Современные этнорелигиозные конфликты



Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало развитию целого ряда государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблем по причине того, что сама основа режима не терпит разнообразия, а унификация достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.

Поэтому переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых странах приводит к конфликтам.

Возьмем к примеру, Нагорно-Карабахский конфликт, армяно-азербайджанский конфликт, начавшийся в конце 1987 по поводу статуса Нагорного Карабаха. Эта историческая область в 1923 была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджана. Свыше 70% Карабаха составляли армяне. В годы советской власти, особенно в годы застоя, по мнению армянской стороны, ее права нередко попирались. Развитие автономии было затруднено, не было трансляции телепередач из Армении, армянских школ было мало, финансирование Нагорного Карабаха осуществлялось по остаточному принципу. В октябре 1987 под влиянием перестройки армянское население Нагорного Карабаха потребовало воссоединения с Арменией. Это вызвало крайне негативную реакцию официального Азербайджана. В октябре 1987 в области прошли студенческие забастовки с требованием отделения Карабаха, а 20 февраля 1988 сессия областного Совета НКАО обратилась в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении. В областном центре, Степанакерте, и Ереване прошли многотысячные митинги с националистической окраской. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 начались армянские погромы в Сумгаите, появились тысячи армянских беженцев. В июне 1988 Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а азербайджанский Верховный Совет — о сохранении НКАО в составе Азербайджана с последующей ликвидацией автономии. 12 июля 1988 областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. На заседании 18 июля 1988 Президиум Верховного Совета СССР пришел к выводу о невозможности передачи НКАО Армении. В сентябре между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной вооруженный конфликт, в результате которого имелись большие человеческие жертвы. В результате успешных военных действий армян Нагорного Карабаха (по-армянски Арцах) эта территория вышла из-под контроля Азербайджана. Решение вопроса об официальном статусе Нагорного Карабаха отложено на неопределенное время.[5]

На протяжении последних 20 - 25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм. Экстремизм в любых формах и его проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.

Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");

- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.

Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации "Братья-мусульмане": создание исламского государства через три основные стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад "без уступок и снисхождения" (реализация).

Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.

Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя чаще всего главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать других на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты.

Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом исламский экстремизм угрожает сегодня по крайней мере 15 странам и несет ответственность за более 80% террористических актов в мире.

Современное состояние криминогенной ситуации в России характеризуется резким обострением негативных тенденций и процессов, связанных с экстремизмом. В сложившейся ситуации стоит проблема сохранения целостности и безопасности государства. Мы сами упустили многие рычаги регулирования отношений в стране. Ослабление контроля со стороны правоохранительных органов за пребыванием криминалитета в России, наличие "прозрачных" границ позволило преступникам практически беспрепятственно проникать на территорию Российской Федерации.

Преступные международные группировки создают все новые каналы проникновения в Россию с территории государств СНГ, как следствие, увеличивается поток незаконных мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и исламских экстремистов. Наибольшую тревогу вызывает ситуация и в Южном федеральном округе Российской Федерации.[6]

Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, который борется с незаконной миграцией, некоторые журналисты пытаются представить ксенофобом и националистом - здесь "заслуга" либеральной прессы и тех правозащитников, которые страдают удивительным дальтонизмом: они входят в положение приезжих, даже тех, кто покушается на нашу жизнь (террористов), но почему-то совершенно не считаются с правами и интересами коренных жителей Кубани. Любой отказ со стороны местных властей, чьи возможности в обустройстве переселенцев весьма ограничены, выдается за целенаправленную политику. Любой бытовой конфликт раздувается, переносится в межэтническую плоскость. Происходит бессовестная подмена понятий. Ведь национальная нетерпимость абсолютно несвойственна России, где в мире и согласии проживают представители многих народов. Краснодарский край борется не с миграцией, а с незаконной миграцией, с проникновением на территорию России преступников, в том числе террористов и экстремистов. Власти стремятся, чтобы человек, прибывающий на Кубань, прошел все установленные законом процедуры.

