Образ Африки в предреволюционной России



Образ Африки для сравнительно широких кругов россиян — во всяком случае для тех, что именовались «читающей публикой», — формировался больше всего литературой. Наиболее читаемой — художественной.

С романа «Приключения молодых боеров» (боерами назвали буров) издательство М.О.Вольфа в 1864 г. начало публиковать 20-томное собрание сочинений Майна Рида, озаглавив его «Охотничьи рассказы из жизни африканских и американских обитателей» (СПб., 1864 — 1876). Затем романы Майна Рида об Африке выходили и у И.Д.Сытина и у П.П.Сойкина. Вслед за книгами Майна Рида — романы Жюля Верна «Приключения трёх русских и трёх англичан в Южной Африке» и «Пять недель на аэростате. Путешествия и открытия в Африке, совершённые тремя англичанами». Много раз издавался роман Луи Жаколио «Берег чёрного дерева». В 1882 г. вышла его книга «Путешествие в страны негров и обезьян. Нравоописательные очерки из жизни негров и главных животных Центральной Африки». Ещё большее распространение получили романы Райдера Хаггарда.

В подражание этой переводной приключенческой литературе выходили и отечественные произведения. Например, изданный в 1902 г. объёмистый, более тысячи страниц (но без имени автора), роман «Роза Бургер, бурская героиня, или золотоискатели в Трансваале».

Известный просветитель Н.А.Рубакин написал книгу «Доктор Гассан. Рассказ о приключениях в Алжире и Сахаре» и в 1902 — 1913 гг. издал её 4 раза.

Слово «Африка» в массовом сознании связывалось больше всего с такими именами, как Ливингстон и Стенли. А обобщённо — это мужественный европеец с обветренным загорелым лицом, в пробковом шлеме, во главе отряда чёрных носильщиков сражается со львами, носорогами и крокодилами, прорубается сквозь скалы и через тропические леса, переправляется через горные стремнины, открывая для соотечественников новые и новые края. «Африка существовала как земля для путешественников, для разных Стенли и Ливингстонов», — писал Константин Паустовский о тех временах, о годах своего детства. «Мне, как и другим мальчишкам, — вспоминал он, — Африка, "где мы бродили в мечтах", — это была охота на львов "с рассветами в песках Сахары, плотами на Нигере, свистом стрел, неистовым гамом обезьян и мраком непроходимых лесов"». И с мечтами о том, чтобы, «таинственную Африку» пройти «от Алжира до мыса Доброй Надежды и от Конго до Занзибара» 42. В начале XX в. эти мечты ярко передал Николай Гумилёв (сам он побывал в Африке четыре раза, и для него она была «отражением рая»).

Африка попала в произведения многих лучших писателей и поэтов предреволюционной России. Не избежали интереса к ней Бальмонт и Василий Иванович Немирович-Данченко. Даже Бунин, казалось бы сосредоточивший все творческие силы на русской жизни, русской природе, написал стихотворения: «У нубийских черных хижин» и «То было в полдень, в Нубии, на Ниле». А искусствовед Владимир Иванович Матвей (В.Марков) объездил многие европейские столицы, разыскивая в музеях предметы африканского искусства. И написал книгу «Искусство негров».

Выходили в России труды как наиболее известных зарубежных путешественников по Африке, так и отечественных (А.К.Булатовича и многих других). Издавались французские и немецкие фундаментальные работы о природе и животном мире Африки, о жизни и быте её обитателей (Э.Реклю, Ф.Гельвальд, Ф.Ган, Ф.Ратцель).

Российский читатель получил представление и об африканском фольклоре. В 1912 г. в Москве издали сборник »Сказки африканских народов». В нём представлены сказки всех регионов Африканского континента. Предисловие завершается словами: «Говорит нам эта народная литература о горе и радостях негров, об их трудах и заботах, она открывает нам их миросозерцание, их характер, их душу» 43.

По характеру и разнообразию сведения об Африке в России соответствовали тем, что были распространены в Западной Европе. Но в дореволюционной России не было каких-то определённых концепций о политике в Африке. Не было и научных центров по её изучению.

Место Африки в политике Коминтерна

Первая родившаяся в Москве концепция политики по отношению к Африке связана с Коминтерном.

Те, кто создавал Коминтерн, поначалу вряд ли особенно задумывались об Африке. В манифесте, принятом учредительным конгрессом Коминтерна в 1919 г., провозглашалось: «Мы, коммунисты, представители революционного пролетариата разных стран Европы, Америки и Азии...» 44 Африка не упомянута. Но всё же стремление распространить на неё свою деятельность проявилось в Коминтерне вскоре после его возникновения. Цели в Африке были те же, что и на других континентах: находить возможные революционные потенции, стараться вызвать их к жизни, активизировать и направлять в русло коминтерновской политики.

