Правовое воспитание военнослужащих



Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой под­готовки.

С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой сто­роны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значи­тельной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной право­вой подготовке как командиров и начальников, так и подчинен­ных коренятся причины многих социальных проблем военно­служащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, спе­циалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.

 

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу­ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

Знание правил этикета помогает командиру вести воспита­тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково­дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече­ских взаимоотношений — неотъемлемое качество российского офицера.

Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита­тельную почву для беспорядка и неорганизованности.

Понятие и структура воинского этикета

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече­ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет­ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин­ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.

Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа­щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс­ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще­ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле­нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз­говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста­вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром­кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа­ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд— все это также учитывается при оценке культуры обще­ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле­дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно­служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.

Воинский этикет— эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо­отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли­вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со­блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) — это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со­ответствующую ситуации. Скромность — это стиль вежливого по­ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи­вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре­деляет культуру общения военнослужащего.

С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре­бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой­сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста­тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Поведение человека в военной форме — та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно­сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве­теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво­ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по­ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об­ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об­щественных местах и семье.

В наше время основные этикетные нормы для военнослужа­щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян­но служить примером высокой культуры, скромности и выдер­жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто­инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж­ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа­щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает­ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ­цы взаимоотношений, соответствующие современным принци­пам общения между людьми в условиях военной организации.

Командир должен прежде всего выступать примером для сво­их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ­циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно­служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство­вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во­просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра­щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».

Самое ценное качество командира — уметь организовать лю­дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада­чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.

Поведение в быту

Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо­вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об­зором в различных условиях.

Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку­рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы­вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти­мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре­ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го­ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи­ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!