На Кубань едут с Украины, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана - со всех концов бывшего Союза. За последние десять лет в край прибыло более миллиона переселенцев, сегодня каждый пятый житель Кубани - мигрант. Но не следует забывать, что Кубань находится на перекрестке важнейших геополитических интересов. По периметру края на протяжении более тысячи километров проходит государственная граница. Краснодарский край должен иметь статус приграничной зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями. У границы края тлеют очаги напряженности, грозящие перерасти в открытый конфликт. Даже легализованная миграция становится "крышей" для эмиссаров ультрарадикальных исламистских организаций. Сторонники ваххабизма не скрывают, что их цель - создание единого исламского государства, в состав которого они включают и Кубань.

Анализ статистики свидетельствует, что демографическая ситуация тревожна. С каждым годом убывает численность коренного населения Кубани: русских, украинцев, белорусов. Вместе с тем на 38% возросла численность армян, на 85% - курдов, на 64% - ассирийцев, на 43% - грузин. Если и дальше так пойдет, то уже через десять лет этнический состав края в корне изменится и при малейшей дестабилизации обстановки может быть социальный взрыв. Сегодня на территории края без регистрации проживают более 400 тысяч человек. Это до предела накаляет ситуацию. По некоторым оперативным данным, в крае действуют более 150 преступных группировок, многие из которых состоят из незаконных мигрантов.

Бытует точка зрения, что нужно открыть страну для всех, кто пожелает приехать и за счет притока мигрантов поднять российскую экономику. Но почти пятнадцать лет после развала СССР показали, к чему приводит политика "открытых дверей". За годы миграционной вседозволенности Россия превратилась в проходной двор. Недаром Западная Европа отгораживается от нас новой Шенгенской стеной. И США не упрощают, а, наоборот, ужесточают порядок въезда в США. Многим кажется, что укрыться от свалившихся бед можно под покровом национальной обособленности.

Стремясь отвоевать свое место под солнцем, прибывшие в край мигранты селятся целыми этническими общинами, цепко врастают в новое место, возводят особняки, строят дороги, скупают землю, пытаются навязать свои нравы и порядки, вносят элементы соперничества. Сплоченные по этническому принципу группировки захватывают местные рынки, приучают молодежь к наркотикам, втягивают молодых в криминальный бизнес. Как только местные власти делают первые шаги по наведению порядка в миграционной сфере, тут же попадают под перекрестный огонь российских и зарубежных СМИ. Мероприятия по выявлению незаконных мигрантов безапелляционно объявляются "этническими чистками". Кубанских казаков, которые наводят порядок в своем доме, именуют расистами.

В миграционном беспределе и соответственно росте экстремизма на территории России заинтересованы влиятельные международные силы: вынужденных искать пристанища людей легко втянуть в различные политические провокации, натравить на местную власть. Примером может служить ситуация вокруг турок-месхетинцев. Кубанцы с сочувствием отнеслись к переселенцам. Помогали им на первых порах, теперь они, следуя указке своих лидеров, требуют предоставления российского гражданства, но вопрос этот не в компетенции краевых властей. Да и кубанцы не желают больше терпеть соседей, которые живут, замкнуто, остаются чужими. Выход видится в переселении турок-месхетинцев на их историческую родину - в Грузию или, по их желанию, в Турцию.

И впредь эти проблемы экстремизма будут только обостряться, хотя бы потому, что число мигрантов растет с каждым годом. Демографические процессы объективны, и развернуть в обратную сторону "азиатский вектор миграции" очень сложно, поэтому необходимо прикладывать весомые усилия хотя бы по предупреждению преступности террористического характера, чтобы наша Родина - Россия не превратилась в страну иммигрантов, в общество с принципиально иной этносоциальной структурой и иной этнокультурной средой.

В местах концентрации этнических мигрантов происходит формирование замкнутых этнических диаспор. А это несет в себе значительную опасность как для окружающего населения, так и для России в целом. Как правило, диаспоры имеют замкнутый характер. Руководство ими строится на принципах централизации управления, землячества, ответственности членов перед руководством диаспоры. Диаспоры оказывают помощь нелегальным мигрантам в трудоустройстве, нередко втягивая их в криминальную деятельность.