С самого начала эта политика подчинялась советским государственным интересам. Это провозглашалось и открыто — как защита первой цитадели социализма.

Основное внимание Коминтерн уделял Южно-Африканскому Союзу (ныне — Южно-Африканская Республика). В Тропической и Южной Африке это была единственная страна, где ко времени создания Коминтерна уже существовал промышленный пролетариат и зародилось коммунистическое движение. Коммунистическая партия Южной Африки (КПЮА) возникла в 1920 г., но, поскольку её программа не удовлетворяла ленинским условиям приёма в Коминтерн, партия под таким названием была создана вновь уже в следующем году, и датой её создания считается 1921 г. (с 1950-х годов она называется Южно-Африканская коммунистическая партия). Инициаторами создания партии были эмигранты из европейских стран, в том числе и из России.

Первый представитель южноафриканских коммунистов был послан в Москву ещё в 1919 г., до официального создания КПЮА 45. Делегаты этой партии участвовали в III конгрессе Коминтерна (1921). Один из них, Дэвид Айвон Джонс (1884 — 1924), вошёл в состав Исполкома Коминтерна. В дальнейшем, вплоть до 1937 г., в Москву приезжали и участвовали в работе Коминтерна многие представители КПЮА. С конца 1920-х годов до 1937 г. в учебных заведениях Коминтерна в Москве — Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) и Международной Ленинской школе (МЛШ) — прошли обучение 15 южноафриканцев.

На остальные страны Тропической и Южной Африки Коминтерн старался воздействовать как через КПЮА, так и через компартии метрополий — Великобритании, Франции, Бельгии. Коммунистических партий, кроме КПЮА, не возникло, но обучение в университетах Коминтерна прошли студенты из ряда стран Западной и Восточной Африки.

Вплоть до 1928 г. Москва, в сущности, не вмешивалась в дела КПЮА. Но в ходе подготовки VI конгресса Коминтерна и на самом конгрессе (1928) было решено резко активизировать деятельность на Востоке и в Африке. В ходе проводимой Сталиным политики «большевизации» мирового коммунистического движения руководство КПЮА, как и многих других компартий, было на рубеже 20-х и 30-х годов обвинено в различных «уклонах» и заменено новыми людьми.

В КПЮА это проводилось под лозунгом создания в Южной Африке «Независимой туземной республики», которой предназначалось стать переходным этапом в борьбе за провозглашение социалистического государства. В разработке этого лозунга принимали участие видные деятели Коминтерна, вплоть до Н.И.Бухарина. Для распространения этого лозунга в Южную Африку посылались директивы, отправлялись тайные эмиссары Коминтерна.

Обсуждения вопроса об этом лозунге привели к жестокой борьбе внутри партии, к исключению из её рядов многих наиболее видных деятелей, к противопоставлению белых и чёрных южноафриканцев.

После VII конгресса Коминтерна (1935) этот лозунг был признан ошибочным. Однако в ходе сталинской расправы с Коминтерном в 1936 — 1937 гг. КПЮА испытала новые потрясения. Несколько южноафриканских коммунистов, оказавшихся в это время в Москве или специально вызванных, были репрессированы и погибли в ГУЛАГе. В конечном счёте, к началу Второй мировой войны КПЮА оказалась в глубоком кризисе.

После Коминтерна

Перед угрозой Второй мировой войны руководству СССР было не до энергичной политики в Африке.

С фактическим разгромом Коминтерна в 1936 — 1937 гг. были закрыты те его учреждения, в которых разрабатывалась политика в Африке, а сотрудники оказались в числе репрессированных и уволенных. Активность в Африке почти сошла на нет.

Однако, нельзя сказать, что Африка оказалась совсем уж вычеркнутой из советской политики. СССР энергично добивался установления консульских отношений с Южно-Африканским Союзом, и в 1942 г. в Претории было создано советское генеральное консульство, в Йоханнесбурге — торгово-экономическое представительство, в Кейптауне — консульское агентство.

А после окончания Второй мировой войны Советский Союз принял активное участие в решение вопроса о судьбе итальянской колониальной империи в Африке. При обсуждении этого вопроса с правительствами США, Великобритании и Франции советские представители настаивали на предоставлении СССР опеки над одной из бывших итальянских колоний 46. Однако, это требование не было поддержано остальными странами-победительницами.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!