Теория установки» Д. Н.Узнадзе.



Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения.На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка

Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.

Разрабатывал деятельностный подход (принцип единства сознания и деятельности). При рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна): «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Выдвинул принцип единства сознания и деятельности.

Исходным в его теории выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по его образному выражению, несущее мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – один из уровней (важнейших уровней!) изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Для него практические действия делают возможным овладение речью.

Деятельность определяется своим объектом. Внешние причины действуют через внутренние условия, что фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма. Выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий.

Все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности.

Он отличает деятельность от поведения; в его понимании поведение – особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана («вещная» сфера) переходит в план личностно – общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно - общественные отношения реализуются при посредстве предметных).

Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок. Т. о., Рубинштейн не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.

Описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

Психическое рассматривал, прежде всего, как процесс – движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты (результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и др. операции. При этом мышление, как процесс, связано с мышление, как деятельностью личности, т. е. с мотивацией, способностями.

Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!