ТОРЖЕСТВО ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ КАРАВАН-САРАЯ



30-е августа 18-го года, торжественный день тезоименитства Его Императорского Высочества наследника цесаревича Александра Николаевича, ознаменовано в Оренбурге особого рода празднеством, бывшем по случаю открытия и богослужения в устроенной при башкирском Караван-сарае магометанской мечети.

Празднество это, данное собственно магометанам, по отличительному характеру своему от обыкновенных праздников в России заслуживает внимание тем более, что цельно его было не одно всенародное увеселение, но, во-первых, чтобы показать магометанам, что правительство, пекущееся о благосостоянии народа всех вер, исповедуемых в империи, заботится и о благосостоянии храмов их, желая, чтобы каждый подвизался в правилах своей религии, как источнике добрых дел, а, во-вторых, чтобы, доставя магометанам приятное для них зрелище конной скачки, произвести вместе с тем соревнование между кочующими инородцами, обладающими огромными табунами, могущее иметь полезное следствие — умножение скаковых лошадей.

Здесь нелишним будет сказать прежде несколько слов о самом Караван-сарае и мечети.

Начальство Оренбургского края в постоянной заботливости об устройстве Башкиро-мещерякского войска во всех отношениях, зная, что башкиры, приезжающие в Оренбург по своим надобностям, нуждаются иногда в приискании для себя пристанища, и желая отвратить это неудобство, в 1836 году предприняло построить здесь общественный башкирский Караван-сарай, а при нем воздвигнуть, в числе других общеполезных заведений, войсковую соборную мечеть, дабы с удобством бесплатного помещения приезжающим сюда мусульманам дать средство и к исполнению обрядов их веры, так как одна приходская мечеть не в состоянии вмещать в себя всех живущих в Оренбурге и прибывающих магометан.

По объявлении об этом в войске многие из поселян изъявили добровольное желание на пожертвования, составляя довольно значительную сумму, усилили для сооружения мечети и приглашения их средств к приведению в исполнение предприятия, которое, впрочем, и без того не могло быть отменено при способах, какие имело начальство. Постройка Караван-сарая начата в 1838 году и окончена в 1841 году, так что в конце этого года помещено уже здесь войсковое управление. Одно из замечательнейших, можно сказать, зданий в Оренбургском крае — башкирский Караван-сарай построен правильным квадратом по плану, составленному знаменитым архитектором Брюлловым, и находясь на открытом месте вне города, служит украшением предместий города Оренбурга, со многими помещениями для различных предназначений. Прекрасный легкий минарет в виде колонны высотою до 50 аршин, из белых изразцов на гранитном пьедестале, разделяет фасад здания, обращенной к крепости, по обеим сторонам его двое ворот на довольно обширный двор, посредине коего каменная восьмиугольная мечеть простой, но величественной архитектуры в одинаковом стиле с главным корпусом, окружающим ее, могла достойным образом занять место между мечетями Константинопольскими и отделана особенно изящно под мрамор внутри.

Овальный купол с лепными фантастическими фигурами, сиянием и звездами под золотом на голубом поле, прорезан восемью стрельчатыми окнами, в которые через разноцветные стекла, вставленные в узорчатые рамы, падает на белые стены и отражается удивительно приятный свет.

В нишах по стенам изображены на арабском языке золотыми литерами тексты из Алкорана, избранные оренбургским муфтием.

В одном углу поставлена кафедра, возвышающаяся на 12 ступеней от пола.

Но всех блистательнее люстра с 72 бронзовыми подсвечниками, кроме которой по стенам укреплены еще восемь меньших — хрустальных же в бронзе подсвечников.

Чтобы дать полное понятие о богатстве этой люстры и сколько она придает эффекта прекраснейшей мечети, довольно сказать, что за нее заплачено в С.-Петербурге 6000 рублей ассигнациями. Так как совершенная отделка мечети окончена в нынешнем только году, то военному губернатору угодно было открыть в ней давно ожидаемое мусульманами богослужение с приличной церемонией.

