Специфика художественных промыслов как отраслей специализации



Говоря о современных художественных промыслах, я упомянула об основных традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.

Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» — безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов — с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.

Другая, не менее противоречащая традициям народного искусства оплошность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.

Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.

Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.

Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.

Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.

Глава 3. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их развития

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки.

Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. В Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов.

Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных художественных промыслах». В 1998 году была завершена работа над проектом федеральной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года».

Депутат Валерий Тарасов в запросе к заместителю Председателя Правительства указал на необходимость срочной разработки правовых нормативных актов, предусмотренных федеральным законом «О народных художественных промыслах». К этой работе он предлагает привлечь членов рабочей группы Комитета Государственной Думы по культуре, специалистов ассоциации «Народные художественные промыслы России», НИИ художественной промышленности, ведущих организаций промыслов. В. Тарасов руководил рабочей группой Комитета по культуре, которая занималась дорабатывала проекта федерального закона «О народных художественных промыслах», введенного в действие с января 1999 года.

Законом предусмотрено утверждение в порядке, устанавливаемом Правительством, двух подзаконных актов: Типового положения о художественно-экспортном совете по народным художественным промыслам и Перечня видов их производств и групп изделий народных художественных промыслов. «Договор на разработку этих подзаконных актов, — пишет В. Тарасов, — Минэкономики России заключило с институтом Информэлектро, который не имел отношения ни к разработке проекта закона, ни вообще к народным художественным промыслам. Проекты Типового положения и Перечня, разработанные институтом Информэлектро, не соответствуют задачам, для которых предназначены эти подзаконные правовые нормативные акты. И не могут служить основой для формирования соответствующих подзаконных актов».

Такова борьба Ассоциации за процветание и развитие гордости российской самобытной культуры.

Активное привлечение Ассоциацией художников промыслов к участию в отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музеев и выставок способствует развитию промыслов, росту профессионализма мастеров.

В последние годы событиями большого культурного значения стали выставки народных художественных промыслов России в честь 220-летия вхождения Северной Осетии в состав России, 900-летия Рязани, 100-летия со дня рождения С. А. Есенина, 100-летия Нижегородской ярмарки, а также экспозиции, организованные для дипломатических представительств и в Мемориальном комплексе «Поклонная гора».

На республиканской выставке-ярмарке «Народные художественные промыслы России — 850-летию Москвы», состоявшейся в 1997 году, было представлено около 2000 художественных изделий более 100 промыслов многих республик, краев и областей Российской Федерации. Неизменное восхищение посетителей выставки и специалистов вызывали кружевное панно вологодских мастериц «Храм Христа Спасителя», златоустовское клинковое оружие, украшенное золотой и серебряной насечкой, высокохудожественные шкатулки, кубки, холмогорская ажурная резьба по кости, многофигурные скульптурные композиции тобольских косторезов, художественная лаковая миниатюра традиционных центров Палеха, Федоскина, Мстеры, Холуя, хохломская и городецкая роспись по дереву, фарфор Гжели, Кисловодска, Вербилок, керамика Скопина, богородская резная скульптура из дерева, строчевышитые изделия различных регионов России. Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров Российской Федерации.

Для повышения творческой активности одаренной молодежи Ассоциация ежегодно с 1990 года совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание» и Политехническим музеем проводит смотр-конкурс «Молодые дарования».

В последние годы в связи с ростом национального самосознания в творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Большое внимание уделяется изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера промыслов приняли активное участие во II Международной выставке «Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной Третьяковской галерее.

В обращении к участникам XII конференции Ассоциации (1997) Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин отметил, что большая роль в сохранении и развитии традиций декоративно-прикладного искусства, творческого потенциала талантливых художников и мастеров принадлежит Ассоциации «Народные художественные промыслы России».

Заключение

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной курсовой работы. В ней были рассмотрены исторические предпосылки зарождения народных художественных промыслов, описано их текущее состояние и проведен анализ работы современной организации по защите и обеспечению развития современных народных художественных промыслов.

И все же хочется в заключение выразить мнение простых людей, жителей городов и деревень Российской Федерации. Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.

Список использованной литературы:

 Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР, М., 1959

Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России, М., 1989

 ред. Станицкий А. В., Народные художественные промыслы СССР, М., 1983

Воронов В. С., О крестьянском искусстве, М., 1972

 Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 27 февраля 1975

 Бакушинский А. В., Искусство Палеха, М., 1932

 В. Тарасов: для сохранения художественных промыслов и предотвращения подделок под народное искусство нужны нормативные акты //Российская газета, 1998

Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999

 Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!