Глава 3. Живопись Древнего Рима



 

С возникновением римской культуры античная эпоха вступила в свою завершающую стадию. Искусство в Риме играло совершенно иную роль, нежели в Греции, в которой оно было неразрывно связано с жизнью. Греческие живописцы, скульпторы, зодчие, философы и поэты сами творили историю. В Древнем Риме эту задачу выполняли правители городов, полководцы, юристы, ораторы. Их имена вписаны в анналы истории, а вот имена римских живописцев и скульпторов до нас не дошли, хотя они были так же талантливы, как и греческие.

Конец этрусской культуры стал началом римского искусства. Вероятно, и до этого времени в Древнем Риме существовали художники и ваятели, но никаких сведений о них не сохранилось. Сказалось и то, что почти до конца существования Республики Рим постоянно вел завоевательные войны, покоряя своих соседей, а война, как известно, не способствует развитию искусства. Страну сотрясали также внутренние распри: плебеи боролись с аристократами, отстаивая свои права; италийские города (муниципии) требовали равенства с гражданами Рима. Войны длились столетиями, не прекращаясь ни на один год. Возможно, именно в результате этих причин римского искусства как такового не существовало до IV-III вв. до н. э. Первой заявила о себе архитектура: сначала в виде мостов и оборонительных сооружений, а позднее - храмов.

 

Чтобы представить, как формировалось римское искусство, лучше всего обратиться к Помпеям - городу, погибшему в 79 г. до н. э. в результате извержения Везувия. Этрусские и греческие традиции заметны в архитектуре Помпеев, а также в их фресковой живописи.

Все помпейские росписи относятся к четырем разным стилям. Первые два стиля развивались в эпоху Римской республики. Со II и до начала I в. до н. э. был популярен т. н. инкрустационный стиль, напоминающий инкрустацию стен яшмой и мрамором. В подобных росписях обычно преобладали теплые цвета (темно-красный, желтый), а также белый и черный. Расписанные в инкрустационном стиле внутренние стены дома напоминали своим видом каменные наружные. Таковы росписи в доме Саллюстия и в доме Фавна в Помпеях. Римские мастера заимствовали этот стиль у греков. Росписи в инкрустационном стиле свидетельствуют о том, что декоративное искусство в Риме в это время достигло необыкновенного расцвета.

В 80-30-х гг. до н. э. на смену инкрустационному стилю пришел архитектурно-перспективный. Посетившему комнату, расписанную в подобном стиле, казалось, что его окружают городские здания. Но присмотревшись, он мог увидеть большие картины, как бы помещенные среди иллюзорных колонн. Так расписаны внутренние стены в огромном доме, названном виллой Мистерий. В одной из комнат обнаружены фрески со сценами посвящения в мистерии Диониса помпеянки - хозяйки дома. Подобные мистерии, помогающие, по верованиям помпеян, обрести бессмертие, были очень распространены, несмотря на то что власти неоднократно пытались их запретить.

Эти монументальные фрески с фигурами в человеческий рост и тщательным рисунком напоминают греческие. Но само действие, предстающее перед глазами зрителя, в Греции было бы невозможным. Художник изобразил Диониса, возлежащего со своей супругой Ариадной.

Кажется, что бог не видит женщину, которую бьет кнутом крылатая
богиня. Окруженный сатирами Силен произносит пророчества о смерти и возрождении Диониса, вместе с которым умрет и воскреснет женщина. Ощущение тревоги и страха перед неотвратимостью смерти, пронизывающее изображение, подчеркивается кроваво-красным фоном росписей. Сюжет и манера письма, а также образ образ крылатой богини с бичом идут от живописных традиций этрусских гробниц.

Соединяя черты греческого и этрусского искусства, росписи виллы Мистерий имеют элементы, которых ранее не существовало в античной живописи. Эти фрески отличаются цельностью, четкостью композиционного построения и удивительной гармонией.

В это время были распространены также фрески с изображением садовых ландшафтов в сочетании с человеческими фигурами, написанными несколько гротескно.

Постепенно Рим становился крупным культурным центром, куда стекались мастера из разоренных греческих городов, а также из Египта, Сирии, Малой Азии. Все эти иноземные художники, скульпторы, зодчие воплощали в своих творениях идеалы Великого Рима.

В середине I в. до н. э. в Риме сложились необходимые условия для создания централизованного государства. 15 марта 44 г. до н. э. республиканцами был убит диктатор Юлий Цезарь, пытавшийся ограничить власть сената. Сторонник Цезаря Марк Антоний казнил главного идеолога Республики — оратора Цицерона: ему отрубили голову и правую руку, которой он писал свои филиппики против Антония. В стране беспрерывно шли гражданские войны.

После смерти Юлия Цезаря главой Рима стал его внучатый племянник, Октавиан Август. В годы его правления было построено множество прекрасных зданий из мрамора, процветали поэзия и проза.

