Саровский Серафимо - Дивеевский монастырь



 

Первоначально на месте Серафимо-Дивеевской обители находилась Казанская женская община, основанная в 1767 году при Казанской церкви села Дивеева вдовой полковника Мельгунова, монахиней Киево-Флоровского монастыря Александрой. Мать Александра стала первой начальницей общины и управляла ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. [13] С 1825 года, после смерти последнего, по его завещанию, общине стал помогать преподобный Серафим Саровский. Серафимо-Дивеевский монастырь Серафим опекал всю свою жизнь, обитель стала его духовным детищем.

В 1828-1829 годах в Дивееве была сооружена церковь Рождества Христова. В 1842 году Казанская община была объединена с Мельничной Общиной, устроенной преподобным Серафимом, в одну Серафимо-Дивеевскую общину, которая в 1861 году была преобразована в монастырь.

Верховной игуменьей монастыря почиталась сама Богоматерь, а вес настоятельницы считали себя только ее наместницами. [14]

В монастыре было пять храмов. Троицкий собор с приделами во имя иконы Богоматери "Умиление" и Св. Серафима Саровского был заложен в 1848 году на месте, указанном преподобным Серафимом, и освящен В 1875 году. В 1905 году по проекту архитектора А.А. Румянцева был заложен новый собор. Его расписали сестры обители в 1915-1916 годах под руководством художника Парилова, но освящение собора, планировавшееся на февраль 1917 года, не состоялось...

Другими храмами монастыря были церковь во имя иконы Богоматери "Утоли моя печали", Тихвинская церковь, кладбищенская церковь во имя Преображения Господня и домовый храм при богадельне во имя ИКОНЫ Богоматери "Всех Скорбящих Радость".

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Богоматери "Умиление", завещанная монастырю преподобным Серафимом Саровским. Он называл эту икону "Радость всех радостей". Перед этой иконой преподобный постоянно молился, перед ней он и скончался. После того как коммунисты ликвидировали Дивеевский монастырь, чудотворная икона была спасена сестрами монастыря, ее бережно хранили и вновь вернули в обитель после ее восстановления.

В Дивеевском монастыре хранилось множество вещей, принадлежавших преподобному Серафиму - они были перенесены сюда после его кончины. Сюда же был перевезен гранитный камень-валун, на котором молился св. Серафим. После ликвидации монастыря он был разбит.

В Дивеевский монастырь стекалось множество паломников, это была одна из самых известных и благоустроенных русских обителей. [15]

В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря - чудотворная икона

Живоносного источника, гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое - псе было спалено в кучу и сожжено. Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор Живоносного Источника, а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены.

Мощи преподобного отвезли в Москву, и вновь они были обретены в декабре 1990 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где коммунистами был устроен музей религии и атеизма. Специально созданная патриаршая комиссия установила их несомненную подлинность, и в июле 1991 года мощи св. Серафима Саровского были перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь. [16]

 

Монастырь в настоящее время

 

Монастырь сейчас является одним из самых благоустроенных. Считается, что Дивеево - четвертый и последний удел на земле Небесной Игумении монастыря - Пресвятой Богородицы. В обители проживают более ста сестер, открыто пять скитов, где несут послушание еще около семидесяти монахинь. В восстановленном соборе, где покоятся мощи прп. Серафима Саровского, совершаются богослужения. Здесь же хранятся вещи преподобного Серафима: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок. Сохранилась и Канавка Божией Матери, вырытая сестрами обители по указанию преподобного. Сам святой старец говорил о ней: Канавка эта до небес высока. Эту Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому и все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". [17]Каждый день, как и прежде, совершается крестный ход по Канавке Божией Матери после вечернего богослужения. В храме Рождества Христова перед образом Спасителя горит неугасимая свеча. Схимонахиня обители Маргарита, которой в 1996 г. исполнилось 97 лет, была насельницей монастыря до закрытия его Советской властью, она единственная из сестер прежнего Дивеева, дожившая до возрождения обители. Ежегодно 31 июля в монастыре празднуется годовщина второго обретения мощей прп. Серафима, которое состоялось в 1991 г, совершается крестный ход из Дивеева в Саров. В 1996 г. Патриарх Всея Руси Алексий II передал в обитель Евангелие, хранившееся до революции в монастыре и бережно сохраненное православными верующими москвичами.

На территории обители находятся могилы дивеевских блаженных Прасковьи Ивановны (Паши Саровской), Пелагеи Ивановны и Натальи Дмитриевны. В обители без совета с ними ничего не делалось.