Этнические диаспоры проводят очень жесткую наступательную политику в местах своего нового проживания. Нередко несколько различных национальных диаспор создают ассоциации малых народов. Наличие такого юридического лица в регионе позволяет "малым" оказывать организационное влияние на принятие органами власти регионов решений в свою пользу. Но еще большую опасность представляет создание этнических общественных объединений, которые устанавливают связи с органами власти, правоохранительными органами.

Для значительной части участников миграционных потоков из республик бывшего Советского Союза характерна одна особенность. Практически во всех бывших советских республиках в конце 80-х - начале 90-х годов прокатились массовые беспорядки и гражданские войны, в ходе которых уничтожались представители славяно-русского населения. На территории многих бывших советских республик и в настоящее время проповедуется антирусский национализм. Поэтому среди мигрантов из стран ближнего зарубежья имеется большой процент лиц, испытывающих ненависть к местному населению, что мигранты, собственно, и не скрывают. Чувство ненависти к местному населению значительно облегчает вовлечение инородцев в террористическую деятельность. Кроме того, поведение незаконных мигрантов очень сильно отличается от поведения коренного населения. Все это вместе взятое приводит к тому, что местное население в большом своем числе испытывает крайне отрицательное отношение к незаконным мигрантам из республик бывшего СССР.

Есть и еще одна опасность: взаимоотношения между этническими диаспорами. Во многих городах наблюдается определенная коммерческая специализация: азербайджанцы торгуют на рынках, армяне работают в кафе и т.д. Но среди азербайджанских и армянских диаспор встречается немало лиц, воевавших друг против друга на территории Карабаха. Этническая ненависть между азербайджанцами и армянами не прекращается и на территории России. Вот почему при определенном развитии событий на территории российских городов могут начаться межэтнические разборки между представителями ближнего зарубежья.

На территории субъектов Федерации иностранцы часто объединяются по национальному принципу. Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор и землячеств. Диаспоры - землячества формируют свою систему управления; закрепляют за собой, нередко с применением криминальных форм и методов, какие-то направления деятельности, связанные с получением доходов; устанавливают контроль за своими членами и др. Часто такие диаспоры - землячества начинают функционировать в самостоятельном режиме, оказывая помощь прибывающим землякам.

Мигранты не просто объединяются в этнические неформальные объединения. Они все чаще создают свои общественные формирования, официально зарегистрированные в органах юстиции.

Прибывшие на территорию России граждане ближнего и дальнего зарубежья все чаще объединяются в этнические национальные организации. Так, в Москве действует довольно разветвленное общественное объединение "Центр Конгресса азербайджанцев мира по СНГ". Выходцы из Китая создали "Союз китайцев и зарубежных соотечественников". Создание подобных организаций не только повышает уровень контроля за членами диаспор, но и создает условия для решения национальных политико-экономических и иных вопросов. Такие организации также выполняют функции посредников, оказывая помощь лицам своей национальности в адаптации на территории России.

Одновременно деятельность этнических общественных объединений формирует различия в политических интересах различных групп населения. Как правило, этнические объединения не стремятся решать общероссийские задачи укрепления экономики России, борьбы с преступностью, воспитания подрастающего населения и др. Они обычно активно отстаивают узкие этнические интересы либо интересы своих государств гражданства.

Россия со времен первой чеченской войны столкнулась с целой чередой террористических актов и всплеском религиозного и этнического экстремизма. Результатом этого стала разработка и принятие в 2000 году Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", одной из основных целей которой является "разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе".[7]

Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации и создание основы для снижения социальной напряженности в России. В соответствии с этим основными направлениями реализации программы являются:

Научно-аналитическое, включающее разработку:

- основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;

- методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;

- методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании.

Пропаганды и контрпропаганды, включающее:

- разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах;

- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;

- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.

Образовательно-методическое, включающее:

- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей;

- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.

Нормативно-методическое и организационное, включающее:

- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры;

- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.

В ряде регионов России были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма.

Так, например, в Кабардино-Балкарии в третьем чтении принят закон "О запрете экстремистской религиозной деятельности". Он предусматривает административную ответственность в виде штрафов до 100 минимальных размеров оплаты труда за действия, "создающие угрозу общественной безопасности, либо общественному порядку", "направленные на нарушение территориальной целостности республики", а также "на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды". Уличенные в подобных деяниях религиозные общины согласно этим нормам должны быть закрыты. Причем речь идет не только об общинах ваххабитов. Статья за "приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозные вероучения" применима к общине Свидетелей Иеговы, также отнесенной к экстремистским организациям.

