Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования



Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование)

Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей.

В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудияоформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая весна», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», В.Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:

Методика 1. « Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.

Методика 2. « Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.

Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.

Методика 1.

Беседа с детьми проводилась индивидуально.

Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Шишкина «Перед грозой» (приложение №1), и ответить на ряд вопросов:

1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:

a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?

b) Как он выделил главное?

c) Почему именно это художник выделил в картине?

2. Линия горизонта:

a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?

b) Чего в картине больше: земли или неба?

c)  Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?

3. Многоплановость:

a) Какие предметы в картине написаны далеко?

b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?

c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?

4. Формат:

a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?

b) Почему именно так художник положил лист?

В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.

Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования (приложение №2).

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;

2. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;

3. Что хотел показать художник, написав эту картину.

Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:

· Высокий уровень – отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;

· Средний уровень – отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;

· Низкий уровень – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №3).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но не имея достаточно знаний не смогли этого сделать. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни высокий средний низкий
Процентный показатель (%)  - 50% 50%
Количество  детей 10  - 5 5

 

Методика 2.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Ход обследования: детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Весенний лес».

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Зарисовывает всю поверхность листа;

2. Прорисовывает линию горизонта;

3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей мы выявили следующие уровни:

· Высокий уровень - зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;

· Средний уровень – частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;

· Низкий уровень – недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.

После занятия работы детей (приложение №4) анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №5).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%)имеют низкий уровень; 5 детей(50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось.

Таблица 2.

Уровни высокий средний низкий
Процентный показатель (%)  - 50% 50%
Количество  детей 10  - 5 5

 

Таким образом исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования находится на среднем и низком уровне. Одной из причин этого является то, что в программе «Детство», по которой работает ДОУ №19 не отводится достаточно часов, и поэтому не осуществляется систематической работы в этом направлении.

Анкетирование для родителей.

Инструкция: Было составлено восемь вопросов:

1.  Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?

3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?

4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?

5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?

7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?

8. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?

На них предлагалось ответить родителям «да» или «нет» (приложение №6).

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!