Заселение и развитие Эрец-Исраэль



На основе вышесказанного можно сделать вывод, что жизнь в Эрец- Исраэль, будь то мицва или обязанность, имеет огромное значение. Не менее важно заботиться об этой земле, ведя подготовку к строительству на ней национальной жизни Б-гом избранного народа. Рабби Яаков Эмден разъясняет это положение в предисловии к своему молитвеннику. Далеко не все зависит от прихода Машиаха, считает Хазон Иш: "Эта земля остается Эрец-Исраэль, даже когда мы пребываем в изгнании. Мы и тогда обязаны заселять ее и жить на ней".

Автор "Авней незер" высказывает еще одну существенную мысль: "Суть мицвы ишув Эрец-Исраэль заключается в том, чтобы материально обеспечивать себя в этой стране. Тот, кто живет на пожертвования диаспоры, с моей точки зрения, не исполняет полностью эту заповедь." В дальнейшем он, однако, поясняет: "Тем не менее такой человек считается исполнившим мицву ешиват Эрец-Исраэль (т.е. жизни в стране Израиля, но не ее заселения)".

Вот почему, объясняет автор "Авней незер", многие мудрецы Торы оставались за пределами Страны Израиля: они не смогли бы полностью исполнить мицву ишув Эрец-Исраэль.

Рабби Давид Когэн нашел в ТАНАХе подтверждение высказанному в "Леней незер" положению: "Сказано: 'Жил один человек в Маоне, а работал он на Кармеле. Позже этого человека упоминают под именем 'Навал-кармелитянин. Отсюда Мальбим делает вывод, что человека называют по месту его работы". Поэтому тот, кто хочет стать жителем Эрец-Исраэль, должен прежде всего найти себе там заработок.

Тезис из "Авней незер" вполне согласуется с ранее сформулированным нами принципом о том, что важность жизни в Эрец-Исраэль проистекает из нашей миссии установить там образцовое общество. Но чтобы стать примером для подражания, это общество должно посвятить себя служению Б-гу, одновременно решая все текущие проблемы, присущие современному миру.

Жить за счет чудес можно только в пустыне; для сверхъестественного существования не требуется Эрец-Исраэль. Но с другой стороны, такой образ жизни не позволил бы нам осуществить нашу миссию: повести все человечество по пути служения Творцу. Чтобы выполнить столь великую задачу, еврейский народ должен строить свою национальную жизнь, используя все существующие в мире профессии. Комментируя благословение Яакова (в книге Берешит), рабби Шимшон Рафаэль Г'ирш писал: "Еврейскому народу суждено быть нацией крестьян и купцов, солдат и ученых; он должен показать, что генеральная задача человечества и наций, открытая нам в Торе, не замыкается на каких-то особых профессиях и способностях".

Возможно, та же мысль побудила Хатам Софера написать в одном комментарии: '"И ты соберешь свое зерно' - ради заселения Эрец-Исраэль... изучая не только сельское хозяйство, но и все другие профессии, чтобы жить в Эрец-Исраэль и беречь ее честь".

Даже в комментариях Раши содержится та же мысль:

Б-г хочет, писал он, - "чтобы мир не испытывал недостатка в профессиях". Признав, что ишув Эрец-Исраэль является важным этапом в приближении человечества к Творцу, мы неизбежно выделяем особую роль труда и постоянного контакта с окружающим миром. Не случайно Хатам Софер, преуменьшавший значение трудовой деятельности в странах рассеяния, делает исключение для Эрец-Исраэль, где труд становится не вынужденным злом, а важнейшей необходимостью.

* * *

В заключение подведем итоги. На нас, евреях, лежит истинно великий долг: жить в Стране Израиля. Даже не будучи мицвой, ишув Эрец-Исраэль тесно связан, однако, с исполнением мицвот и законов Торы. Жить по Торе означает жить в Эрец-Исраэль, обеспечивать там свои материальные нужды и строить образцовое общество.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!