Часть правила «ЕСЛИ» называется посылкой, а «ТО» – выводом или действием. Правило в общем виде записывается так:

ЕСЛИ А1, А2,...,Аn ТО В.

Такая запись означает, что «если все условия от А1 до An являются истинными, то В также истинно» или «когда все условия от А1 до An выполняются, то следует выполнить действие В».

Рассмотрим правило:

 

ЕСЛИ       (1) у является отцом х

                      z является братом у

ТО            (2) z является дядей х

 

В данном случае число условий n=2.

В случае n=0 продукция описывает знание, состоящее только из вывода, т.е. факт. Примером такого знания является факт– «атомная масса железа 55,847 а.е.м.».

Переменные х, у и z показывают, что правило содержит некое универсальное, общее знание, абстрагированное от конкретных значений переменных. Одна и та же переменная, использованная в выводе и посылках, может получать различные конкретные значения.

Знания, представленные в интеллектуальной системе, образуют базузнаний (БЗ). База знаний – один или несколько специальным образом организованных файлов, хранящих систематизированную совокупность понятий, правил и фактов, относящихся к некоторой предметной области. Таким образом, представление знаний – это метод структурирования фактов и отношений для включения их в базу знаний.

В интеллектуальную систему входит также механизм выводов – часть продукционной системы, которая позволяет на основе знаний, имеющихся в базе знаний, получать новые знания.

Проиллюстрируем сказанное. Положим, что в БЗ вместе с описанным выше правилом содержатся и такие знания:

 

ЕСЛИ       (1)  z является отцом х

                 (2)  z является отцом у

(3)   х и у не являются одним и тем же человеком

ТО                   х и у являются братьями

 

                       Иван является отцом Сергея

                       Иван является отцом Павла

                       Сергей является отцом Николая

 

Из представленных знаний можно формально вывести заключение, что Павел – дядя Николая. При этом считается, что одинаковые переменные, входя­щие в разные правила, независимы; объекты, имена которых эти переменные могут получать, никак не связаны между собой. Формализованная процедура, исполь­зующая сопоставление (при котором устанавливается, совпадают ли между собой две формы представления, включая подстановку возможных значений переменных), поиск в БЗ, возврат к исходному состоянию при неудачной попытке решения, представляет собой механизм выводов.

Простота и наглядность представления знаний с помощью продукций обуслови­ла его применение во многих системах, которые называются продукционными.

Семантическая сеть – иной подход к представлению знаний, который основан на изображении понятий (сущностей) с помощью точек (узлов) и отношений между ними с помощью дуг на плоскости. Семантические сети способны отображать структуру знаний во всей сложности их взаимосвязей, увязать в единое целое объекты и их свойства. В качестве примера может быть приведена часть семантиче­ской сети, относящейся к понятию «фрукты» (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Пример семантической сети

 

Фреймоваясистема имеет все свойства, присущие языку представления знаний, и одновременно представляет собой новый способ обработки информации. Слово «фрейм» в переводе с английского языка означает «рамка». Фрейм – это едини­ца представления знаний об объекте, которую можно описать некоторой совокуп­ностью понятий и сущностей. Фрейм имеет определенную внутреннюю структуру, состоящую из множества элементов, называемых слотами, т.е. слот – это элемент фрейма, который представляется определенной структурой данных, процедурой, или может быть связан с другим фреймом.

Существуют и другие, менее распространенные подходы к представлению зна­ний в интеллектуальных системах, в том числе гибридные, на основе уже описанных подходов.

Перечислим главные особенности машинного представления данных.

1. Внутренняя интерпретируемость. Обеспечивается наличием у каждой инфор­мационной единицы своего уникального имени, по которому система находит ее для ответа на запросы, в которых это имя упомянуто.

2. Структурированность. Информационные единицы должны обладать гибкой структурой, для них должен выполняться «принцип матрешки», т.е. вложенности одних информационных единиц в другие, должна существовать возможность установления соотношений типа «часть – целое», «род – вид», «элемент – класс» между отдельными информационными единицами.

3. Связность. Должна быть предусмотрена возможность установления связей различного типа между информационными единицами, которые бы характеризо­вали отношения между информационными единицами. Эти отношения могут быть как декларативными (описательными), так и процедурными (функцио­нальными).

4. Семантическая метрика. Позволяет устанавливать ситуационную близость информационных единиц, т.е. величину ассоциативной связи между ними. Такая близость позволяет выделять в знаниях некоторые типовые ситуации, строить аналогии.

5. Активность. Выполнение действий в интеллектуальной системе должно ини­циироваться не какими-либо внешними причинами, а текущим состоянием пред­ставленных в системе знаний. Появление новых фактов или описание событий, установление связей должны стать источником активности системы.

 

Моделирование рассуждений

Рассуждение – один из важнейших видов мыслительной деятельности человека, в результате которого он формулирует на основе некоторых предложений, высказы­ваний, суждений – новые предложения, высказывания, суждения. Действительный механизм рассуждений человека остается пока недостаточно исследованным. Человеческим рассуждениям присущи: неформальность, нечеткость, нелогичность, широкое использование образов, эмоций и чувств, что делает чрезвычайно трудными их исследование и моделирование. К настоящему времени лучше всего изучены логические рассуждения и разработано много механизмов дедуктивных выводов, реализованных в различных интеллектуальных системах, основанных на представлении знаний с помощью логики предикатов 1-го порядка.

Предикат – это конструкция вида P(t1, t2, ..., tn), выражающая какую-то связь между некоторыми объектами или свойствами объектов. Обозначение этой связи или свойства Р называют «предикатным символом»; t1, t2, ..., tn обозначают объекты, связанные свойством (предикатом) Р, и называют термами. Терм – представление объекта (элемента) описываемого мира.

Термы могут быть только трех типов:

1) константа (обозначает индивидуальный объект или понятие);

2) переменная (обозначает в разное время различные объекты);

3) составной терм – функция f(t1, t2, ..., tm), имеющая в качестве своих аргументов от термов t1, t2, ..., tm.

 

Примеры

1. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» можно записать в виде пре­диката:

                           впадает (Волга, Каспийское море).

«Впадает» – предикатный символ; «Волга» и «Каспийское море» – термы-константы. Мы могли обозначить отношение «впадает» и объекты «Волга» и «Каспийское море» символами.

Вместо термов-констант можно рассматривать переменные:

                         впадает (X, Каспийское море)

или

                         впадает (X,Y).                                    

Это тоже предикаты.

2. Отношение х + 1 <у можно записать в виде предиката А(х,у). Предикатный символ А здесь обозначает то, что останется от х + 1 <у, если выбросить из этой записи переменные х и у.

Итак, предикат – это логическая функция, принимающая значения «истина» или «ложь» в зависимости от значений своих аргументов. Количество аргументов у предиката называют его арностью.

Так, для наших примеров предикат «впадает» имеет арность 2 и при Х=«Волга», а Y=«Каспийское море» истинен, а при Х = «Дон», Y=«Бискайский залив» ложен. Предикат А в примере 2 также имеет арность 2, истинен при Х=1, Y=3 и ложен при X=3, Y=1.

Предикаты могут быть объединены в формулы с помощью логических связок (союзов): («и», конъюнкция), («или», дизъюнкция), ~ («не», отрицание), («следует», импликация), («тогда, и только тогда, когда», эквиваленция).

Ниже приведены таблицы истинности этих союзов, позволяющие определить, истинно или ложно значение формулы-связки при различных значениях входящих в нее предикатов А и В.

Таблица 1.1


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!