На территории монастыря находится единственный и главный собор Пресвятой Троицы. Здесь под сенью кивория покоятся мощи преподобного Серафима. Четыре малахитовых колонны несут пятиглавый золоченный балдахин. Центральная глава в виде островерхого шатра с иконами русских святых в окошках с закомарами. Ниже, посередине фронтона, икона, изображающая стоящего на коленях на камне и простирающего к небу руки преподобного Серафима. Под ней полоска фриза с молитвой мытаря, писанная золотыми буквами на черном фоне: "Боже, милостив буди мне грешному". [18]Над ракой висят лампады изящной работы с инкрустацией и эмалью. Рядом возвышается кивот с иконой явления Царицы Небесной с двенадцатью святыми царицами прп. Серафиму. В Троицком соборе пять престолов. Центральный престол и южные приделы восстановлены и освящены. Иконостас центрального престола завершен отделкой и украшен иконами только в нижнем ряду. Слева и справа от иконостаса два великолепных резных золоченных киота. В одном из них поясная икона преп. Серафима, на другом икона Божией Матери "Умиление", та, которую отец Серафим именовал образом Божией Матери "Радость всех радостей". Справа от киота с иконой преподобного находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, обретенная на Казанском источнике. Далее иконы Богородицы "Утоли моя печали", "Иверская" дивеевского письма; иконы Божией Матери "Достойно есть" с мощевиком евангелиста и апостола Луки и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и другие иконы. Внутреннее пространство храма, устремленное ввысь полукружиями перекрещивающихся парусных арок, удерживается четырьмя мощными столпами. Независимо от массивности архитектурных форм их совершенные пропорции создают ощущение легкости и простора. [19] Вдоль стен храма по периметру идут галереи. По ним можно пройти к двум приделам, расположенным на втором этаже (один из приделов посвящен иконе Владимирской Божией Матери). В монастыре хранятся вещи преподобного Серафима: чугунок; огромного размера бахилы, сработанные руками преподобного; кожаные перчатки, верижный крест, поручи, епитрахиль. собора высится громадная колокольня с золотой, ослепительно сияющей главой. Одни из ближних святых источников - источники матушки Александры и иконы Иверской Божией Матери. Святыней обители является канавка Пресвятой Богородицы, которую при своей земной жизни приказал вырыть преподобный Серафим. "Канавка - это стопочки Божией Матери! - говорил он. - Тут ее обошла Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! - говорила она преподобному Серафиму. - И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не проскочит!" Путь по канавке Богородицы начинается от деревянного креста поблизости бывшей монастырской водокачки и заканчивается у восточного входа в обитель у Нового храма. Отсюда каждый вечер после трапезы совершается крестный ход. [20]


Заключение

 

К 1917 г. был полностью построен новый каменный собор, но освящен т После 1917 г. монастырь разорили, а в 1927 г. окончательно закрыли, храмы разрушили, монахини подвергались преследованиям. Но молитвами Пресвятой Богородицы и всех православных христиан, в 1990 г. после чудесного обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, началось возрождение обители. В 2003 г. восстановили и канавку вокруг бывшей Девичьей общины. И теперь тот, кто пройдет по канавке и прочитает положенное число раз молитву "Богородице Дево, радуйся! ", тот может надеяться на снискание Божией благодати. Ибо Богородица не оставила заступничеством Свой четвертый жребий на земле. Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович, 1759-1833) - один из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви.

Преподобный Серафим Саровский еще при жизни провидел, что будет прославлен в своей святости, провидел даже время года, когда он будет прославлен лето: "У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!" Так и случилось - обретение и перенесение мощей святого состоялось 19 июля (1 августа) 1903 г. при огромном стечении народа. Но в этом же пророчестве предвидел преподобный старец и многие мучения, которым подвергнется Россия: "Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет… такая скорбь, что от начала мира не было!. Ангелы не будут поспевать принимать души!" При этих словах из глаз старца текли слезы…

 


Список литературы

 

1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1999

2. "Преподобный Серафим Саровский" В. Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж. Новг. 2004 с.51

3. Подвиг старца Серафима. Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1

4. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима".М., 2001 г

5. А.Ю. Низовский, Москва "Вече" 2001 год,

6. Серафимо-Дивеевский монастырь. Православная Москва. Москва.

7. Московский Церковный вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1993. № 2-3 (89).

8. Официальный сайт Дивеево www.diveevo.ru


[1] Жизнеописание преподобного Серафима в его «Житие». 6-е издание. – М., 1998.

[2] Подвиг старца Серафима, Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1

[3] Там же.

[4] «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 2001 г

[5] Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X –XX вв.) – М., 1999.

[6] Словарь. М., 1994

[7] А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с215

[8] Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1999.с. 21

[9] «Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж.Новг. 2004 с. 23

[10] Подвиг старца Серафима     Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1.

[11] «Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж. Новг. 2004 С.51.

[12] «Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж.Новг. 2004 с. 51

[13] А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.217

[14] Там же.

[15] А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.216

[16] А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.217,

[17] Серафимо-Дивеевский монастырь. Православная Москва. Москва. 1996. № 9 (69) (март).

[18] Серафимо-Дивеевский монастырь.. Православная Москва. Москва. 1996 . № 9 (69) (март).

[19] Московский Церковный вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1999 . № 2-3 (89). с.7..

[20] Там же. с.7..


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!