ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 — 1794 гг.



Во второй половине XVIII в. в европейской культуре возникает новое течение — классицизм, связанное с возрождением интереса к прекрасным образцам антич­ного мира. В это время начались раскопки в древних городах — Помпеях и Геркулануме. Классицизм оказы­вает особое влияние на общественную жизнь и моды всей Европы. С другой стороны, на европейские моды ока­зывают огромное влияние события Великой французс­кой революции (1789—1794), уничтожившей многие привилегии и обычаи. Все это заставило имущие слои одеваться проще. Первое, что было отвергнуто, — пуд­реные парики, которые остались только для армии. Все­общим увлечением можно также назвать подражание военному костюму, с ярко выраженным национальным трехцветием. Стихийно возникает костюм революционе­ра-патриота, состоящий из короткой куртки — карма­ньолы, длинных панталон, красного фригийского колпа­ка с национальной кокардой, рубашки без жабо, свободно повязанного галстука-шарфа. Многие мужчи­ны изобретают для себя одежду, используют в ней не­которые элементы античного костюма, однако попытки воскресить античную моду в мужском костюме провали­лись. Зато женская мода приняла культ античности по­чти безоговорочно.

Подобно тому как революции в политике, мировоззре­нии и литературе подготавливаются длительное время, прежде чем совершается государственный пере­ворот, попытки в принципе реформировать одежду предпринимались задолго до 1789 г. Призыв Руссо «назад к природе» пробудил не только стремление к освобождению от невыносимого социального и эко­номического гнета и к пересмотру устаревших представлений в области общественной морали, но и возмущение условностями обременительной, неудобной моды. Мы уже видели, как английское поместное дворянство создало целесообразный «бур­жуазный» костюм, который зарекомендовал себя наилучшим образом благодаря простоте покроя, удобству, удачному выбору материалов. Все эти внешние воздействия, естественно, стимулировали плодотворное развитие моды в целом. Слова «английская мода» после 1780 г. стали едва ли не лозунгом. Наиболее ощутимо это проявилось в Германии, где подобная одежда — так называемый «костюм Вертера» — благодаря Гете («Вертер» был издан в 1774 г.) вошла не только в литературу, но и в повседневную жизнь. Этот костюм состоял из синего суконного фрака (само это название появи­лось тогда впервые), прообразом которого послужил старый iustaucorps, но уже без вышивок, позументов, обшлагов и карманов, короткого желтого жилета, ко­жаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы. Позже из армейской униформы на смену фраку пришел и стал главенствующим в новой моде видо­измененный сюртук. Франция не сумела создать за столь короткое время собственный вариант и для начала удовольствовалась отдельными состав­ными частями английского костюма. В первую очередь это был длинный редингот — несколько неуклюжая открытая верхняя одежда для непогоды и верховой езды (riding-coat — англ. пальто для верхо­вой езды). К нему надевали фетровую или меховую цилиндрическую шляпу с широкими полями, украшен­ную розеткой из синих и красных лент, и высокие сапоги с отворотами, как в «костюме Вертера». В женской моде отдавалось предпочтение мужскому покрою одежды, что особенно наглядно демонстриро­вали женский длиннополый фрак для верховой езды с латунными пуговицами, жилет, украшенный брелока­ми, и круглая шляпа.

С наступлением великой революции, казалось, должен начаться и триумф новой буржуазно-либеральной одежды: новая партия третьего сословия, в отличие от дворян и духовенства, явилась в Версальский зал собраний в черных фраках и круглых шляпах, но, однако, еще в башмаках, чулках, штанах до колен (culottes) и с напудренными волосами. Правда, вскоре все более решительно выступает на первый план то, что раньше расценивалось как пренебрежение к требо­ваниям приличий. Кринолин исчезает окончательно; пудра отвергается, поскольку она изготавливается на основе пшеничной муки, «предназ­наченной для пропитания народа». Республиканцы носят собственные волосы, не изменяя их цвета; исче­зают парики, косы, банты и, как следствие, остаются без средств к существованию доселе уважаемые парик­махеры и шляпницы. Но ко всему этому добавляются и дикие, неряшливые, непричесанные фигуры из пар­ижских предместий, которые появляются даже в Национальном собрании. На своих неухоженных длинных волосах они носят как символ свободы красные фригийские колпаки (в прошлом — отличительный знак рабов на галерах); они одеты в долгополые сюртуки и длинные штаны — панта­лоны, которые прежде назывались matelots и были заимствованы из матросской одежды. Их цвета — синий, белый и красный — можно увидеть на кокар­де, украшающей колпак или шляпу, а также на обшлагах. Те же цвета носят и женщины. Этот типичный костюм вскоре заполонил улицы и даже час­тично вошел в моду в буржуазных кругах, как ни сопротивлялось Национальное собрание рас­пространению этой нерегламентированной одежды санкюлотов (т.е. людей, носящих штаны не до колен, а гораздо длиннее). Так мода, описав круг, возврати­лась к древнегерманским длинным и широким штанам, сохранявшимся в продолжение всего средневековья в костюме моряков, сплавщиков леса и рыбаков. Особенно заметное влияние оказал костюм санкю­лотов на экипировку формирований национальной гвардий, представлявшую собой произвольное смешение элементов рабочей одежды и униформы. В приложении 3 приводятся рисунки периода французской революции и директории, дающие представление об изменении стиля одежды.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!