Глава 4. Политика династии Цинь в период ихэтуаней



 

Восстание ихэтуаней и последовавшая за ним интервенция держав имели множество печальных последствий. Главная вина за это лежит на империалистах и маньчжурских реакционерах, однако, было бы неверно забывать и об ограниченности ихэтуаней. Питая ненависть к иностранцам, они довольно легко пошли на сближение с собственным правительством, сменив лозунг "уничтожим продажных чиновников" на лозунг "поддержим Цинов". За это они были жестоко наказаны историей и самими Цинами. Сначала маньчжурский двор во главе с Цыси пытался бороться против ихэтуаней, но потом понял, что их можно использовать для искоренения либеральных западнических тенденций.

Характерно, что сторонниками ихэтуаней в правительстве были преимущественно маньчжуры (Цыси, князь Дуань, Ган Ни, Юй Сянь и другие), которые сами являлись для Китая иноземцами и поэтому особенно возмущались проникновением других иноземцев. Кроме того, иностранцы мешали реакционерам полностью устранить Гуансюя и посадить на трон сына князя Дуаня. В конце концов, 10 июня 1900 года Дуань был назначен главой Палаты внешних сношений, а через десять дней маньчжурский двор, опираясь на ихэтуаней, начал осаду иностранных посольств.

Впоследствии, потерпев поражение, Цыси обвинила в этом Дуаня и Жун Лу, которые будто бы приказали ихэтуаням напасть на посольства без ее ведома. На самом же деле, когда Гуансюй сомневался в необходимости объявлять войну державам и сделал рукой предостерегающий жест, вдовствующая императрица обратилась к нему с упреком: "Опустите руку, император, не мешайте!". Известно также, что Цыси увлеклась националистическими суевериями ихэтуаней и по семьдесят раз в день читала вслух их заклинания, после чего Ли Ляньин говорил, что этим уничтожен еще один заморский дьявол.

Война с державами была, конечно, убийственной для Китая, но самой Цыси удалось выпутаться из созданного ею положения. Бежав в город Сиань, она (как обычно, от имени императора) 8 сентября 1900 года издала эдикт о "наказании бандитов", нагло свалив всю вину на ихэтуаней, и начала истреблять их с помощью империалистической объединенной армии. Цыси сначала использовала ихэтуаней для убийства иностранцев, а затем иностранцев - для уничтожения ихэтуаней. Эта измена по отношению к повстанцам была подтверждена так называемым Заключительным протоколом, когда генерал-губернатор Ли Хунчжан от имени Цыси договорился с представителями иностранных держав о казни вождей ихэтуаней, в том числе сановников Гам Ни, Юй Сяня и Чжао Шуцяо, которые прежде действовали по прямым указаниям вдовствующей императрицы.

Во время подготовки заключительного протокола, принесшего Китаю новый позор и колоссальные финансовые убытки, Цыси была озабочена лишь одним - не пострадать самой. Неудивительно, что переговоры о мире вылились в переговоры о наказании "виновницы бедствий" Цыси. Как только державами выдвигались другие требования, цинское правительство принимало их целиком, без всяких возражений". И вскоре императрица получила от насытившихся держав документ о своем помиловании.

В 1901 году князь Цин и сановник Ли Хунчжан заключили с объединенной армией договор, и царствующие особы вернулись на свой драгоценный трон. Прежде обласканный князь Дуань был отправлен на вечное поселение, а его сына, недавно объявленного императорским наследником, разжаловали в простолюдины.

Свое возвращение Цыси ознаменовала указами о реформах: упразднением восьмичленных сочинений и преобразованием Палаты внешних сношений в министерство иностранных дел. Мало того, она даровала некоторую свободу Гуансюю - например, поставила ему трон по правую руку от своего, чтобы император тоже мог присутствовать при решении государственных вопросов. Но Гуансюй знал цену таким реверансам и совершенно не раскрывал рта.

