Традиции и события семейного значения.



Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании идейно-нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры советского человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях семейного общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.

События общенародного значения - революционные праздники, юбилеи, текущие важные события - касаются каждой семьи. Традиционно во всей нашей стране отмечают годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День Советской Армии и Военно-Морского Флота и другие памятные для нашего народа дни. С меньшим историческим сроком, но не менее, а в некотором роде и более яркой стала традиция празднования 9 Мая - Дня Победы. Всё более прочной традицией становится празднование профессионально-трудовых праздников. По-разному в семьях относятся к этим событиям общенародного значения. В одних семьях стало традицией в наиболее важные дни общенародных торжеств дарить друг другу памятные подарки, в других - лишь готовиться к праздничному застолью, а в-третьих - организовать коллективный культурный отдых. Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых.

Воспитательный эффект соблюдения этих важных традиций не только в масштабе страны, республики, города, каждого села, но и в каждой семье зависит от нравственно-эстетического колорита. В некоторых семьях существует такая традиция: ко дню 8 Марта дети матерям и бабушкам, мужчины - женам, сестрам, матерям втайне готовят подарки, которые выкладывают на видном месте к утру. В некоторых семьях матерей и бабушек освобождают от домашнего труда на весь день, отдавая дань уважения их повседневным домашним заботам и хлопотам. Всё в такой день важно: оригинальность подарка (особенно сделанного детьми своими руками), красиво накрытый праздничный стол, эмоционально насыщенный тост за праздничным столом и т. д. Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой.

В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в Советскую Армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п.

Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке и не только в семейном масштабе, но некоторые из них - в каждой семье по-своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по-разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.

Многие родители, празднуя день рождения сына или дочери не умеют сделать этот торжественный день семейным праздником. Они думают обо всём - об угощении, об убранстве комнаты, о приглашении гостей (как бы кого не забыть!) - и забывают главное: что надо сделать, чтобы сын (или дочь) с нетерпением ждал своего праздника, чтобы это был именно его праздник, чтобы он с благодарностью думал о людях, которые подарили ему в этот день много радости.

В дни семейных торжеств их «виновникам» принято преподносить подарки. Это очень хорошая традиция. Но с точки зрения нравственно-эстетической культуры далеко не одинаковым оказывает их предназначение, и порядок их вручения, и их последующая судьба. Ведь не секрет, что часто взрослые, собираясь на рождения детей своих родственников или знакомых, думают не о том, какую ценность для именинника будет иметь их подарок, а о том, как бы не ударить в грязь лицом перед взрослыми.

Относительно этих семейно-бытовых традиций существуют основные общепринятые правила. Сложнее с такими, как празднование начала и окончания трудового пути, учебного года детьми. В трудовых, особенно производственных, коллективах установилась прекрасная традиция посвящения в рабочие, торжественные проводы ветеранов труда на заслуженный отдых. Эти памятные для людей дни в их семьях или совсем не отмечаются, или отмечаются очень плохо. Но в тех семьях, где об этих событиях не забывают нужно всё делать так, чтобы этот день был действительно памятным в первую очередь для того, кто опять-таки является его «виновником». Первый день школьной жизни для первоклассника должен быть особо значимым. И эту значимость необходимо подчёркивать. Каждый взрослый в семье должен поинтересоваться какое впечатление на первоклассника произвела школа, новые товарищи, первые уроки, учительница.

Окончание учёбы в школе завершается выпускными вечер, у выпускников есть очень хорошая традиция: в этот вечер собираются в каком-либо памятном месте, посвящают друг друга в свои замыслы, дают обещания в верности дружбе и т. п.

Хорошей традицией в трудовых коллективах стали проводы на пенсию. Однако с повышением у людей жизненной и трудовой дееспособности всё чаще перед ними возникает вопрос: чем же заниматься дальше? Поэтому не случайно, когда это событие празднуется в семье, близкие, родственники, друзья не только вспоминают трудовые заслуги ветерана, но и строят планы на будущее, причём планы не пассивного безделья, а активной жизненной деятельности. Несомненно, за праздничным столом во время этого семейного события не обходится без шуток, воспоминаний, притом самых различных, забавных, поучительных.

Совершенно изменилась в нашем обществе такая семейно-бытовая традиция, как проводы на воинскую службу. Ушли в прошлое оплакивания, горестные сетования на злосчастную судьбу, печальные песни и прощания. Сейчас проводы сопровождаются бодрыми напутствиями, оптимистическими пожеланиями, шутливыми советами. И если уж где-то всплакнёт втихомолку мать, то по естественной причине - двух-трёхлетней разлуки с сыном. Однако эта традиция ещё часто не обходится без выпивок, превращающихся у некоторых «щедрых» родителей в настоящую попойку. Вот против этого и надо бороться как можно эффективнее.

Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. В любой сфере конкретными формами нравственных отношений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, признательности, великодушия, соучастия, сопереживания, любви, верности и т. д.