К назначенному для этого дню приглашен был командующим Башкиро-мещерякским войском из Уфы высокостепенный муфтий и вызваны начальники ближайших к Оренбургу башкирских и мещерякских кантонов с некоторыми из чиновников их ведомства и народом. Вместе с тем объявлено было о предположенной начальством в тот же день конной скачке — любимейшем увеселении кочевых народов и приглашены через представителя оренбургской пограничной комиссии обитатели Киргизской степи

Приглашение не было отвергнуто, несмотря на дождливую и холодную погоду, продолжавшуюся несколько дней подряд, и на то, что в этом месяце магометяне держали уразу (пост), башкиры, мещеряки и киргизы из весьма дальних мест приехали в Оренбург: некоторые собственно для богомолия, а другие вместе с тем и для участия в скачке, приведя с собой лучших скакунов своих. 30-го числа с самого утра погода, перед тем ненастная, совершенно переменилась и, как будто нарочно, только на один день, в продолжение которого хоть не совсем было тепло, но солнце не помрачилось ни одним облачком.

В девять часов утра перед разводом на плац-парадном месте представлены были г. корпусному командиру все прибывшие в Оренбург кантонные начальники и другие чиновники Башкиро-мещерякского войска — некоторые из султанов и почетные из киргизов.

В числе назначенных к корпусному командиру ординарцев явились конные из башкир — офицеров, урядников и казаков, в национальном костюме: в кафтанах красного сукна, обшитых у первых двоих золотым позументом и сверху в медных кольчугах и таких же на головах касках, из коих офицерская отличалась красным пером.

По окончании развода, когда корпусной командир и парад отправились в церковь к литургии, муфтий с магометанским духовенством и кантонные начальники с чиновниками возвратились в

Караван-сарай, куда вскоре собрались и все магометане в ожидании начала молитвы их.

После молебна г. корпусной командир в сопровождении штаба, генералов, штаб- и обер-офицеров, составляющих многочисленную свиту, изволил прибыть в Караван-сарай в 12 часов и в это время, после приветствия духовенству и народу, муэдзин провозгласил с минарета часть молитвы. С благоговейным видом, в «тройном порядке сотни магометан, разумеется, одних мужчин, встали или, лучше сказать, сели по своему обыкновению, на колени перед дверьми мечети, между тем как муфтий и окружающиего ахуны, имамы и азанчеи, остановись на крыльце мечети несколько минут, продолжали пение молитвы. Потом дверь отворилась и вслед за муфтием вошли в мечеть все духовенство, чиновники, как из башкир и мещеряков, так и из киргизов, равным образом почетнейшее купечество из татар и бухарцев.

Молебствие происходило в присутствии г. корпусного командира и других особ и продолжалось не менее часа, после чего муфтий сказал народу приличествующее в настоящем случае слово. Тем кончилась церемония открытия меЧети.

В это время приготовленные для скачки лошади отправлены лод надзором одного из башкирских чиновников на назначенный .пункт за 25 верст по почтовой дороге к Сакмарской станице, от которого должны были пуститься скакать.

В четыре часа пополудни около того места, где оканчивалось расстояние, определенное для скачки, и было приготовлено угощение народу, не говоря о магометанах низкого класса, которые в множестве заранее находились уже там, собралось большое число зрителей всякого звания, а потом посетили как г. военный губернатор, так и многие из гг. генералов и других особ с семействами.

В ожидании появления скакунов составилось общее гуляние при звуках батальонной музыки.

Между тем расставлены были назначенные в награду лучшим из скаковых лошадей, число которых доходило до 200, призы, заключавшие предметы: а) приготовленные на счет суммы, присланной для того от г. военного губернатора к командующему войском, три суконных кафтана разных цветов, обшитые два золотые и один серебряным галуном и два бухарских халата; б) доставленные от председателя пограничной комиссии генерал-майора Лазыжинского серебряный кубок, золотой перстень с эмалью, рожок серебряный, тюбетейка алого бархата с серебряным галуном и кусок шелковой материи и в) пожертвованный 1-й гильдии купцом Деевым- верблюд.