В этот период жили замечательные поэты Вергилий, Гораций, Овидий, а также ценитель искусства Меценат, этруск по происхождению. Хитрый и расчетливый политик, Август старался представить народу время своего правления как золотой век. Поэтому искусство этого периода имеет черты греческой классики, идеальной и строгой.

На смену архитектурно-перспективному стилю росписей времен Республики приходит новый, получивший название орнаментального, или канделябрного. Этот стиль, цель которого - представить действительность как идеал и совершенство, очень точно соответствует официозно-элегантному и холодному искусству эпохи правления Августа. Теперь стены ничем не напоминают архитектурный ландшафт: внутреннее пространство противопоставлено наружному. В сюжетах, изображенных на фресках, нет ничего драматического, они легки и изящны. Утонченные орнаменты, включающие элементы в виде подсвечников и канделябров (отсюда и название стиля), обрамляли композиции мифологического содержания, как, например, в доме Лукреция Фронтина и в доме «столетней годовщины» (доме «юбилея»).

Кроме мифологических сцен, в орнаментальную композицию иногда вводились натюрморты, пейзажные и бытовые сюжеты. Интересны фрески в доме Ливии на Палатине, изображающие прекрасный сад с деревьями, цветами и птицами.

В годы правления Августа в состав Римской империи уже входил Египет. Черты его искусства заметны в римских росписях с египетскими орнаментальными мотивами.

Канделябрный стиль фресковой живописи стал объектом для подражания в европейском искусстве XVIII—XIX вв.

В 54 г. н. э. римским императором стал Нерон, жестокий и кровавый деспот. В годы его правления обстановка в стране крайне обострилась.

Роптали крупные землевладельцы Италии, желавшие возрождения республики. Ряды безработных в городах пополнялись за счет разорившихся мелких и средних землевладельцев. Провинциальная аристократия требовала для себя равных прав с римской. Восстали Иудея, Британия, Галлия.

Для искусства времен правления Нерона характерно явное несоответствие архитектуры и фресковой живописи - конструкции и декора. Внутренние стены величественных и мрачных построек были покрыты утонченными и легкими росписями, выполненными в четвертом, фантазийном, стиле. Именно в этом несоответствии и выразилась вся лживая и безнравственная суть эпохи жестокого тирана. Ярким примером фантазийного стиля являются росписи в «золотом доме» Нерона в Риме. Стены здания украшены изящными гирляндами, орнаментами и небольшими картинами в рамах. Все сияет позолотой и яркими красками, создавая впечатление фантастического и таинственного мира, далекого от суровой реальности.

Расцвет фантазийного стиля пришелся на эпоху Флавиев. Художники этого времени украшали стены мифологическими сюжетами, обрамляя их орнаментом. Изображения отличаются объемностью и динамичностью: фигуры запечатлены в момент движения или танца. Все эти стили росписей, сменяющие друг друга, свидетельствуют о том, как быстро римские живописцы овладели приемами передачи пространственной перспективы, светотеневых эффектов, динамики движений.

В конце правления Тита Флавия на Рим обрушились ужасные бедствия: в результате извержения Везувия погибли Помпеи, Стабии, Геркуланум. Пожар и эпидемия чумы стали причинами страшных разрушений и гибели множества людей в Риме.

В V в. н. э. Римское государство, ослабленное внутренними распрями и внешними войнами, распалось. Но его искусство оказало значительное влияние на развитие культуры последующих эпох.

Заключение

 

Искусство Рима не только последний этап в развитии античности. Многое в нём превосходит культуру средневековья. Уже в Древнем мире формировались новое понимание мира и многие художественные идеалы.

В сферу искусства в поздние века Римской империи вовлекалось уже значительно большее, нежели раньше, число людей. В художественной культуре Рима возникали предпосылки для рождения и развития средневекового искусства, глубоко противоречивого в поисках совершенства и красоты. Мастера древнего Рима оставили великое художественное наследие, создав неповторимые оригинальные произведения: красочные фрески и мозаики. Территориальная близость Рима к европейским странам обусловило проникновение античных идей в культуры последующих эпох. Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик.

Большое влияние на развитие Римского искусства в эпоху республики оказало греческое искусство, а также греческая мода на отделки домов, на течение в живописи.

Таким образом, можно сказать, что в эпоху римской республики начался расцвет римского изобразительного искусства. Пусть это начало ознаменовалось лишь подражанием и заимствованием греческой культурой. В последствии это приведет к развитию своей оригинальной техники живописи, но это будет уже эпоха Римской империи.

 

 

 

Список литературы

 

1.  История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990.

2.   Соколов Г.И., Искусство Древнего Рима, М., 1971

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — российская универсальная энциклопедия. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (Санкт-Петербург, 1890—1907)

4. Электронный ресурс - http://30school.ru/iskusstvo/skulptury-drevnego-rima.html

5.  Википедия.

6.  Электронный ресурс - http://istoriya-iskusstva.ru/zhivopis-drevnego-rima


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!