В каждой семье вырабатывается определённый стиль и характер взаимоотношений, а если он приобретает такие черты, как стабильность, эталонность, то те или иные взаимоотношения превращаются в привычные. И мы вправе говорить о них как о традиционных. Есть немало семей, в которых успехи и неудачи каждого члена семьи (как взрослых, так и детей) переживаются совместно. Если кто-то в семье заболел, ему стараются помочь и оказать услугу все, причём не только в лечении, но и в служебных и учебных делах. Эти маленькие семейные традиции - неотъемлемый элемент нравственно-бытового семейного уклада, без чего не может быть сформирована и высокая нравственная культура личности.

В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга.

С увеличением свободного времени проблема досуга становится всё более важной социальной проблемой. Время досуга - это свободное от работы или другой обязательной деятельности время. В это время человек свободно выбирает те иные занятия или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Досуг можно классифицировать как активный и пассивный, культурный и бескультурный, индивидуальный и коллективный, семейный, школьный, общественный, увлекательный и разнообразный и т. п. В любом случае досуг связываете со свободным временем.

Стремление к увеличению объёма свободного времени каждым членом семьи - явление закономерное. Но объём свободного времени ещё не характеризует уровня культуры его проведения.

С ростом образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает советская семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга.

В организации культурного досуга большое место занимает в настоящее время телевидение. Но неумеренный просмотр телепередач детьми нередко приводит к крайне нежелательным последствиям. У детей не только портится зрение и ухудшается здоровье, но и вырабатывается «всеядность» информации, притупляется эмоциональное восприятие. Запрещение смотреть все подряд телепередачи ничего не даст, если родители не будут стремиться разумно направить деятельность ребёнка в часы досуга. Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей.

Семейный досуг занимает особое место в развитии нравственно-эстетической культуры. В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всём, от понимания того, что время - это то богатство, которое ничем не восполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого общежития. Необходимо помнить, что самыми сильными средствами формирования духовного богатства детей являются чаще всего не формальные воспитательные воздействия, а косвенные: чтение и рассказывание сказок.

Разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций.

Для формирования эмоционального мира детей (да и взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией.  

 

Родовое древо

Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи - важнейшее условие его психического развития.

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Всем ходом беседы желательно подвести ребёнка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Целесообразно предложить детям перечислить, какие добрые дела делают их родные и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно же, нужен наглядный материал. В данном случае это нарисованное древо, где видны корни, ствол, ветки и плоды. Корни - мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол - мама и папа родителей ребёнка, ветки - мама и папа самого ребёнка, а также его дяди и тети, а плод - сам ребёнок.

Древо раскрашивается. Над каждым из них работают все вместе: дети, воспитатели, родители. Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких сверстникам, родственникам. А самое главное, это служит установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают».

 

Не первый ты.

Но крайний ты.

С. Викулов

 

Ствол служит опорой для кроны, в нём совершаете сокодвижение. В этом смысле перед каждым из людей стоит такая же задача. Каждый из нас является проводником родовых «соков» к следующим поколениям. Дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле точно так же, как и род с подгнившим нутром неустойчив.

Наиболее распространенная форма записок «о своей жизни» - ведение дневниковых записей. Многие школьники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Или кто-то просто бессознательно кому-то подражал.

Дневники великих людей - это, как правило, необычный взгляд на жизнь, откровения, касающиеся творческого процесса, взаимоотношений с другими известными личностями. Порой они бывают гораздо интереснее творчества писателя, которое предназначалось для читателя, зрителя. Часто дневники содержат планы будущих произведений, иногда дополняют их, помогают нам глубже понять автора.

Даже простое установление имён в родословной приносит глубокое удовлетворение нашему историческому чувству. Мы осознаем, что за каждым именем стоит целая жизнь, эпоха, наполненная разного рода событиями, но пока мы находимся на пороге истории собственного рода и нам всё прочее неизвестно, мы можем лишь чем-то фантазировать, что-то домысливать, ожидать.

Прошлое носит характер не просто таинственный, но почти мистический. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

Малоизвестный, но очень талантливый русский поэт начала ХХ века С. Копыткин назвал это чувство «таинством рода». Конечно, здесь значение слова «таинство» употреблено не в том смысле, который носят семь христианских таинств, но в смысле таинственности, чего-то недоступного нам.

В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.

Рано или поздно все мы сталкиваемся с таинством смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожита земная жизнь. Но вместе с тем и от молитвы за умершего христианина.

Непреложной обязанностью православного человека является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чём угодно, но только не на отпевании.

 


Глава 2. Теоретические основы патриотического   воспитания старших дошкольников.

 

2.1Семья, как специфическая среда для воспитания

                              патриотических чувств.

 

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной воин, в послевоенные годы. По словам педагога В. А. Сухомлинского, никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания чувств и убеждений у детей.