Кроме Гуансюя против восстания ихэтуаней с самого начала выступали и некоторые другие правители Китая: генералы Не Шичэн и Юань Шикай, генерал-губернаторы Лю Куньи, Чжан Чжидун, Ли Хунчжан, сановники Сю и Цзинчэн и Юань Чан. Но для политики Цыси и ее окружения очень характерно, что часть этих сановников (Сюй Цзинчэн, Юань Чан и другие) тоже была казнена правительством - еще тогда, когда оно выступало в поддержку ихэтуаней.

Императрица Цыси, происходившая из маньчжурской династии, вела опасную игру с западными державами и народом Китая, пытаясь остаться при этом невиновной. Она вела выжидательную политику, оставаясь в стороне, ихэтуани же в это время остро нуждались в её поддержке. Императрица, видя что преимущество на стороне иностранцев, без угрызения совести предала ихэтуаней и народ всего Китая.


Заключение

 

На рубеже XIX и XX вв. (1898-1901 гг.) Китайскую империю потрясло народное выступление, известное в истории как восстание ихэтуаней. Оно вспыхнуло в завершающий период процесса превращения домонополистического капитализма в империализм. Лакомым куском для империалистических агрессоров явился Китай. Начав с "открытия" портов в Китае и импорта товаров (главным образом опиума), иностранные державы к концу XIX в. постепенно принялись ввозить в страну капиталы, строить там собственные предприятия, железные дороги, "арендовать" территории и, наконец, оформлять "сферы влияния", что окончательно превращало Китай в полуколонию империалистических держав и угрожало ему полным разделом.

Восстание ихэтуаней было самым мощным из выступлений принадлежавших к типу "старых китайских бунтов". Оно началось в Шаньдуне, затем охватило провинции Чжили, Шаньси и Северо-Восточный Китай, ознаменовалось вступлением ихэтуаней в крупные города - Пекин, Тяньцзинь и др. - и завершилось войной против союзной армии восьми держав, поражением Китая и подписанием "Заключительного протокола 1901 г. ", закреплявшего полуколониальное положение страны.

Главными участниками восстания являлись: китайские крестьяне, ремесленники, транспортные рабочие. В восстании участвовало немало буддийских и даосских монахов, так как борьбу народных масс вдохновляли тайные религиозные союзы.

Антииностранные чувства повстанцев разделяли некоторые китайские феодалы: губернаторы пров. Шаньдун - Ли Бин-хэн, Чжан Жу-мэй, губернатор Шаньдуна, а затем Шаньси - Юй Сянь, губернатор пров. Хэйлунцзян - Шоу Шань, крупные сановники, представители знати, приближенные к императорскому двору, полные честолюбивых замыслов - прорваться к власти, осуществлению которых препятствовали иностранцы. Как в каждом стихийном выступлении, в восстании участвовали и люмпен-пролетарские элементы, вносившие в него анархические, разбойные черты.

В движении ихэтуаней можно выделить три крупных этапа. Первый - от начала восстания в пров. Шаньдун до захвата войсками иностранных интервентов фортов Дагу; на этом этапе повстанцы вели самостоятельную борьбу против иностранцев. Второй - от падения фортов Дагу до капитуляции цинского правительства (август 1900 г); этап союза правительства с ихэтуанями, войны Китая с державами. Третий - окончательная расправа с восстанием, заключение мирного договора (сентябрь 1901 г).

Восстание ихэтуаней потерпело поражение. В тот период не сложились еще объективные условия для успешного завершения освободительной борьбы. Отсутствовал передовой класс, который мог бы возглавить движение: пролетариат как класс еще не сформировался; слабость буржуазии не позволяла ей правильно оценить значение выступления ихэтуаней, более того, она осуждала его; попытки некоторых ее представителей установить контакты с повстанцами не увенчались успехом. Китайские феодалы во главе с консервативной кликой Цыси, в какой-то мере использовавшие патриотическое освободительное движение и на определенном этапе возглавившие его, преследовали свои классовые и корыстные групповые цели, не способны были вести с империалистами последовательной борьбы. Группа феодалов (большинство губернаторов и наместников провинций Южного и Восточного Китая) открыто объединилась с иностранными державами, чтобы не допустить распространения восстания на весь Китай.