Все эти предметы розданы в числе шести призов. Остальное время вечера до заката солнца употреблено между простолюдинами на борьбу, сопровождающую всегда подобные гулянки между магометанами.

Отмечавшиеся особенной ловкостью в этом искусстве получили: также приличные награды.

Затем предложено было магометанам обильное угощение, свойственное азиатам и, надобно думать, что они остались довольными.

МАНИФЕСТАЦИЯ БАШКИР

27 июля, по случаю окончания Башкирского областного съезда», была устроена манифестация. В 12 часов дня все делегаты, участвовавшие в съезде, собрались на площади около номеров «Урал»-со знаменами. Были знамена Башкирского областного съезда с надписями: «Да здравствует Башкирия», «Караван-сарай — наше достояние», «Башкирское достояние, отобранное насильственно, — обратно» и знамена Оренбургского мусульманского общества коммерческих служащих «Наша сила — в единении» и Оренбургского-мусульманского бюро «Да здравствует культурно-национальная автономия». Появление солдат мусульман с музыкой, доказывающее степень их национального самосознания, вызвало у собравшихся энтузиазм.

Всего манифестантов было около 300 человек, и они со знаменами направились к зданию Оренбургского мусульманского бюро, где их встречал представитель бюро Бурган Шараф, который в своей приветственной речи сообщил им о полученных из Казани телеграммах об аресте Крымского муфтия и командира Крымского мусульманского полка и призывал к сплочению сил для противодействия все усиливающейся реакции. Представитель Оренбургского мусульманского военного комитета, приветствуя манифестантов, заявил, что солдаты-мусульмане, преодолевая всякие препятствия, защищающие Родину, сумеют славно выполнить и свой долг перед своей нацией. Заявление это вызвало бурное одобрение манифестантов. С приветствием выступил и представитель Оренбургского мусульманского общества коммерческих служащих.

Затем началось шествие, и оно взяло направление к Николаевской ул. по Гостиннодворской. Произносились «такбиры», сопровождающиеся музыкой и единодушным «ура» и привлекающие по дороге массу участников — солдат и женщин, на приветливых лицах которых сияло выражение: мы с вами и вы будете с нами. Да здравствует Башкирия. Потом шествие повернуло обратно на Кириловский пер., а оттуда прошло мимо Епархиального училища на Неплюевскую. Перед войсковым хозяйственным управлением манифестантов встречал с приветственной речью наказной атаман Мальцев со своими товарищами. Манифестанты поблагодарили его.

Шествие опять повернуло на Николаевскую, а затем на Телеграфную и по последней направились к Караван-сараю. Дружные возгласы у входа в Караван-сарай, что Караван-сарай — наше достояние, ярко показывали сплоченную воедино силу. По окончании азана, которым призывал муэдзин с минарета к молитве, манифестанты произнесли три раза «такбир» и со словами «Караван-сарай — наше достояние», «Башкирское, насильственно отобранное, — обратно», вошли во двор Караван-сарая. Там, во дворе, их встречал Нигматулла-хазрет, который после приветствия манифестантов познакомил с историей Караван-сарая.

Затем была совершена молитва в мечети, после чего представители-башкиры выражали благодарность прихожанам, затратившим в разное время на ремонт мечети 7000 рублей. Тариф Камалов тут же обещал пожертвовать в пользу Караван-сарая по переходе его к башкирам 10000 рублей. Манифестанты, глубоко затронутые обещанием, поблагодарили его.

По выходе из мечети манифестантов приветствовал товарищ Оренбургского губернского комиссара Еникеев. Такие приветствия были произнесены и другими.

Все совершавшееся показало стремление башкир: «Да здравствует Башкирия», «Караван-сарай — наше достояние», «Да изойдет солнце свободы национальности», «Будем сплоченными» и «Долой предателей!».

Да здравствует свобода. Да здравствует национальное самоопределение!


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!