Чем глубже любовь и гордость детей за своих родителей, уважение их боевых и трудовых заслуг, тем значительнее роль этих чувств в воспитании любви к Родине. По убеждению В. А. Сухомлинского, без воспитания этих нравственных качеств, которые развиваются на основе любви к своим родителям, трудно воспитать патриотические взгляды, чувства, убеждения.

Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседы-воспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии (письма, дневники, фотографии и др.), а также сами отправляются с классом, где учатся их дети, по фронтовым и партизанским дорогам.

 

.... нельзя утверждать, что родители не     

хотят видеть в своих детях духовно

богатых, нравственно чистых людей –

настоящих патриотов своей Родины.

Но как воспитать такие качества, не все

отцы и матери хорошо знают.

П. М. Машеров

 

Для воспитания детей убеждёнными патриотами нужна целенаправленная и вдумчивая работа родителей в семье. Патриотические чувства у детей надо своевременно вызвать (пробудить), надо знать, в каком возрасте и как их лучше всего формировать.

Одно из направлений - выработка нравственно-психологической настроенности и готовности детей к труду, укреплению и защите своей Родины.

Динамика социокультурных преобразований в Республике Беларусь актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.).

Патриотизм мы определяем как нравственное качество личности, имеющие сложную структуру и содержание. В его структуре выделяют ряд компонентов:

• потребностно-мотивационный;

• интеллектуально-эмоциональный;

    • поведенческий;

    • волевой.

В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом ценаправленного воспитания, и дошкольное детство благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.

Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной.

В средней группе дети должны знать название города, в котором живут, домашний адрес, название улицы, на, которой находится детский сад, 6лизлежащие улицы, уметь ориентироваться на знакомой улице.

В старшей группе дети должны овладеть полным объёмом знаний о городе.

Формирование знаний, интересов и отношений дошкольников к Родине осуществляется в основном в процессе организованных занятий с детьми.

При их организации следует учитывать, что не сумма разрозненных отдельных занятий, не их количество определяют педагогическую ценность проводимой работы, а их целесообразная взаимосвязь, устремлённость на достижение определённых воспитательно-образовательных задач.

При организации работы по формированию у дошкольников знаний о Родине следует учитывать, что главное заключается не в том, что6ы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы у них возникли определённые чувства и отношения к явлениям советской действительности.

Важной формой работы по ознакомлению дошкольников с родной страной являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия.

Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к Родине, стремление трудом крепить её могущество, защищать от врагов, крепить мир на земле.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами социалистического общества. Интересы общества и семьи совпадают.

Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой единую цель и общие задачи и несут равную ответственность за формирование каждого ребёнка.

Органическое сочетание общественного и семейного воспитания обеспечивается тесным взаимодействием семьи, детских дошкольных учреждений, школы, детских и юношеских организаций, трудовых коллективов и общественности.

Социалистическая семья в корне отличается от семьи буржуазной и является семьёй нового, высшего типа, так как возникла на новой общественно-экономической основе. Она строится на новых брачных отношениях между мужчиной и женщиной, на чувстве взаимной любви, взаимного уважения и доверия, на основе равноправного союза, свободного от материальных расчётов и предрассудков, на основе моральной и юридической ответственности перед обществом за воспитание своих детей. Характерной чертой социалистической семьи является связь её интересов с интересами общества, с трудовой, созидательной деятельностью советского народа во всех областях коммунистического строительства. Трудовой стиль в семейной жизни оказывает положительное воспитательное влияние на детей. Посильное участие их в ведении семейного хозяйства воспитывает чувства собственного достоинства и трудовой семейной чести, приучает к взаимопомощи, бережливости в быту, умению хозяйствовать.

Новой чертой советской семьи является использование в воспитании детей революционных, боевых и трудовых традиций нашего народа.

Социалистическая семья отличается также новым характером взаимоотношений между её членами. Если в 6уржуазной семье в силу своего экономического положения главенствующим был мужчина и приниженными - женщина и дети, зависящие от него материально и морально, которые рассматривались как его собственность, как вещь «при своем хозяине», то в социалистической семье все члены равноправны. Социалистическая семья представляет собой первичный советский коллектив, т. е. такую группу людей, которая объединяется общей жизнью, общими интересами, общей радостью, а иногда и общим горем. Для неё характерно взаимное уважение, равенство, особый стиль советского демократизма.

Положение родителей в социалистической семье отличается от положения детей тем, что родители руководят семьей, а дети воспитываются в ней. Родители обязаны заботиться о детях, но вместе с тем они должны так воспитывать детей, чтобы дети (когда это потребуется) также проявляли заботу о своих близких, чтобы у них были сформированы прочные гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Родители должны уважать личность и права ребёнка как члена семейного коллектива, должны понимать, что они не бесконтрольные хозяева в семье, а старшие, ответственные за воспитание люди. Воспитательная роль семьи в том и состоит, чтобы оказывать взаимовлияние на поведение детей, всех её членов и формировать у них комплекс чувств, потребностей, интересов, черт характера, отвечающих идеалам социалистического образа жизни.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребёнку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!