Законодатели республики выступили против религиозного экстремизма, несмотря на расхождение принятого документа с Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". По этой причине президент республики отклонил первую попытку принять его. Однако подобные законы, в виде исключения, все же действуют в некоторых республиках Северного Кавказа, в частности в Дагестане, учитывая сложную ситуацию в регионе.

Следует учитывать также, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., гласит: "Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".

При этом необходимо иметь в виду, что:

- все военные конфликты на постсоветском пространстве имеют исламскую составляющую, хотя мера исламского в них разная;

- основная линия соприкосновения исламской цивилизации с другими цивилизациями проходит через постсоветское пространство;

- часто исламскую окраску имеют такие антисоциальные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм, сепаратизм;

- начиная с 1979 года (ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан) и до настоящего времени Россия испытывает военную силу исламских (и исламоориентированных) политических и государственных субъектов;

- нельзя отрицать желание западных государств, и в первую очередь США, направить на нашу страну "исламскую волну";

- Российская Федерация имеет сильную внутреннюю исламскую составляющую.

Эффективно противодействовать проявлениям терроризма, исламского экстремизма России в одиночку крайне трудно, а порой просто невозможно.

Основными факторами возникновения проблем в области борьбы с терроризмом в России в условиях начала нового тысячелетия являются:

- во-первых, отсутствие на территории Содружества Независимых Государств единого правового пространства;

- во-вторых, "прозрачность" границ;

- в-третьих, активизация исламского экстремизма, важнейшим инструментом деятельности которого стал терроризм.

Идея объединения усилий стран Содружества в борьбе против общего противника - международного терроризма находит все большее понимание среди государств - членов СНГ. Среди руководителей специальных служб государств Содружества нашла поддержку идея создания единого для всех стран СНГ Антитеррористического центра.

Стремление государств СНГ консолидировать свои усилия выглядит вполне естественным и обоснованным и при соответствующей организации может быть весьма продуктивным.

25 июля 2002 года принят Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" N 114-ФЗ. В Уголовный кодекс Российской Федерации были введены дополнительные статьи: ст. 282.1 "Организация экстремистского сообщества" (ФЗ от 25.07.2002 N 112-ФЗ), 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" (ФЗ от 25.07.2002 N 112-ФЗ).

Сегодня в Российской Федерации принято значительное число нормативных актов, предусматривающих комплекс мер, направленных на борьбу с экстремизмом, однако не следует останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствовать действующее законодательство и разрабатывать новые нормативные акты. В дальнейшем также необходимо совершенствование деятельности, в том числе и научно-исследовательской, направленной на предотвращение распространения радикальных исламских течений в нашей стране.


Заключение

 

Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со­существование народов возможно. Изменение национально­го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт­нической напряженности. Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем. Многонацио­нальный состав европейских и американских городов при раз­витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред­принимательства, городской инфраструктуры, городской культу­ры, пополнения бюджетов городов и регионов.

Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду­преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль­ной глобализации мира неизмеримо возрастает.

Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали­зация стимулирует международные пере­мещения, а с другой - обусловливает ин­тенсивную криминализацию обществен­ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.

По экспертным оцен­кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу­тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира.

В поиске путей и подходов в реализации курса региональ­ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив­но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. В течение десятилетий в Рос­сии отсутствовала система подготовки кадров в области на­циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан­ностей.

Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь­ко чет­кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста­новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.


Список литературы

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.–551с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 464 с.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.

4. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993. - № 6. – С. 3 – 14.

5. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.

6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

7. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005. - № 9.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – 11.

10. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – 160 с.

11. Основы религоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с.

12. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

13. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.

 


[1] Дмитриев А.В. Конфликтология.- М., 2000.-с.54.

 

[2] Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология.-М., 1999.-с.468

[3] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 274-275.

[4] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 276.

[5] Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005. - № 9.

[6] Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993. - № 6. – С. 3 – 4.

[7] Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – № 11.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!