Движению ихэтуаней свойственны организационные и идеологические слабости. Прежде всего, оно проходило стихийно, повстанческие отряды были разобщены. Характерной чертой движения являлась мистико-религиозная оболочка. Большинство повстанцев, почти безоружных и неорганизованных, возлагало надежду на потусторонние силы. Ненависть к иностранным захватчикам доходила у ихэтуаней до огульного отрицания всего иностранного, они рушили все, что появилось в Китае в результате проникновения иностранцев: современные здания, железные дороги, телеграфные столбы. Ихэтуани потерпели поражение, главным образом, в результате отсталости Китая.


Список литературы

 

1. Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М.: Центрполиграф, 2008.

250 с.

2. Сунь Ятсен Настоящее и будущее Китая // "Русское богатство", №5. Эксмо, 2007

3. Андреева С.Г., Антимиссионерские выступления в Китае во второй половине XIX века и особенности положения Пекинской духовной миссии. - В кн.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция // Институт востоковедения. М.: 2004. - с.116-125

4. Андреева С.Г., Отношение российской дипломатии к миссионерской деятельности русской (православной) духовной миссии в Китае (конец XIX - начало XX в) Общество и государство в Китае. Тридцатая научная конференция. М.: 2005. - с.45-53

5. Будко А.А., Роль и место геомантии в строительном деле традиционного Китая // Общество и государство в Китае. Тридцатая научная конференция. М.: 2003 - с.241-253

6. Васильев Л.С., История Востока, Т.2, М.: АСТ, 2004. - 470 с.

7. Де Гроот Я.Я.М., Демонология древнего Китая. - СПб.: Прогресс-VIA, 2005. - 210 с.

8. История Китая: Учебник. - М.: Торсинг, 2006. - 153 с.

9.В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, Т.4, М.: Наука, 1975. - 380 с.

10. Лю И-бин, Описание движения ихэтуаней в провинции Шаньдун // "Шаньдун шэнчжи цзыляо", 2000, № 2

 


[1] Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М., 2008, с. 98-102

[2] Андреева С.Г. Отношение российской дипломатии к миссионерской деятельности русской (православной) духовной миссии в Китае (конец XIX – начало XX в.) Общество и государство в Китае М., 2004, с. 65

[3] Сунь Ятсен Настоящее и будущее Китая // “Русское богатство”, 2007, №5, с. 16

[4] Андреева С.Г. Антимиссионерские выступления в Китае во второй половине XIX века и особенности положения Пекинской духовной миссии.//Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Институт востоковедения. М., 2004, с. 116-125.

[5] Будко А.А. Роль и место геомантии в строительном деле традиционного Китая/ Общество и государство в Китае. Тридцатая научная конференция. М., 2003, с. 241-253

[6] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.2: Учеб. по спец. “История”. М., 2004.

[7] Лю И-бин, Описание движения ихэтуаней в провинции Шаньдун//«Шаньдун шэнчжи цзыляо», 2000, № 2, с. 54.

[8] Ленин В.И., Китайская война//Полное собрание сочинений, т. 4, с. 379.

[9] В. И. Ленин, Горючий материал в мировой политике//Полное собрание сочинений, т. 17, с. 179.

[10] Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М., 2008, с. 121

[11] Де Гроот Я.Я.М., Демонология древнего Китая. СПб., 2005, с. 109-110

[12] История Китая: Учебник. М., 2006, с.82-95

[13] Андреева С.Г. Антимиссионерские выступления в Китае во второй половине XIX века и особенности положения Пекинской духовной миссии. – В кн.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Институт востоковедения. М., 2004, с. 116-125.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!